Елена Шабунина
Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Обучающие задачи:
Совершенствовать навыки счета в пределах десяти. Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
Развивающие задачи:
Развивать познавательную активность, любознательность, воображение, мышление. Развивать умение слушать воспитателя и сверстников.
Публикация «Конспект ОС по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников „Страна чудес“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитывающие задачи: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности : познавательно-исследовательская
Возраст детей: дошкольники 6-7 лет
Оборудование: экран, флэш-карта, ноутбук, емкости и сосуды разной формы и размера, кисточки, ложки, соль, пластиковые тарелки, 2 сырых яйца, белая тарелка, конфеты «Скитлс», ватные палочки, лимон, листы белой бумаги А4-12шт, йод, манная крупа, магниты 4шт, фигуры сундуков на скрепках, 4 конверта с заданиями, медали, сундучок, игрушка Медвежонок.
Предварительная работа: Создание презентации, изготовление медалей, конвертов с заданиями.
Методические приемы: Игровые – сюрпризный момент (письмо) Наглядные – использование картинок, карточек-подсказок Словесные – вопросы, художественное слово
Организация детей на образовательной деятельности : 5 столов с оборудованием стоят в форме буквы «П», детские стульчики стоят перед мультибордом, стол воспитателя рядом.
Ход ОС:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте сними поздороваемся.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Здравствуйте! Сегодня я приглашаю вас в «Страну чудес». Посмотрите какая она красивая (показываю на оформление игровой комнаты).
Воспитатель: Жители Страны Чудес любят дарить друг другу подарки. Ребята, вы любите получать подарки? (ответы детей).
Воспитатель: Я для вас приготовила небольшие подарки, которые положила в сундучок и оставила на столе. Давайте подойдем к столу, и я вам все покажу.
(Подходим к столу, сундучка нет, на столе лежат 6 конвертов).
Воспитатель: А где же сундучок? Исчез! Чудеса! Кто нам поможет найти сундучок? (Стук в дверь)
Воспитатель: Дети, вы слышали, кто-то постучал с дверь? Ой, нам пришло письмо (Открываем и читаем).
«Я волшебный Джин! Помогу вам найти ваш сундучок, но для этого вы должны выполнить все мои задания. Вы согласны?»
Дети: Да!
«За каждое правильно выполненное задание вы будите получать подсказку – часть от большой картинки, на которой изображен тот кто, спрятал ваши подарки. Когда вы соберете все части, то узнаете кто это».
Воспитатель: Готовы? (Ответы детей)
Воспитатель: Прямо сейчас мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала вспомним правила безопасности:
Дети: можно думать, слушать, смотреть, с осторожностью трогать и нюхать, нельзя: разговаривать во время эксперимента, кричать, осторожно обращаться с приборами их можно не только разбить, но и пораниться.
Воспитатель: Открываем конверт № 1
«Волшебник спрашивает: «Умеет ли яйцо плавать?»
Опыт: Для этого опыта нам нужны две банки 0,5 л. с чистой водой, 2 яйца и поваренная соль. Опускаем яйцо в банку с чистой водой, оно медленно опустится на дно банки. Во вторую банку добавляем 3-4 ст. л. соли, размешиваем и опускаем яйцо. В соляном растворе яйцо будет плавать на поверхности.
Вывод: Когда мы растворяем соль в воде, плотность воды становится больше плотности яйца и яйцо не тонет. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Также и с человеком. Например, в М ртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности и не бояться утонуть.
Воспитатель: Вы доказали, что яйцо умеет плавать, держите подсказку.
Воспитатель: Открываем конверт № 2
«Волшебный джин задает загадку:
Лишь только дождичек прошел, Я в небе новшество нашел: Сквозь небосвод прошла дуга. В ней семь цветов, там.
(РАДУГА)
Волшебнику очень нравится радуга, он готов любоваться ею каждый день. И просит вас сделать для него радугу».
Опыт: Из конфет «Скитлс» выкладываем по краю тарелки круг, в центр круга наливаем теплую воду и смотрим, как появляется радуга.
Вывод:В конфетах очень много красителя (краски). Вода является растворителем, поэтому краситель из конфет растворяется в воде и получается радуга.
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием? (Да)
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт № 3
«Ребята, вы любите рисовать? Чем вы любите рисовать? Волшебник просит для него нарисовать красивые картинки. Но рисовать вы будите исчезающей краской».
Опыт: Дети обмакивают ватные палочки в сок лимона и рисуют на листке рисунок.
Воспитатель: Пока ваши рисунки сохнут, мы немножко отдохнем
Физминутка:
«Очень дружно мы живем»
Очень дружно мы живем (показывают большой палец)
Мы по улице идем (маршируют на месте)
Если очень мы спешим, вместе быстро побежим (бег на месте) Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты) Если рядом нет кого-то, мы поищем там и тут (наклоны)
Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и выдох)
Значит можно продолжать на вопросы отвечать (подходим к столу)
Воспитатель: Давайте рассмотрим ваши рисунки. Но на них ничего не видно! Что мы покажем волшебнику?
Воспитатель: Не расстраивайтесь. Я ведь тоже немножко волшебница. Мы сейчас приготовим волшебную жидкость, которая «невидимое» делает видимым.
Предлагаю детям в воду добавить йод и закрасить весь лист водным раствором. Дети выполняют задание, рисунок появляется.
Вывод: Йод вступает в реакцию с крахмалом, находящимся в бумаге и окрашивает ее в светло – фиолетовый цвет. А те места, на которых был сок, остаются белыми.
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт № 4
«Однажды в пустыне оставил я 5 сундуков с сокровищами, а ключи от них потерял. Помогите мне их найти»
На столе стоит контейнер с манкой (пустыня). В манке спрятаны ключи. Воспитатель: Ребята, как можно найти ключи?
Дети: Просеять, на ощупь.
Воспитатель: Но у нас нет сита, чтобы просеять, да и руки вымазывать не хочется. Посмотрите на столе лежит коробочка, может, открыв ее мы догадаемся, как достать сокровища. (В коробке лежат магниты)
Воспитатель: Что это? Для чего нужен магнит? (ответы детей) Воспитатель:
Магнит – это предмет.
Который магнитным полем обладает. Сил у него на многое хватает.
Чем крупнее магнит, тем шире его поле
И больше предметов он притянет поневоле.
Воспитатель: Правильно, магнит притягивает железо. А так как ключи металлические, мы сможем магнитом достать их?
Опыт: Дети проводят магнитами над манкой и собирают ключи. Вывод: Магнит может примагничивать железо на расстоянии.
Воспитатель: Ребята, вы все ключи волшебника нашли? Давайте проверим и посчитаем их. (Дети считают)
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием!
(Дается подсказка)
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам немножко отдохнуть. Пройдите на стулья и попробуем разгадать кроссворд.
Воспитатель: Открываем конверт № 5
В детстве я очень любил строить пирамидки, а когда вырос - строил башни. Предлагаю и вам попробовать соорудить Пизанскую башню.
Опыт: Построим на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой развели немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно выльем немного жидкости в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Вывод: Вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием? (Да)
(Дается подсказка)
Воспитатель: Открываем конверт № 6
«Волшебные зеркала». Ребята, скажите, а можно ли из одного яблока сделать 2,3,4,5 или шесть, не используя режущие предметы?
Опыт:
Поставили два зеркала под углом больше чем 90°. В угол положили одно яблоко. Вот тут и начинается, но только начинается, настоящее чудо. Яблок стало три. А если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начинает увеличиваться.
Вывод: Чем меньше угол сближения зеркал, тем больше отразится предметов.
Воспитатель: Ребята, вы справились с заданием? (Да)
(Дается подсказка)
Воспитатель: Задания все закончились. Попробуйте вместе собрать картинку. Дети собирают пазлы в картинку. Это изображение игрушки медвежонок.
Воспитатель: Дети, кто это? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это тот, кто спрятал ваши подарки. Посмотрите, в группе есть медвежонок?
Подходим к игрушке и находим сундучок. Открываем сундучок там лежат сладости.
3. Рефлексия:
Ребята, вам понравилось выполнять задания? (ответы детей) Какие задания мы сегодня выполняли? (ответы детей)
А какое задание вам понравилось больше всего? (ответы детей) Что нового вы узнали? (ответы детей)