Лучший педагог года

Описание педагогического опыта «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Оксана Артамонова
Описание педагогического опыта «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Описание педагогического опыта

Введение

1. Тема: Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

2. Сведения об авторе: Артамонова Оксана Евгеньевна, образование высшее педагогическое, общий стаж – 10 лет, педагогический стаж – 7 лет, в данной образовательной организации – 7 года.

3. Актуальность, проблема массовой практики, решаемая автором.

Публикация «Описание педагогического опыта „Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность нашего педагогического опыта состоит в том, что сегодня финансовый аспект является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, он затрагивает практически все сферы общественной и частной жизни. Каждый человек на протяжении всей своей жизни вынужден решать финансовые вопросы, принимать решения в области формирования личных доходов и осуществления личных расходов. Финансовая грамотность, как подчеркивается в «Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации» (2017) «в XXI веке представляет собой важнейшую компетенцию, которая так же жизненно важна для каждого современного человека, как и умение писать и читать» [32].

Финансовую грамотность принято определять «как совокупность знаний о финансовом секторе, особенностях его функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах и умения их применять с полным осознанием итогов своих действий и готовностью нести ответственность за осуществляемые решения» [21, с. 5]. В целом суть финансовой грамотности можно определить, как «способность максимально осознанно и ответственно подходить к решению любых финансовых вопросов на протяжении всего жизненного цикла человека» [19, с. 4].

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по формированию ФГ необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

В последнее время придается большое значение формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Хотя дошкольники находятся только в начале своего жизненного пути, способности управления финансами, которые могут и должны быть заложены в дошкольном учреждении, являются ничем иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Здесь следует отметить, что «на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов, предпосылок финансовой грамотности» [7, с. 24].

На современном этапе в научно-методическом сообществе идет активная работа по введению основ финансовой грамотности в общеобразовательные дошкольные учреждения : ставится и обсуждается педагогическая проблема базисных финансово-экономические представлений дошкольников [1; 2; 20; 36 и др. ], дискутируется вопрос о необходимости формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста [5; 7; 8 и др. ], разрабатываются методические рекомендации по введению основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольных образовательных организаций [19; 21; 34 и др. ], ведется поиск эффективных методов и приемов по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников [6; 13; 14; 15; 23 и др. ], создаются спецкурсы [25] и проводятся курсы повышения квалификации для педагогических работников по организации изучения «Основ финансовой грамотности» [18], а также разнообразные парциальные программы для ДОУ по финансовой грамотности дошкольников [26; 39 и др. ], также педагогами, непосредственно работающими в дошкольных учреждениях, нарабатывается практический опыт по организации изучения детьми дошкольного возраста азов финансовой грамотности [9; 11; 33; 35 и др. ]. Но тем не менее, вопрос о формировании основ финансовой грамотности у дошкольников остается открытым, существует необходимость в ее изучении, так как пока не существует полноценных монографических исследований в данной области. Также есть потребность в разработке комплексной последовательной, детальной и результативной системы работы с детьми, которая может обеспечить у них устойчивые знания, умения и навыки в области финансовой грамотности.

Итак, актуальность нашего педагогического опыта определяется :

во-первых, активизацией в современном мире проблемы увеличения численности финансово образованных граждан, важностью приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов и насущностью создания основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан;

во-вторых, отсутствием теоретических положений и монографических исследований по проблеме формирования основ финансовой грамотности у всех участников образовательного процесса в дошкольных организациях;

в-третьих, необходимостью разработки комплексной последовательной, детальной и результативной системы работы по формированию азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, которая бы обеспечивала у них стабильные прочные знания, умения и навыки в области финансово-экономических отношений.

4. Основная идея опыта.

Финансово-экономическая жизнь «является базисной сферой жизнедеятельности общества, связующим звеном между трудовым, нравственным, политическим, правовым, экологическим и другими компонентами системы воспитания» [17, с. 10]. Таким образом, дети уже в дошкольном возрасте постепенно включаются в экономическую жизнь общества, финансовые отношения, направленные на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ в семье. Поэтому очень важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств, как: трудолюбие, бережливость, расчетливость, инициативность, организованность, практичность, самостоятельность, деловитость – то есть сформировать у детей разумные экономические потребности, умение соизмерять потребности с реальными возможностями и убеждение в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения потребностей. Здесь большую роль выполняют дошкольные организации, которые могут помочь детям войти в мир финансов, удовлетворить их экономическую любознательность, разобраться в потоке финансово-экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда они станут взрослыми.

Финансовая грамотность в дошкольном возрасте предполагает воспитание у ребенка бережливости (продление жизни готовой вещи, деловитости (практические навыки овладения) и рационального поведения в отношении простых обменных операций (хорошо подумать, прежде чем что-то сделать, трудолюбия (качество, когда ребенок не только знает, что все хорошо работают, но и проявляет свое отношение к этой деятельности, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

Основная идея опыта заключается в следующем: образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности, а также воспитание правильного понимания о мире финансов у детей дошкольного возраста будут эффективными и результативными при соблюдении следующих педагогических условий : 1) необходимо дозированное и постепенное погружение дошкольников в современный мир финансовых отношений, что будет способствовать развитию его потенциала в отношениях с миром взрослых, где финансовые отношения являются одной из основ; 2) набор базовых финансово-экономических понятий должен соответствовать возрастным особенностям ребенка; 3) вести поиск, разрабатывать и внедрять в практическую деятельность наиболее эффективные и разнообразные методы и формы работы по усвоению дошкольниками азов финансовой грамотности, использовать социо-игровые технологии проведения занятий; 4) интегрировать элементы основ финансовой грамотности в существующие образовательные области; 5) стимулировать родителей к обсуждению с детьми вопросов, связанных с финансовой грамотностью, консультировать их в рамках данного направления; 6) использовать комплексный подход по схеме «дети – родители – педагоги», который предполагает одновременную деятельность на все три группы одновременно.

5. Теоретическая база, опора на современные теоретические теории, заимствование новаторских систем или их элементов.

Теоретическую базу опыта составили :

основные теоретические и методические положения, составляющие базу для построения дошкольного образовательного процесса по введению основ финансовой грамотности в деятельность дошкольных образовательных организаций, отраженные в теоретических исследованиях и научно-педагогических статьях А. Р. Аблитаровой и Э. Ш. Саганджиевой, Ю. Е. Антоновой, С. В. Алпатиковой, Н. Л. Беляевой, Л. Н. Галкиной, В. А. Крючковой, О. В. Морозовой, М. В. Харламовой и др. ;

• учебно-методические пособия и статьи, раскрывающие специфику и особенности методики обучения финансовой грамотности и начальных азов экономического образования у детей дошкольного возраста (И. Б. Бичева, Л. Ю. Николаева и А. В. Степаненкова; Л. Н. Галкина; С. В. Митросенко; Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова и Л. Ю. Рыжановская; Н. А. Хламова; А. Д. Шатова и др.);

• исследования, научно-методические рекомендации, методические пособия и статьи, в которых описаны апробированные рекомендации и методики работы, различные технологии, приемы и формы работы по формированию основ финансовой грамотности и воспитанию финансовой культуры у детей дошкольного возраста (Н. Л. Беляева; Н. Г. Иванова; Т. В. Калинина; И. М. Котюсова и Р. С. Лукьянова; М. Я. Крупник; О. В. Морозова; М. А. Петросян и др.);

• статьи, рассматривающие взаимодействие воспитателей и педагогов ДОУ с родителями дошкольников по вопросам формирования у детей азов финансовой грамотности и финансово-экономическому воспитанию детей в семье (Т. А. Арефьева; Л. Н. Галкина; Дж. Годфри; Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова и Л. Ю. Рыжановская; И. Б. Шведова; Т. И. Ярцева и др.);

• дидактические пособия, где представлены разработки мероприятий и занятий НОД, мини-спектакли, сюжетно-ролевые и дидактические игры, проблемные ситуации, ситуационные задачи, кроссворды, обучающие сказки, «денежные сказки», которые направлены на формирование финансово-экономических представлений детей дошкольного возраста и могут быть реализованы в различных видах деятельности ребенка (О. А. Блохина и О. В. Терешева; Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова и Л. Ю. Рыжановская; В. А. Панфилова и др.);).

• образовательная программа для детей 4-7 лет «Азы финансовой культуры для дошкольников» (Л. В. Стахович, Е. В. Семенковой и Л. Ю. Рыжановской; 2019) и примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников : формирование предпосылок финансовой грамотности» (А. Д. Шатова, Ю. А. Аксенова, И. Л. Кириллов, В. Е. Давыдова, И. С. Мищенко; 2018).

6. Новизна, творческие находки автора (что-то новое для ОО, района, республики).

Говоря о новизне нашего педагогического опыта, следует отметить, что на сегодняшний день в республиканской дошкольной педагогике методические рекомендации, практические разработки, в которых решаются проблемные вопросы приобретения азов финансовой грамотности дошкольниками, пока малочисленны, и каждое новое обращение к данной проблеме дает возможность приобрести практический опыт и наработки по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Новизна нашего педагогического опыта заключается в том, что в нем описана и охарактеризована сущность процесса введения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольных образовательных организаций; определены педагогические условия эффективности работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности; выделены методы и приемы формирования финансовой грамотности старших дошкольников; обоснована необходимость создания в групповой комнате вариативной и гибкой предметно-пространственной развивающей среды; разработана и апробирована комплексная система работы по формированию азов финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста, дающая возможность обеспечить у них стабильные и прочные знания, умения и навыки в области финансово-экономических отношений.

Описанная система работы может быть использована воспитателями и педагогами дополнительного образования республиканских дошкольных образовательных учреждений в непосредственной практической работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Технология опыта

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка, – товарно-денежным отношениям. Дети ежедневно слышат в семье, в магазинах и торговых центрах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дешево, дорого, экономить и др. Поэтому проблема финансовой грамотности стала на сегодняшний день актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как «это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья» [25, с. 10]. Именно дошкольный возраст является наиболее продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека. Под финансовой грамотностью в дошкольном возрасте понимается «воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем» [21, с. 11].

Наш опыт работы по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников реализовывался в течение 2021 – 2022 учебного года в старшей группе № 8 МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №13», и продолжает реализовываться в 2022 – 2023 учебном году.

В своей работе мы ориентировались на то, что «основной целью включения основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольной образовательной организации – это содействие формированию первичных социальных компетенций дошкольников в сфере личных и семейных финансов» [19, с. 9].

В своей работе мы старались реализовать различные образовательные, развивающие и воспитательные задачи, мы стремились познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению; заложить основы ответственного отношения к денежным ресурсам, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам; подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги; дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту; стимулировать интерес детей к изучению мира финансов; повышать ответственность и самоконтроль – качеств, необходимых для достижения успеха в жизни; воспитывать уважение к своему и чужому труду, добросовестное отношение к посильному труду, взаимопомощь между членами семьи, друзьями, соседями; воспитывать нравственно-экономические качества личности: трудолюбие, деловитость, добросовестность, уверенность в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации; воспитывать бережное отношение ко всем видам собственности (личной и общественной, семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам; побуждать к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае необходимости прийти на помощь ближнему; обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах формирования финансовой грамотности и культуры ребенка.

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников старшей группы шло по следующим направлениям: 1) работа с детьми; 2) работа с родителями; 3) модернизация развивающей предметно-пространственной среды.

При работе с дошкольниками в старшей группе мы использовали различные технологии, методы и формы организации образовательной деятельности, которые представляются нам эффективными и результативными при обучении азам финансовой грамотности.

В первую очередь нами использовались разнообразные игры: развивающие настольные, дидактические, сюжетно-ролевые. Игра, на наш взгляд, одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Наши дети очень любят настольную игру «Доходы и расходы семьи», которая учить детей с помощью педагогов и родителей принимать грамотные финансовые решения, планируя бюджет и сбережения семьи. Комплект для игры очень простой: игровое поле (которое было изготовлено нами с помощью родителей, фишки и кубик. Правила также просты и понятны детям старшего дошкольного возраста : игроки выбирают себе фишки или человечков, бросают игровой кубик и продвигаются по игровому полю вперед, выполняя ходы соответственно разметке. Также для детей интересна настольная игра «Детский супермаркет», это игра для детей 5-7 лет, она хороша тем, что в нее не проигрывают. По ходу игры дети вместе с семьей отправляются в супермаркет со списком покупок, им нужно выбрать товары по списку, а потом на кассе их оплатить. Эта игра тренирует внимание, умение действовать по плану, учит навыкам счета.

Дидактические игры по финансовой грамотности также привлекательны для старших дошкольников. Они играют, одновременно осваивая новые финансовые понятия, овладевают финансовыми умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. Например, в дидактической игре «Деньги любят счёт», которая учит детей различать и считать денежные купюры, дети примеряют роли продавца и покупателя. Для детей представляется игровое панно с товаром и ценниками; игровые денежные купюры в 50 и 100 рублей; игровые денежные монеты номиналом 1, 2, 5, 10 рублей. Сначала мы объясняем детям, что для того чтобы уметь распоряжаться деньгами (тратить их на покупки, очень важно уметь их различать и считать. Поясняем (или повторяем, что в России деньги называются рублями, они бывают в виде бумажных денег (купюры или банкноты) и монеты. Затем задаем вопрос: как правильно считать деньги? Объясняем детям, что на каждой купюре и монете есть цифра – это номинал, который обозначает покупательную способность (мы вместе с детьми проверяем, какие денежные купюры есть у каждого игрока). Затем детям предлагаем определить, какие купюры или монеты можно использовать для приобретения конкретного товара на панно. Если покупатель – ребёнок даёт крупную купюру, то воспитатель-продавец предлагает озвучить какую сдачу он должен сдать покупателю. Примеры дидактических игр – в Приложении 1.

Сюжетно-ролевые игры («Магазин», «Супермаркет», «Кафе» и др.) – наиболее интересны для детей, так как эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют многие житейские мудрости, проигрывают разные социальные роли. При этом дети пользуются финансовыми понятиями (деньги, товар, цена и др., осуществляют финансовые действия (покупают, работают, получают и считают деньги и др.). Важно то, в содержание сюжетно-ролевых игр включаются приобретенные детьми знания и умения. Необходимыми условиями возникновения такой игры являются: достаточный уровень сформированных у детей основных программных знаний и умений; оснащение ролевой игры атрибутами, активизирующими применение полученных знаний и умений (числовыми и цифровыми карточками, условными мерками и т. д.); умение детей использовать эти атрибуты в игре (откладывать количество «купленных» в «магазине» предметов; «рассчитываться» за «покупки» «деньгами», отмерять нужное «покупателю» количество мерок крупы и т. д.). Примеры сюжетно-ролевых игр – в Приложении 2.

Важным приемом работы по формированию финансовой грамотности, которые мы широко использовали в своем опыте, являются «ситуационные задачи» [30] («Рассуждалки»). Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных проблемных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей. Чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие, удивление, радость, гнев и пр.) Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ. Например, проблемный вопрос («Как вы думаете, почему всем зайчатам хватит конфет в магазине?», проблемная задача («Папа дяди Фёдора сегодня получил зарплату, и вся семья решила пойти в магазин, но денег выделили только на одну крупную покупку. Маме нужна стиральная машина, папе нужна зимняя резина на машину (зима же приближается, дяде Фёдору нужен сноуборд. На какую покупку лучше потратить деньги?»). Решая ситуационную задачу, ребенок приобщается к финансовой действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Примеры ситуационных задач – в Приложении 3.

При формировании финансовой грамотности у старших дошкольников мы использовали сказки с финансовым содержанием. Сказки необходимы для воспитания таких «финансово-экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. И народные, и авторские сказки являются эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, воспитания личностных качеств. Используя сказки, для обучения детей азам финансовой грамотности, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их, а погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринужденно освоить необходимые знания и умения. Например, при знакомстве с понятием «банковская карта» можно использовать современную авторскую сказку Л. Ястребовой и Н. Мальгиной «Хранители бюджета». Герой произведения – Кошелёк, в котором лежат разные купюры, крупные и мелкие. Обычно он не был очень толстым. Но иногда наступали дни, когда он так наполнялся деньгами, что его замочки и кнопочки еле выдерживали. В такой период кошелёк открывали очень часто. Но наступало и грустное время: внутри было пусто, и героя просто бросали с одного места на другое. И вот однажды у Кошелька появилась соседка – блестящая пластиковая Карточка. Она сообщила, что теперь она является хранительницей семейного бюджета. Несмотря на то, что она маленькая и тоненькая, Карточка хранит секретный цифровой код, известный только её хозяину. Поэтому он может купить всё, что хочет, даже снять купюры и поместить их в свой кошелёк. Кошелёк обрадовался, что и о нём не забудут, и предложил позаботиться о Карточке – положить её в одно из своих отделений. Карточка, подумав, согласилась и почувствовала тепло и уют в карманчике Кошелька.

В своей работе мы использовали такие сказки, как народные сказки «Мена», «Два жадных медвежонка», «Жадная старуха», С. Михалков «Как старик корову продавал», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зёрнышко» и др.

Говоря о сказках финансового содержания, следует остановиться на том, как мы использовали в своей работе «Денежные сказки», которые представляют собой альбом для детского художественного творчества [12], и который был взят нами из Интернета. Раскраски из альбома помогли нам превратить обучение финансовой грамотности и финансовых понятий в увлекательное путешествие по сказочному лесу, в котором появились деньги. Животные этого леса, как и люди, по-разному обращаются с деньгами. Сначала мы читаем детям одну из «денежных сказок», а затем предлагаем раскрасить картинки к этой сказке. Во время занятия задаем детям вопросы по сказке, спрашиваем, какой персонаж ему больше понравился, и чему он научился у героев сказки. Альбом с раскрасками может сделать занятия по финансовой грамоте более интересными и эффективными.

В своей работе по формированию финансовой грамотности мы использовали такую новую форму познавательной деятельности, как лэпбук. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка, в которой собирается материал по финансовой грамотности. Лэпбук – это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками). Лэпбук помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Также нами использовался такой прием, как моделирование, которое, как мы считаем, является одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности, так как мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот прием мы использовали при конструировании вместе с детьми различных предметных моделей – нами изготовлялись бумажные игровые «деньги», а также металлические деньги (из фольги). Кроме того, нами был изготовлен макет банкомата, который мы использовали в различных сюжетно-ролевых играх, при чтении сказок (например, о банковской карте).

Обязательными при формировании финансовой грамотности старших дошкольников являются занятия непосредственной образовательной деятельности. Мы проводили одно занятие в неделю, по следующему тематическому плану.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Описание педагогического опыта «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1 декабря 2023 в 10:38
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД