Металлова Елена
Занятие по обучению грамоте «Согласные звуки [х] [х’], буквы Х, х»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок обучения грамоте по программе «Школа России»
Тема урока: Согласные звуки [х] [х'], буква Х,х
Учителя начальных классов Металловой Елены Витальевны
ГБОУ СОШ №193
Технология построения урока: Проблемно – диалогическая с использованием ИКТ.
Цель урока:
Создание условий для:
• овладения обучающимися знаниями о звуках [х] [х'], буквах Х,х;
Публикация «Занятие по обучению грамоте „Согласные звуки [х] [х’], буквы Х, х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
• для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
• для формирования культуры поведения на уроке.
Личностные УУД: Формируемые универсальные учебные действия
Предметные умения
Учебно-языковые умения:
o давать характеристику согласных звуков;
o безошибочно узнавать буквы Х,х;
o совершенствовать навыки чтения слов с буквами Х,х;
o проводить простейший звуко-буквенный анализ слова.
Речевые умения:
o правильно называть буквы русского алфавита;
o объяснять лексическое значение слова;
o подбирать заголовок к тексту;
o отвечать на вопросы по тексту.
o устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
o определять общие для всех правила поведения
o определять правила работы в парах
o оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
o устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Познавательные УУД:
o ориентироваться в учебнике;
o ориентироваться в системе знаний (определять границы знания/незнания)
o находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;
o проводить анализ учебного материала;
o проводить классификацию, указывая на основание классификации;
o проводить сравнения, объясняя критерии сравнения;
o уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
o слушать и понимать речь других;
o уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
o владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Регулятивные УУД:
o определять и формулировать цель деятельности на уроке;
o формулировать учебные задачи;
o высказывать свое предположение на основе учебного материала;
o отличать верно выполненное задание от неверного;
o осуществлять самоконтроль;
o совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.
Ресурсы:
Книгопечатная продукция: В. Г. Горецкий «Азбука»;
Технические средства обучения : компьютер, медиапроектор
Экранно-звуковые пособия : презентация в Power Point «Буква Х,х»
Дополнительные карточки для работы в парах, наборы карточек для звуковых схем.
Ход урока
1. Организационный момент.
1) На доске, ребята, уже знакомые вам буквы.
Давайте прочитаем сначала буквы написанные красным цветом, а потом – синим, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок. (слайд 2)
Огбруачмеонтиее
- А нужен ли нам этот урок?
- Но ведь мы уже знаем буквы, а кое-кто уже умеет читать и писать слова.
- Наверно мы уже стали грамотными? (нет, мы изучили не все буквы)
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
- Это наш девиз урока чтения.
- Давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке? (читали тексты с буквой Й, закрепляли материал) и на уроке мы закрепляли полученные знания.
- Сегодня на уроке мы открываем новые знания. Давайте составим план урока. С чего мы начнем урок? (с повторения материала), для чего нам нужны эти знания (они помогут нам разобраться с новым материалом, легче будет справиться с новым материалом). (слайд 3)
- Что будем делать дальше? (открывать новые знания)
- После того, как познакомимся с новыми звуками и буквой, чем будем заниматься? (закреплять полученные знания);
- Что мы делаем в конце урока? (Подводим итоги).
2. Начнем с повторения, и я вам предлагаю поиграть в игру «Верите ли вы?» В игре разрешается делать только два движения. Если вы верите, вы киваете головой, если не верите показываете, что вы не согласны). Молодцы! Очень мало ошибались. Скажите, а могут нам пригодиться эти знания для изучения нового звука и буквы?
3. Самоопределение к действию
На доске появляются картинки. (слайд 4)
- Кого вы видите на картинках? Какой звук спрятался в каждом слове? (звук х).- Или какой звук есть в каждом слове, но мы его не изучали? Дайте характеристику этому звуку.
- Какое слово лишнее? (орехи)
- Почему? (в этом слове мягкий звук) Дайте ему характеристику. Какие слова вы можете назвать с этими звуками?
- Назовите тему нашего урока? Какую цель мы поставим на уроке? (Научиться распознавать звуки [х] [х'] и читать слова и предложения с буквами Х,х)
-Какие учебные задачи мы должны решить? (слайд 5)
Познакомиться со звуками[х] [х'] и буквами Х,х
Научиться различать : звук от буквы, согласный от гласного, твердый звук от мягкого, звонкий звук и глухой;
Учиться читать с буквой Х слияния, слова, предложения и тексты;
Развивать речь, память, внимание.
4. Актуализация знаний
Я сейчас прочту рассказ «Утро в деревне». Ваша задача послушать внимательно и постараться запомнить как можно больше слов с новыми звуками.
Утро в деревне.
Мы в деревне. Утро. Запел петух. Слышны звуки рожка. Кто это играет? Это пастух, он пасет овец. Рядом раскинулись хлебные поля. Идем в лес, встретили охотника, который собирает хворост. Рядом, на речке, ребята ловят рыбу. Хороша будет уха. Тихо кругом, красиво. Хорошо в деревне!
(петух, пастух, хлебные, охотник, хворост, хороша, тихо, хорошо).
– Где в словах могут стоять звуки[х] [х']? (в начале, в середине и на конце слова).
Давайте поиграем в игру «Поймай звук» и немного отдохнем.
Учитель читает слова: халат, страх, ахать, пахать, храбрец, хлопок, верхушка, запах, рубаха, смех.
Откроем конверты, достанем карточки – схемы и сделаем звуковой разбор слова смех, хорек, кухня. Работа на доске. Подобрать к каждой картинке нужную схему.
5. Ну-ка сделаем зарядку. Раз - листочек поднимаем, Два – листочек загибаем, Три – еще разок свернули, на четыре – развернули. Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови!
-Это буква Х
- А кто мне скажет на что она похожа? (ножницы, мельница, лопасть вертолета). Сложите букву х из палочек.
Дети читают слияния по слайду. (слайд 6)
Игра «Буква потерялась» Дети выходят к доске, вставляют букву и читают слова.
…алва, …итрец, …олод, я. та, ме, …олодильник, …урма, вдо…и, му…и, ма…ать.
На доске пары слов: халва – хвала, вдох – вход, хорошо – плохо, хлеб – хлеба, холод – холода.
-Прочитайте слова. Какую особенность заметили (анаграммы, антонимы, ед. ч. и мн. ч.)
6. Работа в Азбуке.
-Открыли Азбуку на стр. 37
-Прочитайте, какая народная мудрость написана вверху страницы?
- Как вы понимаете эту пословицу? Давайте рассмотрим иллюстрацию.
- Что изображено в центре?
- Что изображено в правом верхнем углу? Кого принято встречать хлебом и солью (в старину люди считали, что хлеб символизирует землю, а соль сверху хлеба солнце.)
-Каким изображено солнышко?
- Как выращивают хлеб?
- Что изображено в нижней части иллюстрации? (серп и пшеница)
- Какую роль в жизни человека играет пшеница?
- Почему солнцу, звездам и месяцу отведена большая часть иллюстрации? (от явлений природы зависит урожай зерновых) Слева изображен бог солнца, справа дева Мария с ребенком.
- Открыли Азбуку на стр. 39,
- Первая группа (сильная) читает текст в парах.
- Вторая группа (слабая) читает слова по карточке (слова разделены на слоги и выделены слияния)
Далее дети читают цепочкой по предложениям.
Вопросы по тексту: - Какое время года в рассказе? О каких приметах осени говорится в тексте?
Что дрожит от холода? Какими становятся дни? Где появился ледок? Что надо убрать с полей до холодов? Придумайте заголовок к рассказу. (уборка хлеба)
7. Физкульминутка
• Мы зернышки и нас посадили в землю
• Мы колоски (подняли руки вверх и потянулись)
• Скосили колоски (движения руками)
• Смололи зернышку в муку (потерли ладошки)
• Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки)
• Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в сторону)
• Вот какой хлеб получился!
8. Подведение итогов:
Продолжите предложения:
Я узнал…
Я понял …
Я научился…
Мне было интересно….
Мне было трудно…
Справились мы с задачами, которые поставили в начале урока? Достигли цели?
Оцените свои достижения с помощью картинок:
Зернышко- мне было очень трудно
Колосок- немного затруднялся, но в целом все понял
Каравай – я все понял, мне было легко.