Светлана Саунина
ООД Речевое развитие. Пересказ рассказа «Как заяц зимует»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ с опорой на символические изображения
Занятие
Подготовительная к школе группа
Цель. Продолжать учить пересказывать литературное произведение с опорой на символические изображения. Пополнять знания о жизни диких животных зимой.
Задачи.
Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать слова в предложении и словосочетании)
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, используя мнемотаблицы.
Упражнять детей в согласовании слов в предложении, словосочетании.
Публикация «ООД Речевое развитие, Пересказ рассказа „Как заяц зимует“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчики. Сказки, стихи, детская литература
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Развивать внимание, память, способность сравнивать, выделять характерные признаки, делать простейшие обобщения.
Развивать умение классифицировать животных по общим признакам, расширить знания о диких животных, приспособленности их к окружающей среде.
Развивать логические мышления, мелкую моторику рук.
Стремиться к повышению умственной работоспособности, снятию эмоционального напряжения (динамические паузы, дыхательная гимнастика, сюрпризный момент).
Воспитывать самостоятельность, уверенность, готовность к общению.
Интеграция. «Речевое развитие», «Познание», «Физическое развитие».
Материал и оборудование. Игрушка зайца с мехом белого цвета. Дидактические игры «Логическая цепочка» Карточки с символическими изображениями, раскраски, разрезные картинки.
Предварительная работа. Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», рассказов Н. Сладкова» Отчаянный заяц» и В. Чаплиной «Как заяц в лесу живет, русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Дети встают в круг, в центре – воспитатель
Воспитатель: Отгадайте загадку. Живу в лесу и на лугу.
Я порчу в огороде грядки
И удираю без оглядки (заяц)
Верно. Давайте изобразим зайца с помощью пальцев.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Вмести с воспитателем дети произносят текст и выполняют движения по показу.
Зайки по лесу скакали
Зайки корм себе искали.
(быстро сжимают и разжимают кулаки).
Вдруг у заек на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки
(Выпрямляют указательные и средние пальцы).
Шепот тихий раздается –
Кто-то по лесу крадется.
(«Идут» указательным средним пальцем. Говорят шёпотом.)
Зайка путают следы,
Убегают от беды.
( Сжимают одной рукой другую: сначала сверху левая ладонь, потом правая. Говорят громко).
Прыгнули и обернулись.
(выпрямляют указательные и средние пальцы, вращают кистями).
И под кустиком свернулись,
Словно белые клубки,
(Сжимают кулаки. Говорят обычным голосом.)
Чтоб найти их не могли.
(Прячут руки за спину.)
Дети садятся на стулья, расставленные кругом.
Воспитатель: Вы уже поняли, что сегодня мы поговорим об обитателе леса- зайца. Но о каком зайце пойдет речь? (показывает картинки с изображением зайца с белым мехом и зайца с серым мехом).
Дети. О зайце в белой шубке. Он надевает ее, готовясь к зиме.
Воспитатель. Верно, назовите зайца ласково.
Дети. Зайка, зайчик, заинька, заюшка, зайчишка.
Воспитатель. Как называют маму зайчат?
Дети. Зайчиха.
Воспитатель. Как называют детёнышей зайчихи.
Дети. Зайчата.
Д/и. «Чей, чья, чьё?
Воспитатель. Уши зайца
Дети. Заячьи уши.
Воспитатель. Хвост зайца.
Дети. Заячий хвост.
Воспитатель. Глаза зайца
Дети. Заячьи глаза.
Воспитатель. Нос зайца
Дети. Заячий нос.
Воспитатель. Чтобы лучше запомнить «портрет» зайца, поиграем.
Проводится игра «Логическая цепочка»
Воспитатель выкладывает карточки с изображением мордочки зайца с недостающими деталями.
Воспитатель. Рассмотрите «портреты», сравните их между собой и определите, чем каждый последующий «портрет» отличается от предыдущего.
Дети. На каждой последующем «портрете» исчезает по одной детали.
Воспитатель. Молодцы! А сейчас послушайте рассказ Михаила Пришвина
«Как заяц зимует».
Читаю отрывки. По ходу чтения выставляю карточки с символическими изображениями.
1. «Заяц к зиме не готовится. Нет у него ни норы, ни гнезда.
2. Шубка у зайки теплая-теплая, белая-белая, пушистая-пушистая.
3. Лежит заяц в снегу под кустом. Тепло ему в такой шубке, и на снегу не видно.
4. Днем заяц спит. Но глаза у него открыты и зорко следят: нет ли врагов поблизости.
5. А ночью выходит заяц погулять и покормиться.
6. Питается заяц зимой в основном корой деревьев.
7. Врагов у зайца много: лисицы, совы, волки, люди- все охотятся за зайцем.
8. Заяц всех боится и спасается бегством.
9. Зайца спасают его тонкий слух, острое зрение и сильные быстрые ноги».
Теперь проверим, внимательно ли вы слушали.
Ответьте на вопросы.
- почему заяц спит с открытыми глазами? - зачем зайцу теплая пушистая шубка?
-почему заяц летом серый, а зимой белый.
- почему заяц не готовится к зиме?
- почему заяц не строит ни норы, ни гнезда.
- Кто охотится на зайца?
Проводится разминка.
Быстро заинька, вставай
И зарядку начинай
(встают)
Зайка весело шагает
Ноги выше поднимает.
(идут по кругу, высоко поднимают колени).
Зайка прыгает и скачет
По дорожке, словно мячик.
(прыгают на двух ногах с продвижением вперед)
Он на пяточках шагал,
Носик кверху поднимал.
(идут на пятках)
На носочек зайка встал
(идут на носочках)
И в ладошки хлопать стал.
(хлопают в ладоши)
Раз – нагнулся, два- нагнулся,
До носочков дотянулся,
(наклоняются вперед)
Повернулся вправо-влево.
(поворачиваются вправо - влево)
Вот какой зайчонок смелый!
Не боится никого, даже волка самого.
Зайка мышцы укрепляет,
Зайка лапочки сгибает.
(ставят руки к плечам)
Скачет заинька- прыг-скок,
Ножку ставит на носок.
(прыгают на месте на носочках)
Не забудь потом под душем
Вымыть лапки, шею, уши!
(«Умываются»).
Дети выполняют дыхательное упражнение.
Воспитатель.
Помоги нам, ветерок,
Замети следы, дружок!
Чтоб ни волк и ни лиса
Не нашли нас никогда!
Дети делают глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, произнося: «У-у-у-у-у-у-у-у-у»
Воспитатель. Сейчас еще раз послушайте рассказ Михаила Пришвина «как заяц зимует». Внимательно смотрите на символические изображения.
После повторного чтения рассказ пересказывают два-три ребенка.
Воспитатель. Теперь поиграем. Звери заблудились, надо им помочь добраться до своих мест. Ваша задача из разрезных картинок сложить силуэты животных, и доставить их до своего дома.
Проводится игра «Разрезные картинки».
Дети подходят к столам, и выкладывают изображения, потом по картинке берут такое же животное (игрушку) и доставляют до своего места. Рассказывают о диких и домашних животных.
Воспитатель. Молодцы! А теперь расскажите о зайце еще раз.
Для усложнения задания воспитатель убирает несколько карточек с символическими изображениями. Один – два ребенка пересказывают рассказ М. Пришвина. Воспитатель анализирует работу детей на занятии.
Сюрпризный момент: в окно влетает воздушный шар с письмом и раскрасками с изображением зайца. Воспитатель читает письмо, в котором заяц благодарит детей за активность на занятии, и вручает детям раскраски.