Татьяна Королькова
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы на тему «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»
[/b]
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка, вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша» размещена в разделах
Наша задача – в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности. Для развития личности необходимо развивать психические процессы. Занимаясь с детьми, я заметила, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Не умеют анализировать, классифицировать, сравнивать. Нет представлений о множестве, не умеют производить операции над множествами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которые необходимо развивать.
Для меня стало насущной проблемой, как развить у детей элементарные приемы логического мышления: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два, три свойства, обобщать объекты по одному, двум, трем признакам с учетом наличия или отсутствия каждого. Знакомясь с разными методиками, остановилась на логических блоках Дьенеша, задалась вопросами: чем же они могут быть полезны ребенку; как работать с ними? Изучив, конструктивно-игровое средство «логические блоки Дьенеша», пришла к выводу, что они обладают большим диапазоном возможностей для развития логического мышления детей.
ЦЕЛЬ: развитие элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических блоков Дьенеша.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия, синтез, классифицирование, абстрагирование, кодирование - декодирование, обобщение у детей посредством работы с логическими блоками Дьенеша.
2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий: разработка картотеки игр, изготовление карточек, таблиц с использованием блоков Дьенеша для развития логического мышления дошкольников.
3. Повысить компетентность родителей в вопросах развития логического мышления ребенка.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями: анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логическими операциями «не», «и», «или».
Блоки Дьенеша как нельзя более соответствуют развитию логического мышления детей дошкольного возраста, формируя способность ребенка рассуждать, «действовать в уме». С другой стороны, одним из наиболее волнующих вопросов для меня остаётся проблема: как вызвать устойчивый познавательный интерес у детей, как возбудить и удержать инициативу к нелегкому процессу познания? И выход здесь один – необходимо сделать обучение занимательным.
«Учить, играя» - основное правило дошкольной дидактики. В связи с этим все обучение дошкольников я строю на игровых приемах и методах. Развивающие игры с блоками Дьенеша, сохраняя элементы познавательного, учебного и игрового общения, помогают сделать процесс познания более интересным и используются мной, как средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, а также как средство, заставляющее ребенка увлеченно работать. При работе с логическими блоками Дьенеша у детей развиваются знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения логических задач.
Важным для меня было создание условий для развития логического мышления детей. В группе был оформлен центр развивающих игр, где в постоянном доступе (наряду с другими играми) располагались блоки Дьенеша. Сначала дети использовали блоки по своему усмотрению в разных видах деятельности. В ходе наблюдения за детьми, я делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребенка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперед.
Всю работу с блоками разделила на этапы по принципу - от простого к сложному:
- знакомство (детям была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками)
- обследование (при помощи восприятия дети познавали внешние свойства предметов в их совокупности: цвет, форму, величину, толщину)
- игровой этап (дети раскладывали блоки для кого-то, или выкладывали картинку, способом наложения)
- сравнение (дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами, восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер)
- поисковый (дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам)
- знакомство с символами (знакомила детей с кодовыми карточками)
- соревновательный (детям даются такие задания, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру, выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры)
- отрицание (на этом этапе игры с блоками значительно усложняются за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест – накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т. д.)
Так, как работу с блоками я начала в средней группе, то начальные этапы (знакомство, обследование, игровой) прошли быстро. Так же не вызвало затруднений у основной массы детей устанавливание сходств и различий по свойствам блоков. Конструирование – это творческая игра, которую обожают все дети без исключения, поэтому с большим интересом дети складывали из элементов предмет сначала по схеме, затем без нее.
В старшей группе дети проявили инициативу к поисковому этапу. Они с большим удовольствием находили нужный блок по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам.
Для перехода к следующему этапу я сделала кодовые демонстрационные и раздаточные карточки.
Цвет на карточке изображается пятном (красное, синее, желтое). Форма – контурами фигур (круг, треугольник, прямоугольник и квадрат). Толщина – условным обозначением человеческой фигуры (толстый и тонкий). Величина – силуэтами домиков (большой и маленький). Комплекты карточек использую не только вместе с блоками, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Такие игры позволяют развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию. Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, некоторые дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и выкладывали свою схему. Можно было переходить к соревнованиям. Для соревнований я сделала, карты – загадки, таблицы – загадки, которые дети стали использовать для самостоятельных игр.
Карточки-свойства помогли детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств стали мостиком к словесно-логическому мышлению. Все игры и упражнения с блоками я использую в трех вариантах. Игры и упражнения первого варианта развивают у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С помощью игр и упражнений второго варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Игры и упражнения третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Таким образом, эти игры я использую для индивидуальной работы с детьми разного развития
Использование в работе блоков Дьенеша позволило мне добиться положительных результатов. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети быстро освоили и запомнили такие понятия как цвет, форма, величина и толщина. В процессе игр с блоками у детей быстрее развивается мелкая моторика рук, совершенствуется речь, память, мышление, внимание и воображение. Дети стали более самостоятельными.
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
Я считаю, какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы не взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.
Для определения позиции родителей о необходимости развития логического мышления у детей, я провела анкетирование родителей на тему «Развитие логического мышления у дошкольников». Далее познакомила своих родителей с этой, на мой взгляд, замечательной методикой. Отзывы у родителей были самые положительные. Они сочли эту логическую игру полезной и увлекательной независимо от возраста детей. Провела консультацию «Развивающие игры и занятия с блоками Дьенеша». Разработала памятку для родителей «Игры с блоками Дьенеша для развития логического мышления». Затем познакомила родителей с использованием блоков в образовательной деятельности. Провела мастер-класс «Использование логических блоков Дьенеша для формирования у дошкольников основ логического мышления», на котором родители убедились, что игры с блоками чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Сейчас родители мои первые помощники.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ
Несомненно, всех педагогов ДОУ волнуют вопросы, связанные с развитием логического мышления у детей. Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных действенных методов и приемов, которые позволили бы добиться положительной динамики в данном вопросе.
При планировании работы по теме опыта мною были проведены следующие мероприятия:
- Показ опыта работы для педагогов «Игры с блоками Дьеныша как средство развития логического мышления дошкольников»;
- Практикум для педагогов «Развитие логического мышления дошкольников посредством блоков Дьенша»;
- Открытый показ образовательной деятельности «Школа молодого бойца» в старшей группе с использованием дидактического пособия «Логические блоки Дьенеша» для педагогов сада;
- Показ открытой образовательной деятельности «Путешествие в театр» в старшей группе в рамках городской недели открытых дверей «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников» для педагогов города.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по развитию логического мышления дошкольников при использовании блоков Дьенеша принесла свои плоды.
По результатам исследования логического мышления:
- у детей наблюдается положительная динамика выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение;
- дети умеют находить общее, различие предметов; способны выделять лишний предмет;
- дети стали достаточно связано, последовательно, грамматически правильно излагают свои мысли, делать простой логический вывод;
- наблюдается положительная динамика в умении кодировать – декодировать информацию с помощью картинок-символов.
Таким образом, я добиваюсь развития элементарных приемов логического мышления у дошкольников с помощью логических блоков Дьенеша через соблюдение следующих условий:
• создание специально подобранной системы занятий, игр-упражнений, игровых заданий с дидактическим содержанием;
• игры, направленные на формирование логического мышления должны быть разнообразны по содержанию, сложности, использованию наглядности; необходимо продумать вариативность игр и заданий.
•систему игровых заданий следует включать во все виды детской деятельности;
•целенаправленное развитие логического мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода;
•совместная деятельность воспитателей, родителей должна быть направлена на развитие логического мышления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.
2. Михайлова А. ,. Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2015.
3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.
4. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
5. Интернет ресурсы