МААМ-картинки

Описание методической разработки «Повышение компетентности воспитателей в области развития интеллекта у детей»

Наталия Попова
Описание методической разработки «Повышение компетентности воспитателей в области развития интеллекта у детей»

Качественная реализация образовательных стандартов нового поколения требует от педагогов высокого профессионализма. Понимание значимости решения этой задачи актуализировало внимание к данной методической работе как к важному инструменту повышения квалификации, развития интеллектуальных, творческих способностей и инициативы педагогов, совершенствования учебно-воспитательного процесса в области развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Описание методической разработки „Повышение компетентности воспитателей в области развития интеллекта у детей“» размещена в разделах

Вопросы профессиональной готовности воспитателей дошкольного учреждения к работе по различным направлениям воспитания, обучения и интеллектуальному развитию детей изучались в работах И. Зорило, У. Ш. Ибрагимова, З. И. Нестеровой и Л. О. Романовой, В. Н. Карташовой, Н. Л. Московской и Т. Н. Тарановой. За основу были взяты методические разработки кандидата педагогических наук Щепотина А. Ф., проанализированы научные статьи в данных направлениях:

О системном подходе к совершенствованию методической работы с педагогическими кадрами / А. Ф. Щепотин, А. П. Шеховцев // Среднее профессиональное образование. - 2001. - № 2. - С. 35-36

Эффективная система методической работы с педагогическими кад-рами / А. Ф. Щепотин // Профессиональное образование. - 2006. - № 8. - С. 27-28.

О психологическом содержании основополагающих аспектов развития инновационных умений преподавателей: [Профессиональная культура педагога] / А. Ф. Щепотин, С. Ю. Черноглазкин // Среднее профессиональное образование. - 2001. - № 12. - С. 44-46.

Форма учебной работы – проектная. В реализации проекта принимали участие 24 воспитателя МДОУ «Детский сад №12 «Звездный».

Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день следует рассматривать особо, так как в настоящее время при изучении го-товности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов.

В связи с этим появилась потребность в воспитателях, обладающих гибким и нестандартным педагогическим мышлением, способных анализировать и конструировать логику педагогического процесса в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, воплощать и создавать новые педагогические технологии.

Решая проблему повышения уровня компетентности воспитателей ДОУ к осуществлению развития интеллекта у старших дошкольников на базе МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный» были проведены диагностические исследования на выявление исходного уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Сравнив полученные результаты диагностического исследования кон-статирующего этапа, сделаны следующие выводы: пять воспитателей пас-сивного уровня и их профессионально-значимые знания, умения и навыки нуждаются в процессе повышения уровня сформированности всех выявленных компетенций, одиннадцать воспитателей находятся на поисковом уровне сформированности компетенций, восемь воспитателей находятся на прогрессивном уровне.

Таким образом, результаты диагностики показали, что уровень сформированности компетенций у воспитателей ДОУ, недостаточны для эффективной работы в направлении развития интеллектуальных способностей у старших дошкольников.

Всё это актуализирует проблему необходимости повышения уровня компетентности, воспитателя дошкольного образования, к максимальному развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников, что и подтверждает актуальность выбранной темы.

Планируемые результаты данного проекта таковы:

• способность эффективного использования воспитателями системы развивающих игр, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

(С помощью развивающих игр на логику, пространственное воображение, внимание, мышление, у дошкольников формируются мыслительные дей-ствия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование. У них укрепляется интерес к играм, требующих умственного напряжения, интел-лектуального усилия, растёт желание и потребность узнавать новое);

• активизация работы по эффективному развитию речи у дошкольников, в том числе с помощью технологии продуктивного чтения-слушания (Чиндилова Н. В., учить их аргументировать свои высказывания, строить логичные умозаключения, обогащать и совершенствовать грамматическую правильность речи, развивать связную речь, воспитывать интерес к художественному слову;

(таким образом, овладение ребёнком языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления)

• осознать и реализовать тесную взаимосвязь между физической подготовкой и интеллектуальным развитием дошкольника : недостаток двигательной активности, слабость мышц, ограниченность двигательных умений и навыков ведут не только к потере ребенком физического здоровья, но и к невозможности полноценного формирования его интеллектуальной составляющей;

• способность формировать основу информационной культуры до-школьника и повышения уровня его интеллектуального развития за счет чёткого планирования этапов обучения и проведения методически грамотно подготовленных занятий различного типа;

• способность применять современные вариативные образовательные технологии для обучения старших дошкольников и диагностические методики для выявления уровня их интеллектуального развития, являющегося основой для определения степени готовности дошкольников к обучению в школе;

• способность создания воспитателями вариативных условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирования активности, инициативности и самостоятельности дошкольников в процессе осуществления совместной деятельности и игрового взаимодействия.

Педагогические задачи для их достижения:

• раскрыть сущность интеллекта старших дошкольников;

• выявить педагогические условия развития интеллекта у старших до-школьников;

• определить основные компетенции воспитателя дошкольного образо-вания, необходимые для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников;

• провести анализ проблемных зон в переподготовке воспитателей до-школьного образования к интеллектуальному развитию старших до-школьников;

разработать программу повышения уровня компетентности у воспитателей дошкольного образования для развития интеллекта старших дошкольников и оценить её эффективность.

Оценка эффективности реализации проекта представлена диагностическим исследованием на контрольном этапе, полученные результаты занесены в таблицу, и представлены в количественным и процентном соотношении.

Формами реализации проекта являются: диагностические исследования, обучение воспитателей ДОУ новым методам и технологиям по специальной программе повышения уровня компетентности у воспитателей дошкольного образования, необходимой для развития интеллекта у старших дошкольников и сопровождение по внедрению полученных знаний в практику обучения и воспитания старших дошкольников.

Методы используемые для организации и реализации проекта:

• Словесные – консультации для воспитателей, индивидуальные беседы.

• Наглядные - работа с учебными наглядными пособиями, показ презентаций, проведение мастер-классов.

Методы моделирования ситуации - создание вместе с педагогами мо-делей педагогических ситуаций, в которых они будут осваивать спо-собность проанализировать и оценить свою профессиональную дея-тельность со стороны, грамотно и квалифицированно подойти к разрешению проблемных ситуаций.

• Практические методы - посещение открытых занятий с последующим анализом и коллективным обсуждением педагогических приёмов и технологий обучения старших дошкольников.

Заключительным этапом проекта стало проведение контрольного диа-гностического исследования повышения уровня сформированности обще-профессиональных и профессиональных компетенций у воспитателей до-школьного образования для определения уровня их профессиональной го-товности к развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников

Анализ результатов контрольного этапа показал, что большинству воспитателей стал присущ прогрессивный уровень сформированности компетенций (20 педагогов).

Сравнив, полученные результаты диагностических исследований, на констатирующем и контрольном этапах, мы сделали следующие выводы:

• число воспитателей, находившихся на пассивном уровне констатиру-ющего этапа было равно 5, а стало равно 0;

• при наличии у воспитателя, успешно сформированых профессионально-значимых знаний, умений и навыков владения общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, опираясь на их базовые знания мы наблюдаем положительную динамику повышения уровня сформированности всех выявленных компетенций, что подтверждается количеством воспитателей на прогрессивном уровне;

• наблюдая большинство воспитателей на поисковом уровне констати-рующего этапа сформированности компетенций, обратим внимание, что при целенаправленном процессе повышения уровня компетентности по представленной программе, их уровень сформированности компетенций, на контрольном этапе, успешно повышается до прогрессивного.

В заключении стоит отметить что целенаправленная, планомерная и грамотно организованная работа по повышению уровня общепрофессио-нальных и профессиональных компетенций у воспитателей дошкольного образования, гарантирует повышение уровня профессиональной готовности воспитателей для осуществления процесса обучения и воспитания старших дошкольников, а так же развития их интеллектуальных способностей.

Попова Наталия Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» города Тамбова;

Петрова Ирина Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звезд-ный» города Тамбова

Публикации по теме:

Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности АктуальностьМодернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное,.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Методическая разработка «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ» Методическая разработка по теме: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ». Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский.

Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития посредством использования логоритмики Из опыта работы: «Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития через использование логоритмики» (воспитатель Воротилкина.

Повышение коммуникативной компетентности дошкольников путём использования имитационных игр и упражнений «Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике» Цицерон Имитационные игры и упражнения – игры и упражнения,.

Семинар-практикум «Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи дошкольников» Семинар-практикум Мастер-класс «Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития речи дошкольников. Методическое.

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности детей .

Проект «Ее величество — Книга» в рамках методической разработки «Мы из Придонья»Проект «Ее величество — Книга» в рамках методической разработки «Мы из Придонья» Вид проекта: познавательно - творческий. Продолжительность: краткосрочный Участники: дети, воспитатели, Возраст детей: 6-7 лет. Проблема:.

Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО Внедрение Федерального государственного.

Опыт работы «Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения ребенка к культуре родного города» Видео Представление своего опыта на городском круглом столе на тему «Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения ребенка к культуре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание методической разработки «Повышение компетентности воспитателей в области развития интеллекта у детей»
Опубликовано: 14 августа 2018 в 08:37
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД