Папки-передвижки

ООД «Ленинград» для детей старшего дошкольного возраста

Евгения Зубенко
ООД «Ленинград» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

Воспитание ценностного отношения к Родной стране

Задачи:

Познакомить детей с городом-героем.

Развивать высшие нравственные чувства.

Расширить знания детей об истории России.

Обогатить словарь.

Предварительная работа:

1. Занятие проводится в группе. Устанавливается оборудование для демонстрации электронной презентации.

2. Рассматривание альбома «Города-герои»

3. С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне»

4. Н. Ходза «Дорога жизни»

Оборудование:

Электронная презентация «900 дней и ночей блокады»

Публикация «ООД „Ленинград“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Книги о войне

Литературный ряд:

«Дорога жизни» (отрывок из поэмы «Ленинград»)

О. Берггольц

Музыкальный ряд: И. Шварц В. Коростылев «Ленинградские мальчишки»

Ход занятия

Дети заходят в группу. Садятся на стулья полукругом у экрана.

Звучит запись песни «Ленинградские мальчишки»

Почетное звание «Город-герой» присваивалось Указом Президиума Верховного Совета СССР тем городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны. Вот список городов-героев, с указанием года, в котором было присвоено это звание:

Ленинград (Санкт-Петербург) - 1945 год;

Сталинград (Волгоград) – 1945 год;

Севастополь -1945 год;

Одесса – 1945 год;

Киев -1965 год;

Москва -1965 год;

Брест (крепость-герой) -1965 год;

Керчь – 1973 год;

Новороссийск -1973 год;

Минск -1974 год;

Тула -1976 год;

Мурманск -1985 год;

Смоленск -1985 год.

Город-герой Ленинград

Среди 13 городов-героев Советского Союза, Ленинград стоит на особом месте - он единственный город, переживший почти 3-х летнюю блокаду (872 дня, но так и не сдавшийся врагам. Для Гитлера, мечтавшего полностью уничтожить и стереть город на Неве с лица земли, взятие Ленинграда было как вопросом личного престижа, так и престижа всей германской армии в целом; именно поэтому в немецкие войска, осаждавшие город, были спущены директивы, в которых говорилось, что взятие города является "военным и политическим престижем" вермахта. Благодаря непревзойдённому мужеству жителей и участников обороны города этот престиж был потерян в 1944 году, когда захватчики были отброшены от Ленинграда, и окончательно растоптан советскими войсками на руинах Рейхстага в мае 45-го.

Жители города и защитники заплатили страшную цену за удержание города: по разным оценкам, число погибших оценивается от 300 тысяч до 1,5 миллиона человек. На Нюрнбергском процессе была названа цифра 632 тыс. человек, из которых только 3 % погибли в результате боевых действий; оставшиеся 97 % умерли голодной смертью. На пике голода, пришедшегося на ноябрь 1941-го года, норма выдачи хлеба составляла 125 грамм) на человека в сутки. Несмотря на колоссальную смертность, суровые морозы, крайнюю истощённость войск и населения - город всё-таки выстоял.

В ознаменования заслуг горожан, солдат и матросов Красной Армии и Военно-Морского флота, партизанских соединений и народных дружин, защищавших город, именно Ленинграду было дано право на проведение салюта в честь полного снятия блокады, приказ о котором подписал маршал Говоров, которому это право доверил лично Сталин. Такой чести не был удостоен ни один из командующих фронтами за всё время Великой Отечественной войны.

Ленинград в числе первых городов Советского Союза (вместе со Сталинградом, Севастополем и Одессой) был назван городом-героем в Приказе Верховного Главнокомандующего, датированном 1 мая 1945 года.

В числе первых удостоился Ленинград и почётного звания "Город-Герой", учреждённого 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым город был награждён высшими наградами Советского Союза — орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда", изображения которых гордо красуются на городском знамени.

В память о массовом героизме участников обороны Ленинграда в городе установлен ряд памятников, самыми значимыми из которых являются Обелиск "Городу-герою Ленинграду", установленный на площади Восстания, "Монумент героическим защитникам Ленинграда" на площади Победы, памятник вагонетке, на котором вывозились собранные на улицах трупы и огромное Пискаревское кладбище, где покоится прах погибших и умерших от голода ленинградцев.

Воспитатель: Сегодня мы продолжим разговор о городах-героях. Мы поговорим еще об одном прекрасном городе, который хотели покорить гитлеровцы, но им этого не позволили сделать доблестные защитники города.

На экран демонстрируются слайды с видами Санкт-Петербурга.

(СЛАЙД 2, 3)

Воспитатель: Какой город изображен на экране?

Дети: Санкт-Петербург

Воспитатель: Правильно. Как раньше назывался этот город?

Дети: Ленинград

(СЛАЙД 4)

Воспитатель: В 1941 году фашисты блокировали Ленинград. Отрезали город от всей страны. Попасть в Ленинград можно было лишь по воде, по Ладожскому озеру.

(СЛАЙД 5)

На город почти каждый день обрушивались бомбежки (в небе над городом кружились вражеские самолеты). Не прекращались артобстрелы (фашистские пушки не умолкали) .

(СЛАЙД 6)

Фашисты каждый день совершали налеты на Ленинград. В этих налетах были разрушены почти все продуктовые склады города. Голод смертью шел по городу. Люди умирали у станков, на улицах, ложились спать и не просыпались.

Были введены хлебные и продуктовые карточки. Каждый житель города получал один раз в сутки такой маленький кусочек хлеба (250 граммов - рабочим, а остальным – всего по 125 граммов, Но от голода это все равно не спасало.

(СЛАЙД 7)

Самой тяжелой оказалась первая блокадная зима. Помимо скудного хлебного пайка изредка выдавалась банка консервов, пакетик крупы, несколько кусочков сахара. Были и такие дни, когда нечего было выдавать ленинградцам.

Из дневника Е. Кочиной, 15.11.1941 г.

«Надвигается голод! Развилась своеобразная ленинградская кулинария : мы научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея».

Из дневника 16-летнего Юры Рябинкина.

«От голода так и скребет в животе. А ведь я сегодня все-таки пообедал.»

«Голод. Страшный голод. Какой страшный голод!»

«. Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Что мне делать, о Господи? Я ведь умру. Нет никакой надежды».

Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. В январе 1942 г. перестал работать водопровод, и воду приходилось брать из прорубей на Неве и Фонтанке.

(СЛАЙД 8)

В ноябре наступили морозы. Замерзла, остановилась водяная дорога. Остановилась дорога – значит, не будет подвоза продуктов, горючего и боеприпасов. Как воздух нужна дорога Ленинграду. И проложили эту дорогу по льду Ладожского озера. Нелегкой была дорога. Не всегда удачи были. Лед ломался под напором ветра. Тонули порой машины. Фашистские самолеты бомбили колонны с воздуха. Застывали в пути моторы, замерзали шоферы, но ледовая дорога через Ладожское озеро не переставала действовать. «Дорогой жизни» назвали её Ленинградцы.

Звучит запись стихотворения «Дорога жизни»

(СЛАЙД 9)

Несмотря на очень тяжелое положение, город продолжал сопротивляться. Заводы Ленинграда работали на фронт. Ленинградцы изготовляли : самолеты, танки, бронемашины и бронепоезда. Артиллерийские орудия, минометы, снаряды и мины.

Свидетельства того времени

Письмо 14-летнего Феди Быкова отцу на фронт

«Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я все время хочу есть, и мама тоже все время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет, и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!

Остаюсь твой сын, рабочий завода № 5 Федор Быков

(СЛАЙД 10)

Был январь 1943 года. Советским войскам на одном участке удалось прорвать фашистскую блокаду города. Но это была не окончательная победа. По полученному коридору сразу же стали прокладывать дорогу, чтобы обеспечивать Ленинград продуктами, горючим и боеприпасами.

Звучит запись голоса Ю. Левитана «О прорыве блокады Ленинграда»

(СЛАЙД 11)

Прошел еще целый год. И вот вновь наступил январь. Январь 1944 года. Ударили наши армии с новой силой. Разбили врага и полностью освободили от фашистской блокады город Ленинград.

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА ДЛИЛАСЬ 900 ДНЕЙ (почти три года) И БЫЛА САМОЙ ТЯЖЕЛОЙ ОСАДОЙ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

(СЛАЙД 12)

Родина высоко оценила подвиг ленинградцев.

Городу Ленинграду было присвоено звание «Город – герой».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаИгры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возрастаИнтеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста Почему я эту игру отнесла к разряду интеллектуальных? Потому, что, на мой взгляд, её содержание отвечает определению интеллекта, как способности.

Лэпбук «Музыкалочка» для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Музыкалочка» для детей старшего дошкольного возраста Одним из современных средств обучения дошкольников является лепбук, так как он отвечает требованиям ФГОС: информативен, полифункционален,.

Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Добрый вечер уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лэпбук, который я изготовила в рамках проекта «Дети и дорога» Цель: 1. Формирование.

Новогодний карнавал для детей старшего дошкольного возраста Сценарий новогоднего утренника: «Новый год». Карасова Светлана Евгеньевна Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №1»Незабудка» ОРВ.

Стихи для детей старшего дошкольного возрастаСтихи для детей старшего дошкольного возраста В продолжение темы радостных дней Когда в прошлый раз я открыла эту тему, совсем не предполагала, что будет продолжение. И вот, совершенно.

Стихи к 23 февраля для детей старшего дошкольного возраста Стихи к 23 февраля, для детей старшего дошкольного возраста 1 .Кто для меня на свете лучший? Кто верный друг, помощник мой? На небе кто.

Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.

Занятие «Помогаем Каю» для детей старшего дошкольного возрастаЗанятие «Помогаем Каю» для детей старшего дошкольного возраста Занятие «Помогаем Каю» (для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: - активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД «Ленинград» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 декабря 2019 в 19:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД