МААМ-картинки

Опыт «Коррекция дизартрии у детей с ОВЗ посредством использования логопедического массажа»

Шунина Татьяна Михайловна
Опыт «Коррекция дизартрии у детей с ОВЗ посредством использования логопедического массажа»

Работая учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности, была отмечена закономерность: дети дошкольного возраста наряду с речевыми патологиями имеют и неврологические диагнозы: стертую форму дизартрии и дизартрию. Было обследовано 10 детей (100%) с тяжелыми речевыми нарушениями. Обследование проводилось по направлениям:

I. Обследование анатомического строения артикуляционного аппарата.

II. Обследование состояния мимической мускулатуры в покое и динамики.

Публикация «Опыт „Коррекция дизартрии у детей с ОВЗ посредством использования логопедического массажа“» размещена в разделах

III. Обследование состояния тонуса мышц непроизвольной и произвольно артикуляционной моторики: лицевой, губной, язычной мускулатуры: Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата.

IV. Состояние звукопроизношения.

Существует актуальная потребность в использовании технологий, помогающих ускорить процесс коррекционной работы, а именно, быстрее поставить звуки, автоматизировать их и ввести в спонтанную речь. Именно такой технологией является логопедический массаж, который позволяет скорректировать, а в большинстве случаев и нормализовать мышечный тонус у воспитанников с тяжелыми речевыми нарушениями.

Возникла необходимость работы по теме: «Коррекция дизартрических нарушений у детей с ОВЗ посредством использования логопедического массажа».

Актуальность данного опыта вызвана тем, что в последние годы отмечается неуклонный рост количества детей с проблемами в речевом развитии и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных детей дошкольного возраста. Объективные обследования в большинстве случаев не выявляют грубой патологии у таких детей, но, между тем, их проблемы подчас практически неразрешимы.

М. Е. Хватцев утверждал, что массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.

Логопедическая работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова, имеет комплексный характер и требует систематических занятий с логопедом. При дизартрии требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Одним из средств коррекционного воздействия является логопедический массаж. Логопедический массаж имеет своей целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Речевые кинестезии имеют очень важное значение в формировании как импрессивной, так экспрессивной речи.

Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Так, в полости рта возникают совершенно различные дифференцированные мышечные ощущения в зависимости от степени мышечного напряжения при движении языка, губ. Ощущаются направления этих движений и различные артикуляционные уклады при произнесении тех или иных звуков.

Практически разработанных комплексов системы коррекционных мероприятий с использованием логопедического массажа и предшествующей артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастики ранее не разрабатывалось. Потому назрело противоречие-между освещенностью данной проблемы в литературе и использованием практики массажа в логопедической работе специалистов.

Ведущая педагогическая идея опыта основана на субъективном подходе, нацелена на создание специальных условий коррекции дизартрических нарушений, посредством использования логопедического массажа, для раскрытия потенциальных возможностей каждого воспитанника с ОВЗ.

Длительность работы над опытом

Работа по данной проблеме проводилась в течение 3-х лет, с 2017 года по 2020год.

Диапазон опыта представлен единой системой коррекционно-развивающей деятельности по нормализации мышечного тонуса детей с ограниченными возможностями здоровья посредством логопедического массажа.

Теоретическая база опыта.

Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, Е. М. Мастюковой, М. Б. Эйдиновой.

Коррекция (лат. correctio — исправление) в дефектологии — система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей. Под коррекцией подразумевается, как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения или зрения, так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа.

Дизартрические нарушения - нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.

Дизартрия относится к группе сенсомоторных расстройств, затрагивающих артикуляторный уровень речеобразования. При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны, прежде всего, нарушениями фонетических (моторных) операций.

Массаж - это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека. Массаж может быть общим и местным. В зависимости от задач различают следующие виды массажа, гигиенический, лечебный, спортивный, самомассаж. Массаж наиболее физиологичный метод лечения и предупреждения болезней. Так же это отличный метод оздоровления всего человека. Одно из основных преимуществ массажа, то, что при процедуре пациенту не привносится ничего из вне. Результат достигается естественным путём за счёт перестройки организма пациента в сторону оздоровления. Использованием определённых массажных приёмов удаётся активизировать естественные защитные силы организма и направить их на борьбу с болезнью. Массаж в основном делают руками, но существует и аппаратный массаж, при котором применяются специальные медицинские приборы тогда массаж делают с их помощью.

Различаются и методы деланья массажа (ножной, ручной, аппаратный и комбинированный). Существуют следующие виды массажа :

. Лечебный.

. Спортивный

. Гигиенический.

. Косметический.

Дифференцированный логопедический массаж - часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, он в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.

Дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку (курсы повышения квалификации, владеет техникой массажа, имеет знания по анатомии и физиологии мышц речевого аппарата. Логопед по возможности может обучить родителей ребенка элементарным приемам массажа и пассивной артикуляционной гимнастики, предварительно объяснив родителям их необходимость и эффективность.

И. В. Блыскина, В. А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии.

Тем не менее. приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Массаж органов артикуляции способствует регуляции периферического коркового и лимфообращения, активизирует питание мышц, улучшает их эластичность и сократительную способность, повышает обмен веществ. Процесс речеобразования обеспечивается благодаря согласованной работе многочисленных нервных центров и структур, которые образуют иерархически организованную систему, управляющую органами артикуляции. Правильный подбор рекомендуемых массажных комплексов позволяет быстрее и более устойчиво нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата, координировать тонкие артикуляторные движения.

Новизна опыта состоит в создании системы применяемых инновационных технологий, нацеленных на коррекцию дизартрических нарушений посредством логопедического массажа для детей с ОВЗ.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может представлять практический интерес для учителей-логопедов в условиях логопунктов, логопедических, комбинированных и групп компенсирующей направленности ДОУ и СОШ (где есть логопедическая служба) преимущественно в тех случаях, когда у детей наблюдается нарушение мышечного тонуса. Элементы логопедического массажа логопеды могут включать в индивидуальные и подгрупповые занятия. Однако, для проведения полных курсов расслабляющего, активизирующего массажа желательно пройти специальные курсы и получить сертификат.

Целью устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата при коррекции дизартрических нарушений, обеспечение положительной динамики в речевом развитии у детей с ОВЗ посредством логопедического массажа.

Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является :

– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипогипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

– устранение патологической симптоматики, такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация;

– стимуляция положительных кинестезий;

– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость);

– увеличение силы мышечных сокращений;

–активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции.

Содержание деятельности.

Изучив карты здоровья детей группы компенсирующей направленности, ознакомившись с заключениями ТПМПК, была определена форма и структура речевого дефекта, руководствуясь клинико-педагогической классификацией, после чего поставлен вопрос о необходимости проведения непосредственно самого массажа.

Обязательным условием при проведении полного курса массажа была необходима консультация педиатра и медицинское подтверждение о том, что ребенок не имеет противопоказаний к предстоящей процедуре. Согласие родителей также является неотъемлемой подтверждающей базой для проведения коррекционно-развивающих мероприятий.

Первоначально была проведена разъяснительная беседа с родителями (законными представителями) воспитанников с целью выяснения информации о наличии (отсутствии) у ребенка эпилепсии. Даже единичный случай судорог в анамнезе ребёнка говорит о том, что массаж будет противопоказан (особенно активизирующий). Далее с родителями (законными представителями) было обговорено время и продолжительность сеансов логопедического массажа в детском саду.

На основании результатов предварительной диагностики автором опыта были составлены два комплекса логопедического массажа.

1. Комплекс активизирующего логопедического массажа. (Приложение 5).

2. Комплекс расслабляющего массажа. (Приложение 6).

Следовательно, в дальнейшем была определена последовательность, методики их проведения и дозировка. Лишь только после предварительно проделанной работы, автор опыта приступил к практической части логопедического массажа.

Противопоказания к назначению массажа.

Противопоказаниями для проведения массажа являются соматические и инфекционные заболевание в остром периоде, конъюнктивиты, острые и хронические заболевания кожных покровов, гингивиты, стоматиты, наличие герпеса на губах или другие инфекции полости рта, наличие увеличенных лимфатических желёз, резко выраженная пульсация сонных артерий, кариозные зубы, болезни крови и сосудов, онкология, эписиндром в анамнезе.

Условия проведения логопедического массажа.

Логопедический массаж проводился в чистом, уютном, теплом, освещённом и хорошо проветренном помещении, строго на медицинской кушетке. Во время массажа учитель-логопед заботится о том, чтобы ребенок не испытывал боли. Однако, имея в виду, что массаж языка и мышц полости рта может быть связан с неприятными ощущениями, в ходе процедуры постоянно проводилась беседа с ребенком о состоянии и ощущениях, которые он испытывает в ходе данного мероприятия.

В целях психотерапии, элементы массажа были продемонстрированы ребенку на силиконовом тренажере. Если ребенок был излишне расторможен, или негативно настроен, первые процедуры были короткими и ограничивались лишь только поглаживанием и растиранием. Никогда массаж не начинался с наиболее пораженного участка. Как показывает практика, неприятные ощущения быстро проходят, и дети постепенно привыкают к процедуре. В любом случае, дети должны чувствовать ласковое, доброе отношение со стороны логопеда. Это, как правило, являлось решающим фактором при установлении контакта с ребенком.

Курс массажа для каждого нуждающегося ребенка, проводился в количестве 10 процедур (сеансов, без отсрочек в выходные дни. Кому из ребят потребовался повторный курс, то перерывы между сеансами составляли от 2-х недель до 2-х месяцев. Перерыв был необходим для того, чтобы мышцы отдохнули, а также для того, чтобы увидеть действие от первого курса. Практика показала, что в повторном курсе массажа нуждались все 100% детей с ОВЗ.

Продолжительность процедуры зависела от этапа коррекционно-развивающей работы, тяжести заболевания и в первую очередь от психических особенностей ребёнка. Например, расслабляющий массаж менее 15 минут неэффективен. Длительность каждого сеанса определялась продолжительностью в 30 минут, но на первые сеансы было отведено меньше времени, с целью вовлечения детей в данный процесс, чтобы не вызывать переутомления и негативизма (20 -25 минут).

Подготовка к массажу. Для проведения массажа были подготовлены следующие материалы и оборудование:

1) кушетка, небольшая ортопедическая подушка, пеленка, валики мягкие

2) стерильные салфетки 30 х 30 см (для обследования состояния тонуса мышц и непосредственно для массажа мышц артикуляционного аппарата);

3) стерильные медицинские резиновые перчатки (могут использоваться при проведении массажа в полости рта, лучше виниловые, на них у детей не бывает аллергии);

4) тальк, или масло для массажа, детский крем.

Кожа массируемого должна быть заранее подготовленной и чистой. Руки учителя-логопеда тоже подготовленными, поэтому их необходимо мыть два раза мыльным раствором и ополоснуть теплой, проточной водой, а также они должны быть теплыми, без ссадин и царапин, без каких-либо очагов воспаления, с коротко подстриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Перед массажем лицо, шею ребенка и руки логопеда нужно слегка обработать детской присыпкой, учитывая при этом отсутствие аллергических реакций. При массаже мышц полости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки (х/б платочек).

Формы и методы коррекционно-развивающей работы.

А теперь рассмотрим более подробно процедуру логопедического ручного массажа, который активно внедрялся в коррекционную работу с детьми с дизартрическими нарушениями, который благоприятно влияет на ребенка и благодаря которому прослеживается положительный эффект.

Слои, которым адресованы массажные движения : 1. Кожа. 2. Подкожно-жировая клетчатка. 3. Мышцы. 4. Кости.

Основные приёмы массажа : 1. Поглаживание: поверхностное; глубокое обхватывающее; граблеобразное. 2. Растирание. 3. Разминание. 4. Вибрация. Ударные техники. 5. Плотное нажатие.

1. Поглаживание. Это обязательный прием и принцип, с которого обычно начинаю каждую процедура. Его чередую с другими приемами и им заканчиваю каждый массажный комплекс. Значение приема заключается в следующем: при поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус, регулируется дыхание.

На практике, при выполнении логопедического массажа, автор опыта применял в основном три приема поглаживания: поверхностное, глубокое обхватывающее и в виде вспомогательного приема, граблеобразное поглаживание.

A. Поверхностное поглаживание.

Это наиболее мягкий, щадящий прием, представляющий собой нежный вид поглаживания. Применяется для снижения тонуса мышц лицевой и артикуляционной мускулатуры. Техника выполнения: кисть (ладонь) как бы ласкающим движением скользит по поверхности кожи, слегка касаясь ее. Контакт руки с кожей должен быть мягким и нежным, массируемый едва ощущает это движение, его выполнение не должно вызывать кожно-сосудистой реакции в виде покраснения кожи. Поверхностное поглаживание необходимо выполнять медленно и ритмично.

Б. Глубокое обхватывающее поглаживание.

Это более интенсивный прием, для воздействия на рецепторы глубоко лежащих мышц и сосудов. Оказывает некоторое возбуждающее воздействие на центральную нервную систему. Техника выполнения: ладонь руки плотно и равномерно прилегает к массируемой части лица или шеи и скользит по поверхности в строгом соответствии со всеми их анатомическими контурами. Поглаживающее движение при этом должно быть непрерывным и медленным.

B. Граблеобразное поглаживание.

Прием в основном используется при массаже волосистой части головы. Техника выполнения: при выполнении этого движения пальцы широко разведены. Действие граблеобразного приема тем энергичнее, чем больше угол между производящими поглаживание пальцами и поверхностью массируемой части тела. Прием выполняется подушечками пальцев в продольном, поперечном, зигзагообразном и круговом направлениях.

2. Растирание. Этот прием используется, как правило, на малых, ограниченных участках, в области отдельных мышечных групп. Выполняется с применением определенной силы давления на массируемую область, что вызывает смещение и некоторое растяжение массируемых тканей. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц. Техника выполнения: растирание выполняется подушечками указательного и среднего пальцев или одним большим пальцем, ребром ладони или всей ладонной поверхностью, а также тыльной поверхностью согнутых в кулак пальцев. Движение осуществляется в прямом и спиралевидном направлениях.

3. Разминание. Этот прием используется также, как и растирание, в области отдельных мышечных групп. Разминание максимально активизирует работу мышц. Оно состоит в захватывании, сдвигании, оттягивании, сдавливании, сжимании, пощипывании и перетирании тканей. При разминании в наибольшей степени повышается тонус мышц, усиливается их сократительная функция. Этот прием является фактически пассивной гимнастикой для мышц, поэтому он применяется при функциональной недостаточности мышц и сниженном их тонусе. Техника выполнения: разминание выполняется подушечкой большого пальца, или большого и указательного, или большого и всех остальных пальцев. При сжимании и перетирании мышцы сдавливаются между подушечками большого и других пальцев. Перетирающие движения пальцев осуществляются в различных направлениях: продольно, поперечно, полукругом и спиралевидно. Щипцеобразный прием разминания заключается в том, что массируемые ткани глубоко захватываются, слегка оттягиваются кверху и пропускаются между пальцами. При пощипывании ткань захватывают поверхностно между большим и указательным пальцами и осуществляют пощипывающие движения.

4. Вибрация и ударные техники. Вибрация изменяет внутритканевый обмен, улучшает трофику тканей. Сильная, жесткая вибрация повышает тонус мышц, а легкая, слабая - снижает их тонус. Ударные техники (пунктирование, пальцевый душ) применяю на лице, особенно в местах выхода нервов, а также там, где мало жировой клетчатки (лоб, скуловые кости, нижняя челюсть). Техника выполнения: прием вибрации осуществляется одним, двумя или всеми пальцами, при этом тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Ударные техники производятся кончиками указательного, среднего и безымянного пальцев, движение выглядит как интенсивное постукивание. Движения осуществляются одной рукой, двумя руками одновременно или пальцами попеременно.

5. Плотное нажатие. Как правило, этот прием, улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, использую в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые, биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов массажа определяется мной в зависимости от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.

При пониженном тонусе речевой мускулатуры используются следующие приемы : поглаживание, растирание, разминание, сильная вибрация, поколачивание.

При повышенном тонусе (спастическом состоянии мышц) используется в основном поглаживание и легкая вибрация. Изолированно отдельные приемы в практике массажа обычно не применяются, а используются, как правило, комплексы приемов.

Результативность опыта.

С целью выявления результативности проведенной работы по коррекции дизартрических нарушений посредством логопедического массажа была проведена повторная диагностика, которая представлена в таблице. где наблюдается положительная и устойчивая динамика речевого развития воспитанников за последние 3 года.

Внедрение в коррекционный процесс различных видов логопедического массажа, позволяет сократить сроки постановки, автоматизации и дифференциации звуков, а также их введения в спонтанную речь. Например, в 2016-2019 учебном годах, применение логопедического массажа с целью коррекции дизартрических нарушений в коррекционно-развивающей работе, позволило улучшить качественно, просодический компонент речи, что позволило детям группы компенсирующей направленности неоднократно участвовать в литературном конкурсе чтецов и занимать призовые места.

Таким образом, применение в коррекционно-развивающей практике логопедического массажа с целью коррекции дизартрических нарушений, способствует тому, что нормализуется мышечный тонус, уменьшается количество времени, которое обычно затрачивается на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков, а также их введение в спонтанную речь ребёнка.

После проведения комплексной работы, в течение 2016-2019г. г., прослеживается устойчивая положительная динамика. При выпуске детей из группы компенсирующей направленности, 93% дошкольников имеют норму речи, что подтверждено заключениями ППК ДО и ТПМПК Яковлевского городского округа.

Следует отметить, что у детей, с которыми проводились курсы логопедического массажа, снизились мышечные зажимы.

И самое важное, что выпускники группы компенсирующей направленности, успешно обучаются в массовых (общеобразовательных) школах с нормой в речи и выполняют требования программы.

Таким образом, массаж, возникнув наряду с другими видами народной медицины в незапамятные времена и до сегодняшнего дня не утратили своей ценности.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Фотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группеФотоотчет о развитие мелкой моторики посредством использования крупы в старшей группе Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопедаОпыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Опыт использования виртуального музея в образовательной практике ДОУ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДОУ Баринкова Марианна Владимировна Воспитатель МДОУ «Центр развития ребенка.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Педагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажаПедагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажа Проект «Здоровейка-неболейка» Введение. Физическое развитие-один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт «Коррекция дизартрии у детей с ОВЗ посредством использования логопедического массажа»
Опубликовано: 9 сентября 2020 в 10:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД