Лучший педагог года

Описание педагогического опыта

Екатерина Игоревна Терехина
Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта

Введение:

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А. С. Макаренко

Актуальность и перспективность педагогического опыта :

Публикация «Описание педагогического опыта» размещена в разделах

На любом возрастном этапе развития ребенка происходят биологические, психологические и эмоциональные изменения. И главной целью взрослых является с самого рождения целенаправленно развивать малыша. Сенсорное развитие – это самый важный пласт общего умственного развития ребенка. Ведь все познания строятся на восприятии образов, а чтобы уметь воспринимать мир, его нужно познать на уровне ощущений (формы, цвета, величины, расположений в пространстве.

Я работаю с детьми раннего возраста, поэтому от меня зависит прочность фундамента, закладываемого в восприятии и развитии малышей. Процесс образования меняется, появляется много новых программ, основанных на опыте и мнениях образованных, выдающихся педагогов прошлого и современного. Но сенсорное восприятие незыблимо из поколения в поколение лежит в этой основе. И ее актуальность очевидна.

Я поставила приоритетной задачей для себя, вносить что – то новое, яркое, креативное в этот процесс, поэтому стараюсь изменить авторитарность способа обучения и воспитания. Продуктивным в этом направлении я считаю игровые формы, так как малыши раннего возраста развиваются по средством игр, игровых форм и игровых упражнений.

Своими идеями и опытом я делюсь с родителями малышей и коллегами.

Целью моей работы стало: формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.

Для достижения цели, я поставила следующие задачи:

создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины;

разработать и апробировать комплекс дидактических игр;

выявить уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах цвета;

пополнить предметно – пространственную развивающую среду группы;

обеспечение единства работы ДоУ и семьи по сенсорному развитию детей

Ведущая педагогическая идея опыта :

Создание благоприятных условий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в тесном сотрудничестве с семьёй, в образовательном пространстве ДОУ, способствующей развитию сенсорных способностей, усвоению сенсорных эталонов и познанию целостной картины окружающего мира. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

Теоретическая база:

Изучив методическую, педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам сенсорного развития детей младшего возраста детей средствами дидактических игр и игровых упражнений. Значение сенсорного развития хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики : Ф. Фребель, М. Монтессори, о. Декроли, Е. И. Тихеева, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков и другие.

Исследования развития детей младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Ш. А. Абдуллаева, С. Л. Новоселова, Н. М. Щелованов и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия.

В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б. Г. Рыбалко Е. Ф.).

Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Новизна:

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.

Технология опыта :

1 этап - подготовительный

На подготовительном этапе мы изучили теоретический аспект данной проблемы, провели констатирующую диагностику уровня сенсорного развития, которая показала, что не все дети владеют сенсорными эталонами. отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в опыте работы. А учитывая значимость для всестороннего развития ребенка, были выделены цель и задачи собственной деятельности, призванные восполнить пробел в непосредственно образовательной и совместной деятельности дошкольников.

2 этап - основной

Работу построила с учётом интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

В своей работе с детьми я использовала следующие дидактические игры :

1. На развитие тактильных ощущений : «Чудесный мешочек»,

«Узнай фигуру», «Найди пару», «Что в мешочке?», «Сенсорные дощечки», «Лабиринты», «Конструктор»

2. Закрепление понятия величины : «Пирамидка», «Сравни по высоте»,

«Длинная - короткая», «Разложи по размеру», «Большой - маленький»,

«Вкладыши»

3. Закрепление цвета : «Цветные фигурки», «Какого цвета предмет»,

«Какого цвета не стало?», «Найди пару», «У кого какое платье?», «Подбери по цвету»

4. Закрепление понятия формы : «Из каких фигур состоит машина?»,

«Найти предмет указанной формы», «Какая фигура лишняя?», «Найди предмет по образцу», «Волшебное ведерко», «Выложи из фигур», «Мягкие пазлы», «Подбери фигуру»

5. Игры на развитие мелкой моторики рук : «Волшебные узоры», «Что спряталось в фасоли?», «Набери полное ведерко», «Веселые прищепки»,

«Мозаика», «Занимательные баночки», «Занимательные карандашики»,

«Лабиринты»

6. Развития слухового восприятия : «Шумовые коробочки», «Разноцветные шумелки», «Кто летит? (жуки жужжат “ Ж – Ж – Ж ”)», «Тихо – громко говори», «Звуки природы», «Что звучит?», «Чей голос?»

7. Развития обонятельного восприятия : «Чем пахнет?», «Что сегодня на обед?»

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.

Таким образом, использование дидактической игры в целях формирования сенсорных способностей ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

наличие детской деятельности для освоения ими сенсорных эталонов и перцептивных действий.

насыщении этой деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием.

постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными сенсорными эталонами в процессе содержательной детской деятельности.

наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.

совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Анализ результативности опыта :

3 этап – заключительный

Мне очень близка методика отказа от групповых занятий в традиционной форме. Индивидуальные игры с детьми, творческая деятельность малышей с лего – технологиями отвечает современным требованиям воспитательно – образовательного процесса.

Анализ работы подтверждает, что игра помогает достигнуть результата в сенсорном развитии, способствует развитию мышлений, улучшению биологического, психического и эмоционального состояния и развития детей.

С целью выявления у детей уровня развития сенсорных способностей детей, мною была проведена диагностика детей второй младшей группы.

Результаты обследования таковы:

60% детей – высокого уровня

30% - среднего уровня.

10% - низкого уровня

Трудности и проблемы при использовании данного опыта :

Как и любой преодолеваемый путь требует сосредоточенности, усидчивости и осторожности, так и мой педагогический опыт постоянно требует коррекции и пополнении новых знаний, к чему я и стремлюсь.

Самообразование и внедрение различных методов и приемов в педагогическом процессе помогает достичь поставленных результатов, поэтому мной запланированная работа постоянно корректировалась для лучшей результативности.

Список литературы по использованию опыта :

1. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. - №12. - 2006, С. 34-39.

2. Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников. - Мн. : БрГУ, 2007, 322с.

3. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М., 2009, 178с.

Публикации по теме:

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Описание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастовОписание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастов Описание опыта работы по проведению Дня моряка в группе (для разных дошкольных возрастов) Мы жители Приморского края, живем на берегу.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Описание педагогического опыта
Опубликовано: 17 сентября 2020 в 07:10
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД