МААМ-картинки

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша (5 фото)

Татьяна Королькова
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша

Опыт работы на тему «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша»

[/b]

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка, вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский

АКТУАЛЬНОСТЬ

Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша» размещена в разделах

Наша задача – в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности. Для развития личности необходимо развивать психические процессы. Занимаясь с детьми, я заметила, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Не умеют анализировать, классифицировать, сравнивать. Нет представлений о множестве, не умеют производить операции над множествами. В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы логического мышления, которые необходимо развивать.

Для меня стало насущной проблемой, как развить у детей элементарные приемы логического мышления: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два, три свойства, обобщать объекты по одному, двум, трем признакам с учетом наличия или отсутствия каждого. Знакомясь с разными методиками, остановилась на логических блоках Дьенеша, задалась вопросами: чем же они могут быть полезны ребенку; как работать с ними? Изучив, конструктивно-игровое средство «логические блоки Дьенеша», пришла к выводу, что они обладают большим диапазоном возможностей для развития логического мышления детей.

ЦЕЛЬ: развитие элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических блоков Дьенеша.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия, синтез, классифицирование, абстрагирование, кодирование - декодирование, обобщение у детей посредством работы с логическими блоками Дьенеша.

2. Создать необходимые условия для работы по данной проблеме – обогатить методический инструментарий: разработка картотеки игр, изготовление карточек, таблиц с использованием блоков Дьенеша для развития логического мышления дошкольников.

3. Повысить компетентность родителей в вопросах развития логического мышления ребенка.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями: анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логическими операциями «не», «и», «или».

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша

Блоки Дьенеша как нельзя более соответствуют развитию логического мышления детей дошкольного возраста, формируя способность ребенка рассуждать, «действовать в уме». С другой стороны, одним из наиболее волнующих вопросов для меня остаётся проблема: как вызвать устойчивый познавательный интерес у детей, как возбудить и удержать инициативу к нелегкому процессу познания? И выход здесь один – необходимо сделать обучение занимательным.

«Учить, играя» - основное правило дошкольной дидактики. В связи с этим все обучение дошкольников я строю на игровых приемах и методах. Развивающие игры с блоками Дьенеша, сохраняя элементы познавательного, учебного и игрового общения, помогают сделать процесс познания более интересным и используются мной, как средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, а также как средство, заставляющее ребенка увлеченно работать. При работе с логическими блоками Дьенеша у детей развиваются знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения логических задач.

Важным для меня было создание условий для развития логического мышления детей. В группе был оформлен центр развивающих игр, где в постоянном доступе (наряду с другими играми) располагались блоки Дьенеша. Сначала дети использовали блоки по своему усмотрению в разных видах деятельности. В ходе наблюдения за детьми, я делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребенка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперед.

Всю работу с блоками разделила на этапы по принципу - от простого к сложному:

- знакомство (детям была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками)

- обследование (при помощи восприятия дети познавали внешние свойства предметов в их совокупности: цвет, форму, величину, толщину)

- игровой этап (дети раскладывали блоки для кого-то, или выкладывали картинку, способом наложения)

- сравнение (дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами, восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер)

- поисковый (дети учатся находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам)

- знакомство с символами (знакомила детей с кодовыми карточками)

- соревновательный (детям даются такие задания, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру, выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры)

Фото №1 Опыт работы на тему Развитие

- отрицание (на этом этапе игры с блоками значительно усложняются за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест – накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т. д.)

Так, как работу с блоками я начала в средней группе, то начальные этапы (знакомство, обследование, игровой) прошли быстро. Так же не вызвало затруднений у основной массы детей устанавливание сходств и различий по свойствам блоков. Конструирование – это творческая игра, которую обожают все дети без исключения, поэтому с большим интересом дети складывали из элементов предмет сначала по схеме, затем без нее.

Фото №2 Логическое мышление логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития

В старшей группе дети проявили инициативу к поисковому этапу. Они с большим удовольствием находили нужный блок по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам.

Для перехода к следующему этапу я сделала кодовые демонстрационные и раздаточные карточки.

Фото №3 Игра это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений понятий

Цвет на карточке изображается пятном (красное, синее, желтое). Форма – контурами фигур (круг, треугольник, прямоугольник и квадрат). Толщина – условным обозначением человеческой фигуры (толстый и тонкий). Величина – силуэтами домиков (большой и маленький). Комплекты карточек использую не только вместе с блоками, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Такие игры позволяют развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать и декодировать информацию. Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, некоторые дети с удовольствием загадывали друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и выкладывали свою схему. Можно было переходить к соревнованиям. Для соревнований я сделала, карты – загадки, таблицы – загадки, которые дети стали использовать для самостоятельных игр.

Карточки-свойства помогли детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств стали мостиком к словесно-логическому мышлению. Все игры и упражнения с блоками я использую в трех вариантах. Игры и упражнения первого варианта развивают у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С помощью игр и упражнений второго варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Игры и упражнения третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Таким образом, эти игры я использую для индивидуальной работы с детьми разного развития

Фото №4 Игра это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности В

Использование в работе блоков Дьенеша позволило мне добиться положительных результатов. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя дети быстро освоили и запомнили такие понятия как цвет, форма, величина и толщина. В процессе игр с блоками у детей быстрее развивается мелкая моторика рук, совершенствуется речь, память, мышление, внимание и воображение. Дети стали более самостоятельными.

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ

Я считаю, какую бы сторону развития ребенка дошкольного возраста мы не взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья.

Для определения позиции родителей о необходимости развития логического мышления у детей, я провела анкетирование родителей на тему «Развитие логического мышления у дошкольников». Далее познакомила своих родителей с этой, на мой взгляд, замечательной методикой. Отзывы у родителей были самые положительные. Они сочли эту логическую игру полезной и увлекательной независимо от возраста детей. Провела консультацию «Развивающие игры и занятия с блоками Дьенеша». Разработала памятку для родителей «Игры с блоками Дьенеша для развития логического мышления». Затем познакомила родителей с использованием блоков в образовательной деятельности. Провела мастер-класс «Использование логических блоков Дьенеша для формирования у дошкольников основ логического мышления», на котором родители убедились, что игры с блоками чрезвычайно многообразны и вовсе не исчерпываются предложенными вариантами. Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Сейчас родители мои первые помощники.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ

Несомненно, всех педагогов ДОУ волнуют вопросы, связанные с развитием логического мышления у детей. Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных действенных методов и приемов, которые позволили бы добиться положительной динамики в данном вопросе.

При планировании работы по теме опыта мною были проведены следующие мероприятия:

- Показ опыта работы для педагогов «Игры с блоками Дьеныша как средство развития логического мышления дошкольников»;

- Практикум для педагогов «Развитие логического мышления дошкольников посредством блоков Дьенша»;

- Открытый показ образовательной деятельности «Школа молодого бойца» в старшей группе с использованием дидактического пособия «Логические блоки Дьенеша» для педагогов сада;

- Показ открытой образовательной деятельности «Путешествие в театр» в старшей группе в рамках городской недели открытых дверей «Логико-математические игры в образовательной деятельности дошкольников» для педагогов города.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа по развитию логического мышления дошкольников при использовании блоков Дьенеша принесла свои плоды.

По результатам исследования логического мышления:

- у детей наблюдается положительная динамика выполнять мыслительные операции: анализ, сравнение;

- дети умеют находить общее, различие предметов; способны выделять лишний предмет;

- дети стали достаточно связано, последовательно, грамматически правильно излагают свои мысли, делать простой логический вывод;

- наблюдается положительная динамика в умении кодировать – декодировать информацию с помощью картинок-символов.

Таким образом, я добиваюсь развития элементарных приемов логического мышления у дошкольников с помощью логических блоков Дьенеша через соблюдение следующих условий:

• создание специально подобранной системы занятий, игр-упражнений, игровых заданий с дидактическим содержанием;

• игры, направленные на формирование логического мышления должны быть разнообразны по содержанию, сложности, использованию наглядности; необходимо продумать вариативность игр и заданий.

•систему игровых заданий следует включать во все виды детской деятельности;

•целенаправленное развитие логического мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода;

•совместная деятельность воспитателей, родителей должна быть направлена на развитие логического мышления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белошистая А. В. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.

2. Михайлова А. ,. Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2015.

3. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; "Детство-Пресс", 2002.

4. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

5. Интернет ресурсы

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Развитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группыРазвитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группы Судоку представляется чаще как головоломка для взрослых людей или школьников. Но в судоку могут играть дети раннего возраста и дошкольники.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством блоков Дьенеша
Опубликовано: 25 января 2023 в 19:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД