Получи документы

Обучение навыкам глобального чтения

любовь воронцова
Обучение навыкам глобального чтения

Учить детей – дело очень непростое. Даже обычные, хорошо соображающие девочки и мальчики могут испытывать сложности. Например, когда их обучают чтению. Что уж говорить о детках особенных! Можно ли научить читать особенного ребенка? С чего начать? Как научить читать ребенка с умственной отсталостью? Вот такие вопросы возникли у меня, когда я начала работать с особенными детьми.

Публикация «Обучение навыкам глобального чтения» размещена в разделах

Мы все знаем,что ребенок с умственной отсталостью не имеет навыков достаточного самоконтроля. Его взаимосвязи между эмоциями и мышлением нарушены. Есть проблемы с психическими процессами. А это – в том числе низкий уровень обучаемости и стремления к познанию.

Работая с особенными детьми я пришла к выводу, что наших деток можно развивать и учить, а так же можно научить читать. Научить читать не просто, но возможно, используя специфические и правильно выбранные методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения, обязательное включение родителей в педагогический процесс.

О методиках - традиционных и новаторских.

Сегодня чтению обучают одной из следующих методик:

. 1. Это традиционная программа, при этом древняя, и ей – более 5000 лет! В школах применяют именно ее. Мы тоже с вами учились читать по этой методике, основываясь на фонемном принципе. Все мы с вами заем, что сначала мы знакомимся с буквами, потом их складываем в слоги, а потом и в слова. Чтение идет по слогам.

. 2. Вторая – это техника «Кубики Зайцева». Детально разработал ее Николай Зайцев, в 80-х годах 20-го века. Основа техники – складовый метод. Детей учат складам, а не буквам – МА, ПА, МО и так далее. Сама идея такого обучения появилась более 100 лет назад. Даже Лев Толстой в своей школе учил детей именно так.

Но наука не стоит на месте. В наши дни существуют не только традиционные, но и более новаторские методики.

3. Третья - это техника «Глобального чтения». Суть методики состоит в том, что ребенку показывают таблички со словами, озвучивая их, и соответствующие картинки на несколько секунд. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.

Обучение чтению детей с ОВЗ проводится по трем направлениям:

1. аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;

2. послоговое чтение;

3. глобальное чтение.

Занятие можно выстраивать по принципу чередования всех трех направлений.

Сегодня мы поговорим о методике «Глобального чтения».Обучение «Глобальному чтению» позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, «Глобальное чтение» развивает зрительное внимание и память.

А так же, что в процессе обучения с помощью карточек, со словами и картинками, отлично активизируется мозговая деятельность. И на этом фоне формируется целая система знаний, и главное — умение читать.

Удивительно, эту методику создали не педагоги, а врачи Института Развития Человеческого Потенциала (США, штат Филадельфия, под руководством Глена Домана. Специально для деток, имеющих проблемы с умственной деятельностью. Глен Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью «Глобального чтения» для детей, которые родились с различными органическими повреждениями мозга.

А так же небходимо отметить, что использовать методику «Глобального чтения» в коррекционно-развивающей работе с детьми предлагали и педагог Мария Монтессори, сурдоперевод Рау Н. Г.

Это методика идеально подходит для особенных детей. Тех, у которых имеются поражения ЦНС, или есть сложности с логическим мышлением, памятью, речью, звукопроизношением. Способ Глена Домана – это обучение чтению плавно, в игровой форме, без чрезмерных усилий, зубрежки.

Психолого-педагогическая диагностика потенциальных возможностей умственно отсталых детей показывает,что сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Что такое глобальное чтение?

Глобальное чтение - это метод моментального восприятия целого слова. Суть глобального чтения состои в том, что ребенок узнает написанные слова целиком, как иероглифы, не вычленяя отдельных букв. Такая методика предполагает, что для начального этапа обучения выбираются простые слова, обозначающие предметы, хорошо знакомые ребенку.

Как происходит обучение навыкам глобального чтения?

Далее опишу методику работы.

При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова,чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы и картинки.

Поэтому сначала надо провести с учеником подготовительную работу, которая состоит из следующих этапов:

а) Соотнесение одинаковых предметов.

б) Соотнесение предмета с его изображением (картинкой).

в) Соотнесение одинаковых картино.

ВИДЫ РАБОТ:

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных). Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ученика требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку Закрытое слово открывается и сличается с выбранной подписью.

2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.

Хорошо начать с темы «Игрушки». Сначала берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина». Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.

После запоминания двух табличек начинаем постепенно добавлять следующие. Порядок введения новых лексических тем произволен, так как в основном мы ориентируемся на интерес ребенка.

3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

Тематика предложений может быть следующей:

1. схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и т. д. — здесь удобно работать перед зеркалом);

2. план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и т. д.). Предъявляя карточки, обращаем внимание ребенка на различное написание вторых слов в предложениях.

4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия:

1. Кошка сидит.

2. Кошка спит.

3. Кошка бежит.

Можно использовать таблички для обучения аутистов чтению также при изучении цветов, при определении величины, количества.

ВЫВОД

Таким образом, работа по глобальному чтению нужна для развития коммуникативных навыков у детей, для развития понимания и активизации речи. Эта работа должна пронизывать все предметы учебной деятельности и бытового самообслуживания. Эта работа должна быть хорошо спланирована, последовательна. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки. Я работаю с одним минимально вербальным ребенком (Федоров Никита) и с тремя невербальными детьми (Волостнов Иван,Егорова Анастасия, Кучекеев Тимур, которые пытаются продемонстрировать свою способность читать. Даже если ребенок не может читать вслух, он может продемонстрировать навыки чтения : сопоставлять слова и предложения с картинками.

Одно из основных затруднений в обучении чтению минимально вербальных детей сводится к тому, что традиционные методики обучения очень сильно полагаются на устную речь. Вероятно, вы помните, как в первом классе вы сами учились читать с опорой на чтение вслух : учились воспроизводить звуки, которые обозначаются буквами. Затем дети учатся, как объединять такие звуки в слова.

1. В первую очередь, я рекомендую как можно чаще читать вашему ребенку! Мы знаем, что чтение детям способствует как развитию речи, так и развитию грамотности. Одна из главных составляющих чтения — диалог между взрослым и ребенком, когда они обсуждают то, что они читают (хотя минимально вербальные дети не могут поддержать разговор о книге устно, они могут взаимодействовать со взрослым и быть читателями невербально). Поощряйте и подсказывайте ребенку взаимодействовать с историей, которую вы читаете. Он или она может использовать игрушку, напоминающую кого-то из персонажей, проигрывая действия. Кроме того, ребенок может указывать на иллюстрацию в книге или на какой-то символ, который вы распечатаете специально для вашего чтения.

2. Используйте невербальное интерактивное чтение. Когда вы читаете ребенку, предоставляйте ему возможности, чтобы невербально реагировать на прочитанное.

Вот несколько идей для того, что может делать ребенок во время чтения :

— Ведите пальцем под тем текстом, который вы читаете. Затем начинайте просить ребенка указывать на читаемые слова.

—Просите ребенка переворачивать страницы в нужное время.

— Дайте ребенку игрушки или предметы, с помощью которых он сможет воспроизводить действия, описанные в книге.

—По очереди имитируйте то, что делают персонажи. Эти и похожие занятия помогут ребенку взаимодействовать с книгой без устной речи.

3. Обсуждайте прочитанное с помощью альтернативной коммуникации(PECS). Приятно слышать, что ваш ребенок может пользоваться альтернативной и вспомогательной коммуникацией с помощью устройства. Это устройство можно использовать для взаимодействия с вами и книгой во время совместного чтения. Когда читаете историю или книгу, то используйте символы, чтобы обсудить персонажей или действия. Альтернативная коммуникация сама по себе — это отличная возможность для развития грамотности. Это поможет вашему ребенку ассоциировать написанные слова с предметами и действиями. 4. Учите ребенка чтению и письму с помощью программы для генерации речи. Компьютерные программы, которые озвучивают напечатанный текст — это еще один отличный способ развивать грамотность. Я работала с минимально вербальными детьми, которые, глядя как я программирую новые слова в их устройствах, неожиданно начинали выбирать для себя картинки и печатать то, что они хотят сказать! Поскольку мы даже не знали, что эти дети могут читать, то мы были просто поражены! И как только они поняли, что они могут печатать выбранные слова, они стали гораздо более самостоятельными в своей коммуникации.

4. Тренируйтесь в грамотности везде, где бываете. Я также рекомендую читать надписи вместе с ребенком, в первую очередь, это относится к знакам безопасности. Это может стать частью ваших прогулок или поездок. Это может быть название вашей улицы, магазина, дорожный знак, обозначения входа и выхода. Примеров может быть много. Если подвести итоги, то вы можете поддерживать развитие грамотности у минимально вербального или невербального ребенка с аутизмом, если вы:

— читаете вместе;

— предоставляете ребенку возможности взаимодействовать с историей и другой письменной информацией в той степени, в какой это только возможно;

— учите его распознавать слова в сочетании с картинками или символами;

— демонстрируете ему, как программировать символы в его устройстве;

— читаете вместе надписи, особенно знаки, связанные с безопасностью, когда находитесь вне дома;

— предоставляете ему возможность печатать слова самостоятельно, когда он к этому готов.

Таким образом, мы видим, что на сегодняшний день по каждому из названных методов разработаны десятки, даже сотни авторских методик. Все они имеют какую-нибудь собственную прелесть, свои достоинства и свои недостатки. Некоторые авторы соединили в своих методиках элементы и принципы разных методов. Остается сказать, что выбор за педагогом.

Публикации по теме:

Уголок чтения в группе «Мой любимый С. В. Михалков!»Уголок чтения в группе «Мой любимый С. В. Михалков!» «Мой любимый С. В. МИХАЛКОВ!» Басни и стихи его Знают все до одного Не прочтешь нигде такого, Только в книжках Михалкова. В подготовительной.

«Димитриевские чтения» (фотоотчет)«Димитриевские чтения» (фотоотчет) Вчера была на VIII образовательных районных "Димитриевских чтения". Эти образовательные районные "Димитриевские чтения" проходят в рамках.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Фотоотчет «Рождественские чтения-2018»Фотоотчет «Рождественские чтения-2018» Доброго всем утра, уважаемые коллеги. В ожидании Нового года и Рождества Христова,хочу вспомнить уходящий год, вернее его начало. А.

Фотоотчёт «Городские Бианковские чтения». Часть 1Фотоотчёт «Городские Бианковские чтения». Часть 1 Фотоотчёт "Городские Бианковские чтения", часть 1 Во всех образовательных учреждениях города, в том числе в нашем МАДОУ "Детский сад №4.

Фотоотчёт «Городские Бианковские чтения»Фотоотчёт «Городские Бианковские чтения» Фотоотчёт «Городские Бианковские чтения». Часть 2 Я уже публиковала материал по Бианковским чтениям, которые проходили в нашем детском.

Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкамКартотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам 15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл.

Лапцуевские чтения на Ямале ВидеоЛапцуевские чтения на Ямале Видео Вот уже на протяжении нескольких лет в нашем Ямало-Ненецком автономном округе проходят Лапцуевские чтения. В этом году XXX юбилейные Лапцуевские.

Лэпбук по КГН и навыкам самообслуживанияЛэпбук по КГН и навыкам самообслуживания Методическая разработка «ЛЭПБУК» Подготовила: воспитатель: Прилепко Е. А. МКДОУ Д/С №196 Г. Новосибирск. «Лэпбук как средство поддержки.

Метод быстрого обучения навыкам лепкиМетод быстрого обучения навыкам лепки Сам себе Лепилкин. Лепить из пластилина, теста, глины, воска, гипса, песка. … необычайно увлекательно и весело. А еще очень полезно для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение навыкам глобального чтения
Опубликовано: 30 декабря 2021 в 21:27
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД