Наталья Желтобрюхова
Создание условий для разностороннего развития детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности
Целью моей педагогической деятельности является создание условий для разностороннего развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) дошкольного возраста с учё том их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Публикация «Создание условий для разностороннего развития детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С учётом интересов детей, запросов родителей, региональных особенностей территории были определены следующие задачи образовательной деятельности:
1. Содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечить равные возможности для полноценного развития ребёнка с ОВЗ;
3. Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, детьми и взрослыми.
4. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей.
В своей профессиональной деятельности применяю следующие педагогические технологии: «Педагогика сотрудничества», личностно-ориентированные, социо-игровые подходы, здоровьесберегающие, ИКТ. Использую методы: проектный, поисковый, экспериментально- исследовательский, с обязательным применением современного демонстрационного материала. В коррекционной работе учитываю систему принципов: принцип системности, принцип развития, принцип комплексности, принцип доступности и принцип последовательности и концентричности усвоения знаниями.
Планирование и корректировку образовательных задач осуществляю по результатам педагогического наблюдения, психолого-педагогической диагностики специалистов ДОУ, учитывая индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка.
На основе комплексно-тематического планирования выстраиваю предметно-пространственную среду группы так, чтобы она была не только новой, но и стимулировала каждого ребёнка к самостоятельному, свободному выбору разнообразных видов детской деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.). Перестраиваю предметно-пространственную среду, ориентируюсь на следующие принципы: безопасности, доступности, трансформируемости, содержательности, эстетической привлекательности.
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса. Содержание, организацию образовательного процесса и развития личности реализую во всех образовательных областях.
Свою деятельность по формированию социально-коммуникативных качеств детей направляю на усвоение личностного отношения ребёнка к соблюдению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные. Развиваю у воспитанников умение взаимодействовать друг с другом в процессе игровой деятельности (договариваться, уступать, быть терпимыми и доброжелательными партнёрами, самостоятельно разрешать конфликты). Коммуникативную деятельность реализую через беседы, ситуативные разговоры, игры с правилами, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры. Постоянно обсуждаем с детьми поступки героев рассказов и сказок.
Создаю условия для общения в совместной деятельности детей со сверстниками. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами. В результате проделанной работы произошли положительные изменения в поведении детей, в их взаимоотношениях со сверстниками.
Работу по поддержке и содействию сюжетно-ролевым играм детей веду в направлениях : создание игровой среды; обогащение событийным опытом; оказание помощи во взаимодействии в игре. Благодаря этой работе, дети самостоятельно организуют такие игры как: «Кафе», «Театр», «Поездка на природу» и т. д. После каждой игры провожу с детьми рефлексию. Для проведения сюжетно-ролевых игр была создана предметно-развивающая среда, с учётом принципа взаимосвязанной деятельности всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей. Дети частично организуют среду под замысел, используя разнообразные полифункциональные материалы: мягкими модулями могут «огородить» любое угловое пространство, предметы-заместители могут заменить собой недостающую сюжетообразующую игрушку. В группе имеется ширма, представляющая собой многофункциональное оборудование, которое можно использовать как место для уединения и для сюжетно-ролевых игр. Мои воспитанники умеют распределять и принимать на себя различные роли, приобретают разнообразный социальный опыт.
Расширяя у детей положительное отношения к трудовой деятельности, а также для воспитания уважения к труду взрослых, в своей работе применяю: просмотр презентаций; чтение художественной литературы; встречи с родителями с рассказами о своей профессии, о важности их труда для других людей.
Выстраивая свою работу по формированию навыков безопасного поведения в окружающем мире. Эта работа направлена на развитие самостоятельности у детей, понимания и значимости правильного поведения для безопасности своей жизни и здоровья. Создала игровой центр «Безопасность», в котором содержится: картотека дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности; альбомы («Опасные предметы дома», «Служба «01», «02», «03», «Опасные ситуации в жизни детей»); картотека детских рассказов; презентации, подборка проблемных ситуаций и заданий; игры по профилактике безопасного поведения на дороге («Светофор», «Грамотный пешеход»); виртуальные экскурсии по городу. Большую работу провожу с родителями по применению детьми полученных знаний в повседневной жизни: поделки для выставки; совместные рисунки для альбомов; помощь в изготовлении атрибутов для игр; развлечения и досуги; оформление стендов и родительских уголков. Совместно с родителями разрабатываем памятки по «Правилам дорожного движения», «Правилам перевозки детей в автомобиле» и т. д.
Для достижения стабильных положительных результатов, по освоению детьми основной программы в области «Познавательное развитие», применяю: конструктивные, театрализованные, настольно - печатные, речевые, развивающие, дидактические игры, где дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать, развивать логику и мышление. Дети с интересом играют в домино, шашки, кубики, «Деревянный город», «Что изменилось?», «Спрос-переспрос», «Собери букет», «Сказки для всех», которые развивают у детей познавательные и творческие способности, логическое мышление.
Большое внимание уделяю проектной деятельности, которая является интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Вместе с воспитанниками и их родителями разработала и реализовала проекты: «Я и моя семья», «Здоровье в лукошке», «Все профессии важны», «Минусинск в моём окне», «Живая вода».
В мини-лаборатории детям предлагаю материал для проведения экспериментов, наблюдений. Разработала и изготовила модели, схемы, для ознакомления детей с объектами живой и неживой природы. Совместно с детьми составила схемы описания опытов и экспериментов по временам года, где дети обобщают свои знания и делают выводы. Систематически ведём календарь природы, в нём отражаем результаты наших наблюдений. Подобрала настольно-печатные и дидактические игры: «Стань другом природы», «Азбука растений», «Тайны зелёного мира». Совместно с детьми и родителями создала Лэпбуки : «Наш огород», «Времена года», «Дикие животные», «Домашние животные» и т. д.
Особое значение уделяю речевому развитию детей. Реализую следующие задачи – развитие всех компонентов устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи; формирование словаря; владение речью как средством общения и культуры, через разные виды игр, театральную деятельность, рассматривание и беседы по картинкам, пересказывание сказок и рассказов, проговаривание пословиц и поговорок, заучивание с детьми наизусть стихотворений. Организовала речевой уголок, в котором собран необходимый материал для работы с детьми: игры и пособия для развития мелкой моторики, тренажёры для развития речевого дыхания, дидактические игры по лексическим темам и направлениям речевого развития : картотека артикуляционных упражнений, словесные игры, физминутки. Для развития ручной умелости использую нетрадиционные техники (перебирание круп, нанизывание бус и пуговиц, обрывание бумаги, скатывание бумажных шариков, работа с массажными мячами.
Оформлен книжный центр, в котором размещены сказки, иллюстрации произведений, портреты писателей, настольные игры по мотивам сказок. В работе с родителями провожу консультации по подбору литературных произведений для чтения дома.
Художественно-эстетическое развитие детей осуществляю в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. В продуктивной деятельности использую различные виды техники (монотипия, тычок жёсткой полусухой кистью; рисование ватными палочками, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, печатками из ластика и картофеля, смятой бумагой; печать по трафарету; кляксография; отпечатки листьев, размещаю технологические карты для самостоятельной работы детей. Такое разнообразие методов и приёмов развивает пространственное мышление, учит свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, учит детей работать с разнообразным материалом. В группе есть мобильная зона для размещения детских рисунков и поделок.
Художественно – эстетический центр пополнила тематическими альбомами: «Пейзаж», «Натюрморт». Создала картотеку портретов композиторов. Это способствует развитию кругозора детей в области музыки и изобразительного искусства, воспитанию творческой личности. Для развития творческой активности детей совместно с музыкальным руководителем организую досуговую деятельность, в которую включаю музыкально-двигательные этюды, игры-драматизации. Родители активно принимают участие в таких мероприятиях.
Для укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни в группе создана предметно-пространственная среда, способствующая физическому развитию детей : спортивный уголок с нетрадиционным инвентарем: массажные коврики для закаливания, коврики для профилактики плоскостопия, гантели для координации движений. В своей деятельности использую игры и игровые упражнения, направленные на развитие двигательной активности детей, снятие эмоционального напряжения у детей. Организую оптимальную двигательную активность детей, закаливающие процедуры, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, хождение по массажной солевой дорожке, прогулки на свежем воздухе. Информирую и привлекаю родителей к ЗОЖ через совместные спортивные праздники, консультации, памятки.
Работу с родителями строю на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания. Для активного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс использую разнообразные формы и методы работы с семьё й: собрания и консультации; совместные экскурсии в музей; дни добрых дел (подготовка группы к новому учебному году). Участие родителей в подготовке и проведении праздников; оформление фотовыставок; совместное создание предметно-развивающей среды на участке и в группе; организация с родителями выставок: «Дары осени», «Ёлочка зелёная иголочка», «День Победы». Родители совместно с детьми участвуют в различных конкурсах и мероприятиях: в городском конкурсе рисунков «Огонь – мой враг» и «Каждой пичужке по кормушке», «Я помню, я горжусь».