Мазнева Надежда Андреевна
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И]. Буква «И»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте «Звук И. Буква И».
Коррекционно-развивающие задачи:
- уточнить произношение звука [И];
- определять позицию звука в слове;
- учить детей выделять звук [И];
- учить выделять гласный звук [И] и обозначать его буквой;
- автоматизировать звук [И] в слогах, словах, предложениях;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [И], Буква „И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
- развивать мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению;
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
- учить детей изменению силы и высоты голоса;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно - вибрационный и акустический контроль;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: раздаточный материал: картинки на звук [И]
Ход занятия:
I. Организационный момент (на ковре или в приемной)
Ребята, звонок прозвенел, а это значит – наше занятие началось. И я хочу напомнить вам правила поведения на занятии.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
II. Основная часть.
1. Развитие артикуляционной моторики.
- Для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
-Мы друг другу улыбнемся – упражнение «Улыбка». Замечательно! Тянем уголки наших губ к ушкам.
- А теперь покажите мне «Заборчик». Ах, какая красота!
- Мы разминку продолжаем и «Часики» язычком изображаем. Тик – так, тик-так. Молодцы!
- А сейчас, ребята, поиграем мы в «Футбол»(«Конфета»). Мяч катаем слева, справа. У кого-то мяч большой, а у ….маленький. не ленись, а с нами потрудись (обращение к отвлекающемуся ребенку).
- «Зубки почистим». Верхние. «Побежал» наш язычок по зубам слева направо, а теперь обратно. Нижние зубы тоже не забыли. Чистим. Отлично!
-Ребята, вспомните, с какими звуками мы работали на прошлых занятиях? (Звуки [А], [У]).
Вы помните, какие это звуки? Гласные. Почему они называются гласными звуками? Потому что их можно пропеть голосом. Верно!
- Ну, а чтобы стульчики свои занять, предлагаю поиграть. Руку скорее поднимай и слово на звук [А] или [У] называй, количество слогов посчитай и на стульчик свой шагай.
2. Сообщение темы занятия.
.- Ребята, отгадайте пожалуйста мои загадки.
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
- А называют кораблик… (Иголка)
Кукла, мячик и скакалка,
Самолетик, обезьянка.
И машина, и зверушки
Называются (Игрушки)
- Какой общий звук вы слышите в словах-отгадках? (звук [И])
- Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [И] и букве, которая обозначает этот звук.
3. Акустико – артикуляционный образ звука.
- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [И] и посмотрим в наши зеркала, какое положение принимают наши губки? (губы улыбаются). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами). Воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом. Значит, звук [И] какой? Верно! Гласный. Вспомните, на схемах обозначаем гласные звуки каким цветом. И снова верно – красным!
4. Развитие фонематического слуха. Определение места звука в слове.
• Наш звук [И] может прятаться в разных словах. А сейчас вы сами попробуйте догадаться,
где спрятался звук [И] (работа с картинками). Чтобы не ошибиться, говорим название предмета, длительно произнося звук [И]. (Например, иголка, улитка, книга, туфли, крокодил, коньки, сапоги и т. д.) А топом разделим наше слово на слоги, прохлопав в ладошки.
5. Физминутка.
Мы работали, устали. и размяться нам пора. Дружно на ноги мы возле своих стульев встали, в руки карандашик взяли. А теперь, друзья, все вместе пошагаем мы на месте. Карандаш наш не скучает, а ладошки разминает. (Дети шагают на месте, катая карандаш между ладоней). Левой, правой, левой, правой! Вы, ребята, молодцы! Справляетесь с любым заданием. А мы продолжаем наше занятие.
6. Соотношение звука с буквой.
- Ребята, послушайте. И-и-и. Что я произнесла?
-Верно! Звук. Звуки мы можем, Анюта, …. (произносить и слышать). А чем звуки обозначаются, чтобы мы могли их видеть, писать и читать? И снова, верно! Буквами.
-Посмотрите на доску. Это буква И. Она на письме обозначает звук [И]. Буква И, смотрите: две ножки, поясок — наискосок…
- Давайте попробуем напишем букву И в воздухе пальцем. Сверху вниз веду я палец, а затем наискосок подниму я пальчик в верхний правый уголок. Снова палец вниз мы опускаем, букву И мы получаем.
- Теперь открываем наши тетради и напишем букву эту на наших страничках. Ребята, не забываем: ноги на полу ровненько стоят, локти в воздухе не висят, ну а спины как линейки – ровные у всех ребят.
III. Заключительная часть:
- Итак, ребята, с каким звуком мы сегодня работали? Звук [И] какой? Каким цветом будем его обозначать на схемах?
- Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим, пишем). Какой буквой обознается звук [И]? Сколько элементов у буквы И. Отлично! Со всеми заданиями мы справились. А сейчас можно отдохнуть. Занятие закончено.