Получи документы

Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы

Марсела Кисиева
Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы

Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы

Автор - Калиман Наталья Адамовна

МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА

Мир «особого» ребёнка –

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка –

Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

Публикация «Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы» размещена в разделах

Совсем недавно мы даже не могли предположить, что в обычных классах среди обычных детей будут учиться и дети с умственной отсталостью. Но законом об образовании закреплено право родителей (законными представителями) самостоятельно выбирать образовательную организацию для обучения своего ребёнка, а за образовательной организацией – обязанность создать для него все необходимые для успешного обучения условия.

Можно, конечно, долго спорить, хорошо это или плохо, только споры ни к чему не приведут. Сегодня мы попробуем разобраться в общих чертах, что же делать, если у нас в классе есть умственно отсталый ребёнок, т. к. игнорировать этот факт и работать так, как раньше, ничего не меняя – значит не только оставить его без помощи и поддержки, но и накликать на себя много неприятностей, от вполне обоснованных претензий родителей до серьёзной проверки.

Ввиду того, что у умственно отсталого ребенка нарушена познавательная деятельность, одной из основных проблем является сложная обучаемость.

Чем же отличаются умственно отсталые дети от нормально развивающихся детей?

- он не осознает себя учеником,

- ему сложно организовать свою учебную деятельность

- Низкий уровень работоспособности,

- быстрая утомляемость

- объем и темп работы низкий

- информацию, идущую от учителя, воспринимает и перерабатывает замедленно,

- постоянно нуждается в наглядно-практической опоре, в четких и коротких инструкциях.

Что же является нашей с вами основной целью - это социальная адаптация и дальнейшее приспособление к условиям жизни в окружающей их социальной среде. Нам важен не столько результат учебной деятельности, сколько процесс адаптации. И если процесс инклюзивного образования будет идти успешно, то дети и их родители будут довольны, ведь они ждут от нас проявления внимания, тепла, принятия и важно оправдать эти ожидания.

Итак, давайте теперь по пунктам – что делать, если в обычном классе учится умственно отсталый ребёнок?

1. Педагогам крайне важно изучить особенности детей с умственной отсталостью перед тем, как с ними работать. Дело в том, что умственную отсталость часто путают с задержкой психического развития, а эти понятия очень сильно отличаются друг от друга! Кроме того, и умственная отсталость тоже может быть разной – от лёгкой до глубокой, и со своими особенностями и нюансами. Педагогу невозможно будет добиться успеха, если он не будет знать – что под силу ребёнку, в чём ему необходима помощь и какая, а с чем он никогда не сможет справиться, как бы ни старался.

2. Очень важно познакомиться (чем ближе, тем лучше) с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) и с программой для детей с умственной отсталостью. В ФГОС определены планируемые результаты, которых необходимо достичь к концу обучения, а также все условия для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. А в программе подробно, по классам, расписано всё содержание: чему конкретно учить, когда и по каким темам.

3. Далее проведите педагогическую диагностику, чтобы определить, какому классу (по программе для детей с умственной отсталостью) соответствуют знания и умения ученика по основным предметам (русскому языку, математике). Как правило, в коррекционных школах дети учатся в тех классах, которые соотносятся с их возрастом.

4. Составить индивидуальный учебный план. Это дело всех педагогов, которые будут взаимодействовать с данным ребёнком (и учитель-логопед, и педагог-психолог, и социальный педагог, и классный руководитель, учитель-дефектолог).

5. Ученик с умственной отсталостью может выступать в роли объекта насмешек в коллективе, но если педагоги ведут себя правильно, дети привыкают к тому, что для таких детей тоже есть место в мире. Необходимо в общих чертах объяснить, что он обучается по другой программе, чтобы они не шептались у него за спиной и не строили догадок, почему у него всё не так, как у них. Также нужно привлекать одноклассников к оказанию этому ребёнку дружеской, моральной, эмоциональной поддержки.

6. Ищите у ребёнка с умственной отсталостью те качества, которыми он может выгодно отличиться от других детей в классе. Возможно, это будут какие-то способности, умения, хобби, качества характера. Важно давать задания, с которыми он сможет справиться - например, собрать во дворе листья или перенести книги из класса в класс - и после этого при всех отмечать его успехи. Создавайте для этого ученика ситуации успеха, как в учёбе, так и вне её. Это повысит самооценку обучающегося, его уверенность в себе и позволит обрести достойное положение среди сверстников. Ведь главная потребность умственно отсталых детей - в их принятии и их значимости.

7. Как организовать обучение ребёнка в условиях класса? Например, сообщив инструкцию для всего класса, можно объяснять ему задания, обязательно с опорой на наглядность и соответствующие уровню его развития, в то время, пока остальные дети выполняют упражнения самостоятельно, или давать ему задания на карточках, и т. п.

Вот еще некоторые рекомендации, которые можно использовать на уроке.

В завершении своего выступления хочется зачитать стихотворение Леонида Николаевича Мартынова.

А ты?

Входя в дома любые -

И в серые,

И в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Публикации по теме:

Игровое занятия для детей 3 класса с нарушением интеллекта «Угадай-ка!» Название игры: «Угадай-ка!». Цель игры: развитие элементов словесно-логического мышления. Задачи: Коррекционно-обучающие: - продолжать.

Домашнее задание «Овощи» для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта «Овощи» 1. Поговорите с ребенком об овощах. Расскажите, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, урожай с поля и огорода убирают.

ФЭМ представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в дидактической игре Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в дидактической игре Дошкольный.

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в дидактической игре ФЭМ представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в дидактической игре Формирование элементарных математических представлений.

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта 4–6 лет Индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта (4-6 лет). Месяц № игр.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта «Зима» Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта. Тема: «Зима». Задачи: 1. Образовательные. Уточнять и расширять.

Конспект занятия-взаимодействие с подгруппой детей с нарушением интеллекта подготовительной группы Конспект занятия - взаимодействие с подгруппой детей с нарушением интеллекта подготовительной группы. Формирование Элементарных Количественных.

Развлечение к 1 сентября для детей с нарушением интеллекта Действующие лица: Ведущий, Карлсон, дети, воспитатели Цель: Создать радостное, весёлое, праздничное настроение у детей и родителей. Задачи:.

Конспект занятия с подгруппой детей с нарушением интеллекта подготовительной группы «На лугу» ФЭКП Развитие сенсорноговосприятия (зрительное/тактильно-двигательное) Подготовка руки к письму Тема: «На лугу» Приоритетная образовательная.

Взаимодействие с подгруппой детей с нарушением интеллекта в подготовительной группе .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей с нарушением интеллекта в условиях общеобразовательной школы
Опубликовано: 15 января 2018 в 15:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД