МААМ-картинки

Образовательная ситуация в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Наталья Дьяченко
Образовательная ситуация в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи

Образовательная ситуация в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.

Разделы программы:

«Формирование целостной картины мира».

«Художественного воспитания».

Тема занятия «Путешествие в осенний лес».

Публикация «Образовательная ситуация в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи» размещена в разделах

Цель занятия: Формировать умение наблюдать за сезонными изменениями в природе; закреплять знания о характерных признаках осени (изменение окраски листьев, увядание трав, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых); формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов); ориентировка на плоскости по карте- схеме; совершенствование умения измерять длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закрепление в речи сравнительных форм прилагательных: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий. Совершенствование навыков порядкового счёта в пределах десяти. Работа над пониманием вопроса «Который по счёту?».

Развитие связной речи, мышления, восприятия, творческого воображения, моторики тонкой. Вызывать у детей интерес к природе, желание её изображать; развивать эстетическое восприятие, воображение, самостоятельно находить средства для изображения пейзажного рисунка.

Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Ноутбук, слайды картин с изображением осеннего леса, иллюстрации картин И. Левитана «Золотая осень», «Вечерний звон», аудио запись П. Чайковского «Осенняя песня» из альбома «Времена года»,А. Вивальди «Осень»; тонированная бумага, кисти, краски.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе; за тем как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы, собираются птицы в стаи. Сбор листьев деревьев и кустарников и составление букетов. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке, закрепление знаний детей об этом времени года. Чтение сказки К. Ушинского «Спор деревьев», С. Воронина «Моя берёза. Осенью», чтение стихов,рассматривание репродукций картин художников.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, мы отправляемся с вами в путешествие в осенний лес. Предлагаю надеть воображаемые шапочки, башмачки, плащи. Почему нам всё это необходимо для путешествия?

Дети: Чтобы укрыться от дождя, ветра, холода. Ещё осень так одеваются.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня». На доске выставлена картина осеннего леса.

Воспитатель читает стихотворение :

«Приметы осени» :

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень.

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом, уж жди, не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь -

Значит, наступила ОСЕНЬ.

2. Беседа  по стихотворению.

- Какие приметы осени перечислены в стихотворении?

- Что вам больше всего понравилось в стихотворении?

- А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный.)

- Как вы догадались, что сегодня такая (ясная) погода?

3. Эмоциональный этюд

- Закройте глаза и  представьте  свои ощущения в разную погоду (солнечная, ветреная.).

- Как вы будете себя вести : одежда, отдых, правила поведения в экстремальных условиях (дождь, туман. ?

Дети рассказывают о своих ощущениях и приспособленности к погодным условиям.

- А почему мы не слышим веселых птичьих голосов?

5. Игра «Осенние листья» (с мячом).

Ребята, а знаете ли вы какие листья на разных деревьях? Например, на берёзе – берёзовые. А на клёне?

на клёне – кленовые,

на осине – осиновые,

на рябине – рябиновые,

на иве – ивовые,

на каштане – каштановые,

на орехе – ореховые,

на дубе – дубовые.

Воспитатель:

Вы просто молодцы!

Посмотрите, ребята, прилетел к нам дубовый листок, который просит о помощи не для себя, а для муравьишки – Кузи! Поможем, ему достроить дом – муравейник! Если лист дубовый, значит муравейник скорей всего у дуба.

Нам необходимо найти дуб. Для этого нам нужна карта – план, чтобы не заблудиться в лесу.

Игра «Мы идём на помощь».(рассматривание карты, потом проложить маршрут по инструкции).

Мы идём прямо по лесной тропинке, выходим к озеру, на котором плавает утка, поворачиваем налево идём мимо озера, прямо через овраг по мосту, поворачиваем направо.

Воспитатель: А почему мы не можем повернуть налево?

- Там медвежья берлога. Это опасно. Медведь дикое животное.

Мы идём направо к холму, где растёт большой старый дуб. Чтение стихотворения И. Токмоковой:

Дуб.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

 А вот и муравейник с муравьишками, которые чинят свой дом.

Игра «Муравьишки чинят дом».

Муравьишки чинят дом

Тащат ветку впятером

Раз, два, три, четыре, пять,

Очень трудно их считать.

Воспитатель: Сосчитайте по порядку муравьёв, которые тащат берёзовую ветку.

-1, 2, 3, 4, 5.

Воспитатель: Который по счёту муравей не такой, как все остальные муравьи?

- 3-ий по счёту муравей отличается от других по цвету. Он рыжий, а остальные коричневые.

Воспитатель: Сосчитайте по порядку муравьёв, которые тащат дубовую ветку.

-1, 2, 3.

Воспитатель: Который по счёту муравей не такой, как все остальные муравьи?

- 2-ой отличается от других по размеру. Он маленький, а другие муравьи большие.

Воспитатель: точно!

Сосчитайте по порядку муравьёв, которые тащат осиновую ветку.

-1, 2, 3, 4.

Воспитатель: Который по счёту муравей не такой, как все остальные муравьи?

- 4-ый по счёту муравей отличается от других муравьёв по размеру. Он большой, а все остальные муравьи маленькие.

Воспитатель: Правильно. А теперь давайте сравним длину веток, которые тащили муравьи. Что нам для этого нужно?

(Измеряется с помощью мерки длина веток, дети расставляют на магнитной доске их по порядку, от сомой длинной до самой короткой, а потом делают вывод).

- Берёзовая ветка самая длинная. Она длиннее осиновой и дубовой веток.

- Её длина 4-е мерки.

- Осиновая ветка короче берёзовой ветки.

- Её длина 3 мерки.

- Дубовая ветка самая короткая. Она короче и берёзовой, и осиновой веток.

- Её длина 2 мерки.

Воспитатель: Вы просто молодцы! Справились с таким трудным заданием. Я вами горжусь.

Подвижное упражнение «Туман».

Туман повис клоками в саду и во дворе.

Поймать туман руками решил я на заре.

Я взял его ладошкой и крепко – крепко сжал.

Но прыткий он, как кошка,

Он взял - и убежал.

Висит туман над речкой и дышит, как живой,

Как белая овечка с кудрявой головой.

И маленькие рожки на этой голове…

Но поутру остались лишь капли на траве.

Воспитатель загадывает загадку:

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток смела,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, спросите вы?

Воспитатель: Ребята, вы узнали, что это за время года?

- Осень!

Воспитатель: Что происходит с природой?

Дети рассказывают о осенних признаках (желтеют листья, птицы улетают на юг, день становится короче и т. д.).

Затем уточняет, что есть две осени, и к каждой у нас особая любовь.

Первую осень называют золотой, любят её за щедрость, с какой она отдаёт людям богатство своих полей, садов, лесов; за «в багрец и золото одетые леса».

Воспитатель читает стихотворение Ф. Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера.

Ребёнок читает стихотворение А. Толстого «Осень» :

Осень. Обсыпает весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь в дали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Воспитатель: Ребята, пейзаж поздней осени совсем другой: умолкло пение птиц, лишь изредка попискивают непоседы- синицы да стучит клювом дятел. На водоёмах пока ещё можно увидеть уток. Они последними покидают родные края.

Воспитатель читает стихотворение А. Плещеева:

Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

Воспитатель : Ребята, вы понимаете, что не только поэты, но и художники в своих картинах отражали всю красоту осенней природы. (Дети подходят к репродукциям картин великих художников и рассматривают их).

Воспитатель: Скажите, дети, какое настроение вызывает картина И. Левитана «Золотая осень»? Какую осень изобразил художник?

Дети: Радостная, светлая, живая…

Воспитатель: Предлагаю вам прослушать, как композиторы отражали красоту осени в музыке. Это произведения великих композиторов А. Вивальди и П. И. Чайковского – «Осень» (звучат два произведения).

Воспитатель: Какое настроение вызывает музыка? Какую осень хотел передать композитор в своём произведении?

Дети: Приятное, хорошее… Первое произведение радостное, а другое грустное.

Воспитатель: А теперь мы с вами будим юными художниками. Но для начала немного поиграем, представим, что мы деревья.

Координация речи с движением.

Руки подняли и покачали;

Это деревья в лесу;

Руки согнули и встряхнули,

Это ветер сбивает листья,

Как они сели – руки - согнули назад.

Прежде чем приступим к работе разомнём пальчики, поиграем с ними :

Один, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья рябины,

Листики клёна, листья калины

Листики дуба мы соберём,-

Маме осенний букет отнесём.

Предлагаю приступить к работе и нарисовать вам, ребята, ту осень, которая вам понравилась (грустную или радостную). (Во время работы детей использую приёмы косвенного руководства, использую физическую помощь, указания. Создаю ситуацию успеха, стимулирую детей к деятельности).

(Дети рисуют под звучание тихой музыки).

Воспитатель: Какие у вас получились интересные работы, какое разнообразие колорита, композиций. Какое настроение вызывают эти «картины». Каждый ребёнок рассказывает о своём пейзаже.

Теперь, мы организуем выставку картин, чтобы все увидели, какой разной бывает осень.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. Но может ещё кому –нибудь понадобится наша помощь, ведь в лесу столько обитателей, что впереди, нас ждёт столько интересного и увлекательного, и неизведанного.

Публикации по теме:

Конспект итоговой НОД по ФЭМП и развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Цель: обобщение знаний, полученных в процессе познавательного и речевого развития детей. Задачи: Образовательные: - заинтересовать детей.

Конспект мероприятия с детьми группы компенсирующей направленности 4–6 лет с нарушением слуха «Осень в лесу» М. А. Зверева учитель-дефектолог первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №19 «Снежинка»комбинированного вида» г. Северодвинск,.

Конспект НОД с использованием песка в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Страна Зодиакалия» Задачи: • развитие общения со взрослыми и сверстниками; • развитие эмоционального интеллекта, стабилизация эмоционального.

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в страну математике».

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности (для детей с ЗПР) Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звукознайкин и Буквоед» Обучающие задачи: закреплять знания о гласных.

Конспект занятия по развитию речи детей в старшей группе компенсирующей направленности «У нас в гостях Лунтик» Решаемые задачи Развитие слуховой и зрительной памяти и внимания. Учить детей развивать пространственные представления, умение.

«Посуда». Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по лексической теме «посуда» Цели:.

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения «Гимнастика для глаз» Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой,.

Мероприятия с детьми группы компенсирующей направленности 4–6 лет с нарушением слуха Конспект мероприятия с детьми группы компенсирующей направленности 4-6 лет с нарушением слуха «Рисование скрытого предмета «Что в мешочке?»».

Организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности «Экскурсия в ателье»Организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности «Экскурсия в ателье» Интеграция образовательных областей "Познавательное развитие", «Речевое развитие» Методики, применяемые на занятии: - словесные методы (беседы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи
Опубликовано: 9 января 2016 в 17:46
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД