Получи документы

Образовательный проект «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста«

Майя Тайбарей
Образовательный проект «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста«

ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик»

«Год народного искусства и культурного наследия»

Образовательный проект

«Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила: Тайбарей Майя Николаевна,

ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик»

г. Нарьян-Мар

2022 год

Содержание

1. Паспорт проекта….…. 3

2. Описание проекта….… …5

2.1 Аналитическое обоснование…. …5

Публикация «Образовательный проект „Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста„» размещена в разделах

2 .2 Стратегия и тактика реализации проекта …. ….….6

2.3 Этапы реализации проекта….…. 7

2.4 Ожидаемые результаты….….…10

3. Заключение…. …. …. …10

4. Список использованных сетевых ресурсов…. 10

5. Приложение …. 11

1. Паспорт проекта

Название проекта Год народного искусства и культуры наследия

Ф. И. О. автора, место работы, должность

Тайбарей Майя Николаевна, ГБДОУ НАО «Детский сад «Семицветик», воспитатель.

Обоснование актуальности проекта Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Если знакомить детей, начиная с раннего дошкольного возраста, с родной культурой, культурой Ненецкого АО, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

Цель и задачи проекта Цель :

• Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему.

• Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию.

Задачи:

• Познакомить детей с устным народным творчеством, с русской народной игрушкой, с музыкальными инструментами, с народными играми, танцами.

Воспитывать интерес и любовь к родной культуре и к народному творчеству; воспитывать патриотическое чувство, чувство гордости за свою страну — Россию через малые фольклорные формы, художественную литературу.

• Развивать познавательную активность детей, любознательность, эстетические способности и духовный потенциал.

Краткое содержание проекта В ходе реализации проекта будут осуществляться следующее: сбор информации по фольклору для детей второй младшей группы, оформление альбома «Фольклор для самых маленьких», оформление уголка, оформление музыкального уголка, беседы с детьми об устном народном творчестве, знакомство с шумовыми инструментами, знакомство с русской народной игрушкой «Матрешкой», прослушивание русских народных песен, знакомство с русскими народными загадками о домашних животных, знакомство с ненецкими подвижными играми, знакомство с ненецкими считалками, чтение русских народных сказок, художественно-творческая деятельность «Флажок», разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Теремок», фольклорное развлечение «В гостях у бабушки Потешницы.

Кадровое обеспечение Педагоги, инструктор по ФИЗО, музыкальный работник.

Целевая аудитория Воспитатели, родители воспитанников, дети второй младшей группы

География проекта Ненецкий Автономный округ

Материально-техническое обеспечение проекта Ноутбук, проектор, иллюстрации по теме «Устное народное творчество», цветная бумага, клей, картон.

Сроки реализации проекта 4 недели

2. Описание проекта

2.1. Аналитическое обоснование

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников : ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств - начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине - происходит постепенно от младшего возраста до школы.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в, то, же время через него по-другому видят окружающий мир.

2.2. Стратегия и тактика реализации проекта

Реализация проекта проходит в три этапа.

Подготовительный этап включает в себя сбор информации по фольклору для детей второй младшей группы, оформление альбома «Фольклор для самых маленьких», оформление уголка, оформление музыкального уголка, создание буклета для родителей.

На практическом этапе беседы о любимых сказках, знакомство с шумовыми инструментами, знакомство с русской народной игрушкой «Матрешкой», прослушивание русских народных песен, познакомить детей с русскими народными загадками о домашних животных, познакомить детей с ненецкими подвижными играми, знакомство с ненецкими считалками, чтение русских народных сказок, художественно-творческая деятельность «Флажок».

На третьем заключительном этапе разыгрывание представления по мотивам русской народной сказки «Теремок», фольклорное развлечение «В гостях у бабушки Потешницы.

Механизмом реализации проекта является совместная деятельность родителей, педагогов и детей.

2.3. Этапы реализации проекта

п/п Этап Мероприятия Сроки Ответствен-

ные Функции

1

Подготовительный

(этап планирования)

1. 1 Подбор литературы по фольклору: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей В течение недели Воспитатели, музыкальный руководитель поисковая

1.2

Организация предметно-развивающей среды в группе: 1)Оформление альбома по теме «Фольклор для самых маленьких»; 2) Оформление уголка в русском народном стиле 3) Пополнение музыкального уголка аудиозаписями колыбельных, русскими народными инструментами.

В течение недели воспитатели поисковая

1.3 Создание буклета для родителей «Это русская сторонка…». В течение недели Воспитатели Поисковая,

творческая

2 Организационный

(практический этап)

2.1 1. «Весёлые музыканты» Знакомство с шумовыми инструментами

2. «Козлик и дудочка» Знакомство с музыкальным инструментом – дудочкой Воспитатели

Музыкальный работник коммуникативная

2.2 «Русская Матрёшка» Знакомство с русской народной игрушкой – Матрёшкой. Использование песен, плясок 1 день Воспитатели коммуникативная

2.3 Прослушивание русских народных песен «Как у нас-то козёл», «Бабушкин козлик», «Петушок», «Гуси, вы гуси», «Курочка рябушечка» В течении недели Воспитатели коммуникативная

2.4 «У бабушки в деревне» Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных 1 день Воспитатели коммуникативная

2.5 Художественно-творческая деятельность «Флажок» 1 день Воспитатели творческая

2. 6 Знакомство с ненецкими подвижными играми: приложение 1

«Хейро – солнце», «Канюк и лемминги»,Оленьи гонки на тройках»

Приложение 1 В течение

недели Воспитатели познавательная

коммуникативная

2.7 Знакомство с ненецкой считалкой Приложение 2 1 день Воспитатели Познавательная коммуникативна

2. 8 Чтение сказок посредством театрализованной деятельности:

1. «Колобок», обр. К. Ушинского (театр на руке);

2. «Гуси –лебеди», обр. М. Булатова (театр на руке- варежковый);

3. «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской (пальчиковый театр);

4. «Снегурочка и лиса»», обр. М. Булатова (пальчиковый театр). В течении недели Воспитатели

2. 9 Беседы:

1. «Мои любимые сказки»

2. «Колыбелька» В течении недели Воспитатели

3 Итоговый

3.1 Фольклорное развлечение «В гостях у бабушки Потешницы»

Приложение 3 1 день Воспитатели

3.2 Разыгрывание Представления по мотивам русской народной сказки «Теремок» 1 день Воспитатели,

Музыкальный работник Коммуникативная, творческая

2.4. Ожидаемые результаты

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

-Умение играть в Ненецкие народные подвижные игры. Используя считалки.

-Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

-Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

3. Бюджет проекта

3000 рублей

4. Заключение

Считаю, что проект актуален и эффективен, т. к устное народное творчество играет большую роль в развитии звуковой культуры речи, учит детей правильно и отчетливо произносить звуки и слова, создает уникальные условия для мышления детей. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, и получает первые впечатления о ней

5. Список использованных сетевых ресурсов

1. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС/ Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика –Синтез, 2021.

2. УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки/ составители Тарабина Т. И, Елкина Н. В- 1996 г.

3. https://sadik-391.ru/data/upload/Dokumenty/Statya_Kolesnikova.pdf электронный ресурс. - дата обращения 20.02.2022.

4. https://www.maam.ru/detskijsad/-kartoteka-igr-narodov-neneckogo-avtonomnogo-okruga.html - электронный ресурс. - дата обращения 16.02.2022.

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2020/04/04/konspekt-folklornogo-razvlecheniya-v-gostyah электронный ресурс. - дата обращения 20.02.2022.

6. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2449904450881049424&from=tabbar&parent-reqid=1646842572131699-15972433422426438922-vla1-3708-vla-l7-balancer-8080-BAL-3918&text=Прослушивание+русских+народных+песен+«Как+у+нас-то+козёл»%2C+«Бабушкин+козлик»%2C+«Петушок»%2C+«Гуси%2C+вы+гуси»%2C+«Курочка+рябушечка» электронный ресурс. - дата обращения 19.02.2022.

Приложение 1

1. «Хейро – солнце».

Цель: развивать координацию движений быстроты реакции.

Содержание

Все играющие становятся в круг, берутся за руки и идут приставным шагом и зовут солнце - хейро, хейро, хейро. В кругу сидит «солнце» - водящий. Когда «солнце» встаёт и выпрямляется, по хлопку «ловишки - солнца» игроки разбегаются. Все игроки увёртываются от «солнца» при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три в круг скорей беги!» те, кого водящий не задел, возвращаются в круг.

2. «Канюк и лемминги».

Цель: Развивать координацию движений (бег врассыпную и на четвереньках).

Содержание.

Ненецкой считалкой выбирается канюк. Остальные дети лемминги. Канюк сидит в своем доме. Лемминги бегают, и ходят по своим тропкам на четвереньках. В данной игре дети сами выбирают способ передвижения (бегают, прыгают, встают на четвереньки и затем снова бегут). По сигналу: Канюк летит! Бегите к своим норкам! Дети разбегаются по своим домикам. Пойманного «лемминга» «канюк» уводит к себе.

3. «Оленьи гонки на тройках»

Цель: развивать быстроту в беге.

На противоположных концах площадки кладутся 2 шнура. Каждая команда разбивается на тройки: 2 «оленя» и «охотник».

В каждой команде по 3—4 тройки. «Охотник» берёт за руки стоящих впереди «оленей». По сигналу «Вперёд!» каждая тройка сначала медленно начинает движение и по сигналу «Бегом!» ускоряет бег и бежит навстречу друг другу от одного шнура к другому. Тройка, быстрее добежавшая до противоположного шнура, побеждает. Выигрывает команда, в которой оленьи тройки наберут больше призовых мест.

Приложение 2

Считалочка

Сильный северный олень

Нас катает целый день!

Но на нарты всем не сесть –

Значит, ты останься здесь!

Приложение 3

Фольклорное развлечение «В гостях у бабушки Потешницы»

Цель: прививать любовь к устному народному творчеству, вызвать у детей радостное настроение, побуждать к активному действию в играх, развивать эмоциональную выразительность, воспитание доброжелательность, эмоциональную отзывчивость.

Активизация словаря: петушок, курочка, цыплята, гуси, собачка.

Оборудование: домик бабушки, костюм бабушки, маски (курочки, цыплят, гусей, игрушки (кошка, петушок, запись музыки, магнитофон, угощение: пряники.

Действующие лица: бабушка, дети.

Ход:

(звучит музыка, из домика появляется бабушка Потешница)

-Здравствуйте, гости дорогие. Меня зовут бабушка Потешница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости, проходите, пожалуйста.

- Ребята, я очень люблю потешки, поэтому меня зовут бабушкой Потешницей. (из-за домика появляется солнышко) Кто знает потешку о солнышке, расскажите.

Ребё нок:

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку.

Бабушка: Ой мои дорогие внучата давайте с вами поиграем в «Ладушки»(обыгрывание потешки «Ладушки»)

Ладушки, ладушки (хлопки в ладоши)

Где были? У бабушки!

Что ели? Кашку!

Что пили? Бражку!

Полетели, полетели! (взмахи руками)

На головку сели! (кладут руки на голову)

Посидели, поели

И дальше полетели! (взмахи руками)

Баушка: Ребята, я люблю не только потешки. Ещё я очень знаю много загадок. Если вы отгадаете мою загадку, то услышите, кто прячется в моём домике.

«Встает на заре

Поет во дворе

На голове гребешок

Кто же это?»

Дети: Петушок!

Бабушка: Правильно, это мой Петя-петушок! (из окошка домика показывается петушок)

Петя-петушок дети знают про тебя стишок

Дети: Петушок, петушок

Золотой гребешок

Масляна головушка

Шелкова бородушка,

Что так рано встаешь?

Деткам спать не даешь,

Ку-ка –ре- ку!

Бабушка: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Курочка и цыплята». Одевайте все маски цыплят, а я буду курочкой (одевает детям маски цыплят, под музыку песни «Вышла курочка гулять» дети выполняют движения)

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней, ребятки желтые цыплятки (дети гуляют по залу)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко (изображая, цыплят)

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Червячка ищите!

Бабушка - курочка: Малые ребятки Желтые цыплятки

Разбежались кто куда!

Ты найдешь их мама

Курочка: Да! Игра «Прятки»

Мы играем в прятки, (дети встают тесной стайкой)

Спрятались цыплятки (Бабушка накрывает их большим платком.)

Я по дворику хожу,

Деток я не нахожу (курочка ходит, ищет детей)

Где мои ребятки заглядывает под стулья…

Желтые цыплятки?

Я к платочку подойду (подходит к детям)

Может деток там найду (Дети пищат из-под платка)

Под платочком кто стоит (Курочка снимает платок)

И тихонечко пищит (радуется, что находит цыплят)

Вот мои ребятки

Желтые цыплятки. (дети и бабушка снимают шапочки цыплят и курочки)

Бабушка: Цыплятки веселились так, что к ним прибежали два весёлых гуся.

Инсценировка «Жили у бабуси два веселых гуся.»

Жили у бабуси

Два веселых гуся

Один серый – один белый

Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки,

В луже у канавки,

Один серый - другой белый

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся

Ой, пропали гуси!

Один серый, другой белый,

Гуси, мои гуси!

Выходили гуси,

Кланялись бабусе

Один серый, другой белый.

Два веселых гуся!

Обрадовалась бабушка, что гуси нашлись.

Бабушка: Ребята, у меня живёт ещё Котя. Вы знаете про него потешку. (ребёнок рассказывает потешку «Котя- котенька коток.»

Бабушка: Молодцы! Предлагаю всем потанцевать.

«Танец дружбы»

Бабушка: Порадовали вы меня. Вот вам прянички друзья (раздаёт угощение)

Публикации по теме:

Устное народное творчество в воспитании дошкольников На вопрос : "Кто придумал чудо-дерево или Мойдодыра?" любой из вас ответит, что это Корней Иванович Чуковский. Так же легко вы назовете.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество» (Появляются ведущие,Хозяин с Хозяюшкой.) -Здравствуйте,гости дорогие! -Веселья вам да радости! давно мы вас ждем-поджидаем,праздник не начинаем.

Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки»Фотоотчет о работе «Устное народное творчество: сказки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страницу! Разрешите предложить вам методическую разработку.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Устное народное творчество. Потешки про петушка и курочкуУстное народное творчество. Потешки про петушка и курочку Сейчас в нашей группе проходит проект "Петушок и его семья". Скоро в рамках проекта будет развлечение "Как курочка с цыплятами весну встречали".

Устное народное творчество «Потешки про зиму»Устное народное творчество «Потешки про зиму» Цель: способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора. Потешки про зиму помогут в игровой форме.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста«
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 16:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД