Юлия Краснова
Опыт работы по теме: Использование проблемно-поисковых ситуаций (ТРИЗ) в творческом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме : Использование проблемно-поисковых ситуаций (ТРИЗ) в творческом развитии детей дошкольного возраста
Содержание работы
Актуальность темы___3
I. Теоретические основы___ 4
Цель, задачи исследования___5
Публикация «Опыт работы по теме: Использование проблемно-поисковых ситуаций (ТРИЗ) в творческом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
. Содержание работы по использованию проблемно-поисковых ситуаций (ТРИЗ) в творческом развитии детей дошкольного возраста___6
1.1 Этапы работы___6
1.2 Методы и приёмы___ _8
1.3 Игры, упражнения – основа формирования творческого развития детей дошкольного возраста с использованием проблемно-поисковых ситуаций (ТРИЗ)___8
1.4 Взаимодействие с родителями___14
. Перспектива и дальнейшее направление моей работы по использованию проблемно-поисковых ситуаций (ТРИЗ) в творческом развитии детей дошкольного возраста ___16
Заключение___17
Литературные источники___18
Актуальность темы
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена, однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в познании этого аспекта. Считалось, что таланты появляются как бы сами собой, стихийно… Люди создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.
В какие времена ситуация изменилась! Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё более разнообразной и сложнее. И она требует от человека не шаблонных привычных действий, подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого перехода к решению больших и малых проблем.
Объектом исследования данного опыта является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей у детей с нарушениями речи через использование проблемно-поисковых ситуаций (ТРИЗ).
. Теоретические основы.
Что такое ТРИЗ
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию»
Г. С. Альтигуллер
ТРИЗ – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Цель ТРИЗ (творческие решение изобретательских задач) – не просто развитие фантазии детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы.
Исходным положением тризовой концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребёнка, педагог должен прежде всего идти от его природы.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идёт планомерно по чё тким логическим этапам:
• корректируется первоначальная формулировка задачи;
• строится модель;
• определяются имеющиеся вещественно-полевые ресурсы;
• составляется (прогнозируется) идеальный конечный результат;
• выявляются и анализируются физические противоречия;
• прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Цель, задачи исследования
Чему и как научить сегодня ребёнка-дошкольника в соответствии с требованиями современной жизни?
Преодоление общего недоразвития речи является одной из актуальных проблем коррекционной педагогики. В практике дошкольного образования под термином «ТРИЗ-педагогика» сегодня понимают работу по развитию речи, мышления, воображения детей дошкольного возраста на основе методик, разработанных ТРИЗ-педагогами, а также построение занятий с детьми на основе ТРИЗ-инструментария.
Основа ТРИЗ-образования для дошкольного возраста, в том числе и с ОНР, является ЦЕЛЬ: формирование и развитие связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной исследовательской изобретательской деятельности, развитие творческой способности, формирование качеств творческой личности.
Достижению цели определила следующие задачи:
1. Осуществление системного подхода в ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления.
2. Придание занятиям коррекционно-комплексного мышления.
3. Воспитание интереса к собственным открытиям через поисково-исследовательскую деятельность.
4. Развитие творчества, воображения в разнообразной продуктивной деятельности.
. Содержание работы по использованию проблемно-поисковых ситуаций (ТРИЗ) в творческом развитии детей дошкольного возраста
Этапы работы
Работа по ТРИЗ-технологии предполагает разбивку материала на фрагменты, использование определённых приёмов, учебный процесс при этом модульный. Разрабатываются игровые приёмы по выработке и корректировке материала до полного усвоения ребёнком заданных учебных элементов. При их реализации я определяю уровень освоения учебного материала.
Обучение включает в себя следующую последовательность деятельности:
1. Сообщение необходимых знаний.
2. Формирование умений на репродуктивном уровне:
- демонстрация деятельности в целом и по элементам;
- организация отработки умений в упрощённых условиях;
- организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребёнка с педагогом.
3. Переход к поисковой деятельности, т. е. организация проблемных ситуаций, решение конкретных задач с обязательным анализом своих действий.
Используя в своей работе элементы ТРИЗ, я стараюсь учитывать следующие основополагающие принципы: свободы выбора, открытости, деятельности, обратной связи.
Стоит отметить, что влияние методики ТРИЗ на конечные результаты очень разносторонне:
Вот этой отправной точкой и стало для меня определение моей творческой работы.
Методы и приёмы
В работе использую следующие приёмы :
- эмпатия – отождествление себя с рассматриваемым предметом, вхождение в роль кого или чего-либо.
- мозговой штурм – умение давать большое количество идей в рамках заданной темы и выбор оригинального решения задачи;
- морфологический анализ – умение давать различные варианты ответов в рамках двух показателей, производить оценку идей, детализировать удачные;
- каталог – умение связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и их действий;
- типовое фантазирование – умение делать фантастические преобразования, как самого объекта, его свойств, составляющих, так и места функционирования, обитания с помощью приёмов, заданных педагогом.
Игры, упражнения – основа формирования творческого развития детей дошкольного возраста с использованием
проблемно-поисковых ситуаций (ТРИЗ)
Для закрепления и систематизации знаний активно включаю в занятия логические ТРИЗ-упражнения :
Поиск общих признаков – у двух далеко расположенных друг от друга по смысловой оси предметов необходимо найти как можно больше общих признаков, например: мост – скрепка.
Поиск аналогов – необходимо назвать объект и как можно больше аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам, например: мяч – яблоко (форма, мяч-заяц ( действие: скачет, мяч-шина ( материал: резина).
Третий лишний - из трёх предметов, далеко стоящих друг от друга на смысловой оси, выбираются два (третий лишний) и у них определяются общие признаки, которых нет в третьем лишнем, например: автомобиль – дерево – кошка.
Поиск противоположного объекта – к называемому слову подбирается родственное, например: снег – шерсть (холод-тепло, мел – уголь (белый-чёрный). Дети не сразу смогли «сориентироваться» в задании, потому как активный и пассивный словарь не позволяли использовать разные определения в силу его (словаря) скудности. Тогда снова на помощь призвали родителей – через беседы, разговоры, наблюдения, объяснения. Результат не заставил себя ждать (ведь у детей гибкое мышление и они впитывают в себя информацию, как губка, тем самым восполнили пробел в запасе слов и потом дети «щёлкали такие задания как орехи».
Графические аналогии (умение обозначать каким-либо символом реальный образ или несколько образов, выделить в них общие признаки;
Так же в своей работе я использую методическое игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», которые способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей,
формируют навыки для решения логических задач; умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два и три свойства, обобщать объекты по одному, двум и трём свойствам.
Игры с блоками Дьенеша способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. В конце занятий подводим итог, чтобы научить детей навыкам рефлексивного анализа.
Для преодоления чувства скованности, застенчивости, развития речевой и общей инициативы использую такой приём, как эмпатию, так во время фантазирования «Новые приключения Царевны-Лягушки» подвела детей к тому, что стрела оказалась волшебной. В чём её волшебство? Она может увеличивать и уменьшать любые предметы и живые существа. Стала лягушка огромной, как слон. Как же царевичу доставить её во дворец? Выслушивала предложения детей (повезти её на машине, вырасти самому и нести лягушку на руках, поехать верхом на лягушке и т. д.) Каждое из них обсуждалось с позиции "хорошо – плохо". После чего предложила детям изобразить (войти в роль, как герои сказки, Царевич с лягушкой, отправляясь в царский дворец, преодолевали отрезки далёкого, трудного пути лес – луг, болото – озеро.
Поскольку речевое развитие не ограничено рамками специально организованной образовательной деятельности, я использую элементы ТРИЗ в свободной деятельности, стимулируя их речь. На прогулках активно использую приёмы наблюдения, сравнения и фантазирования, что даёт потрясающий результат. На одной из прогулок ребята наблюдали за птицами и сообща составили загадку про галку – «Ходит, но не человек, летает, но не самолёт, кричит, но не ворона» или про ель «Мохнатая, как медведь, колючая и зелёная, но не кактус…».
Составление таких загадок в дальнейшем помогает детям уже при сочинении мини-стихов. Привлекала детей к составлению рифмованных предложенных строк, например: «Жил-был кто-то и был похож на что-то» или «Красный варёный рак похож на степной яркий мак», «Один весёлый добрый рак считал, что он красивый красный мак».
Тому способствовал, и организованный совместно с учителем-логопедом, мини-проект «Буриме – это легко и весело!» : родители с детьми как домашнее задание составляли четверостишия с заданными рифмами на лексическую тему недели.
Жил-был снегирёк,
Красный, как огонёк
К нам в детсад стал чаще прилетать,
Чтобы корм на кормушке клевать.
Прилетел к нам снегирёк
С красной грудкой – огонёк.
Стал к нам часто прилетать
Нас радовать и рябинку клевать.
Ох, отважен снегирёк –
Красногрудый огонёк.
К нам зимой он прилетал
С яблонь яблочки клевал.
Надо отметить, что у детей в процессе составления загадок и стихов развивается не только словесное творчество, они учатся делать выводы, умозаключения.
Для детей в речевом плане характерно стремление к сочинительству, оно у детей от природы, но здесь важно, чтоб ребёнок не заигрывался, чтобы фантазии не стали основой деятельности. Поддерживая это стремление, я пытаюсь управлять (насколько это возможно) процессом – на занятиях использую метод составления творческих рассказов по картине, например:
Жило-было дерево ветвистое. Весной и летом оно было зелёное.
Но когда оно с зимой подружилось, наше дерево от листочков освободилось,
Чтобы веточки под снегом не сломать, морозы студёные спокойно переждать.
Для более правильного понимания в таких случаях подходит игра «Хорошо-плохо» (сравнение противоречий). Так дети придумывали историю про Колобка, который попал на волшебную дорожку, при этом в процессе составления рассказов Колобок менял размер: «с мячик», «с платяной шкаф», «с одноэтажный дом».
У детей была возможность в предлагаемых обстоятельствах увидеть, что фантазии не всегда вписываются в действительность, поэтому необходимо подбирать грамотно персонажи, размеры и другие объекты. Ведь тогда возникнет множество проблем и вопросов типа : Как испечь колобок размером с дом? Что сказал бы волк, повстречав такого колобка?
Ещё один из работающих результативных методов и приёмов – метод мозгового штурма. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет выхода. Например: Как спасти колобка от лисы? На чём рисовать, чтобы не испачкать и не испортить мебель, стены, если под рукой нет бумаги.
Вообще дети принимают всё за чистую монету, увлекаются предложенными заданиями и результаты работ порой бывают самыми непредсказуемыми, неожиданными, но при этом всегда увлекательными, интересными.
На более простом этапе развития у детей навыка творческого решения задачи использую метод каталога – при составлении сказки из слов, выбранных наугад. Для чего беру любую книгу (обычно детскую хрестоматию) и задаю вопросы и или называю определённое основное слово, на основе которых и будет строиться сюжет сказки, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая место в книге. Получается такой каламбур: «Жил-был … И был он … Умел делать …. Делал он это, потому что…» и так далее. Таким образом, сюжет получается интересным, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям, оборотам.
Благодаря игре «Да–нет-ка» дети учатся находить существенные признаки в предмете, выделяя основное, отделяя от вторичных характеристик, а иногда наоборот. В игре «Чудесные вещи» с детьми придумывали необычную посуду, диковинных животных, удивительные предметы и вещи. Дети словно становились магами-волшебниками, в процессе игр у многих возникало желание нарисовать придуманный образ, что способствовало закреплению обсуждения, формированию креативного мышления в выполнении задания
Взаимодействие с семьёй
Семья – это окружение ребёнка, которое может повлиять на его развитие как положительно, так и отрицательно. Проведённый анализ показал, что у 40% семей наблюдались проблемы в общении с детьми. В данное время пробел общения ребё нка с близкими восполняется: родители с удовольствием общаются с детьми, познают свои возможности, и возможности развития своего ребёнка.
Систематические консультации, занятия, общение с ребёнком в рамках семьи, дали свои положительные результаты. Заполнилась пропасть между родителями и ребёнком, имевшая место в раннем детстве. В работе по развитию речи, особенно в логопедической группе, необходимо участие родителей. Родители проявляют особый интерес к успехам детей, с удовольствием выполняют еженедельные домашние задания, кроме этого им предлагается ещё и система творческих заданий :
Составление загадок, ориентируясь на признаки предметов, например: треугольная, оранжевая, твёрдая, хрустящая, сочная, сладкая, полезная… (Морковь).
Фантазирование в процессе наблюдений (на прогулке) за живыми или неживыми природными объектами, например: куда плывут облака? Какие весточки несут? Или: оживление ветра – кто его мама, друзья?
Вхождение в образ (эмпатия) – Представь, что ты дерево. О чём ты думаешь?
Предлагаем ряд игровых заданий для организации в домашних условиях: «На что похоже?», «Дорисуй», «Хорошо-плохо», «Наоборот». Результатом длительного процесса выполнения этих творческих заданий-упражнений с детьми дома родители обратили внимание, что у детей появился комбинаторный комплекс навыков самостоятельного выполнения заданий уже к концу полугодия. Многие родители отмечают, что дети стали более эмоциональнее, раскрепощенное в своих суждениях, с лёгкостью составляют собственные загадки на заданную тему. Вот, например, про пылесос Алё на придумала такую формулировку: «Гудящий как пчела, овальный, как кабачок, с хоботом как слон».
Кроме творческих домашних заданий работа с родителями ведё тся и в таких направлениях:
Работа с родителями
Совместные занятия Конкурсы
с детьми и совместного
родителями творчества
Выставки семейного Семейные
творчества праздники
Родители с интересом делятся своими достижениями в работе с ребёнком.
III. Перспектива и дальнейшее направление моей работы по использованию проблемно-поисковых ситуаций (ТРИЗ) в творческом развитии детей дошкольного возраста
Время не стоит на месте, меняются технологии, появляются новые идеи, поэтому использованию проблемно-поисковых ситуаций (ТРИЗ) в творческом развитии детей дошкольного возраста – интересное направление работы, которое я буду продолжать.
В моих планах:
1) продолжить повышение личного профессионального мастерства через повышение квалификационной категории, самообразование, изучение новинок периодических изданий, методической литературы;
2) внедрить формы работы с родителями, способствующие закреплению у детей умений и навыков по использованию проблемно-поисковых ситуаций (ТРИЗ) в творческом развитии детей дошкольного возраста.
Заключение
Все мы хотим видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными, разносторонне развитыми, одним словом – интересными личностями, а интересная личность – это, прежде всего, знающий, уверенный в себе и постоянно развивающийся человек.
Таким образом, в результате у детей «ушло» чувство скованности, застенчивости, развивается речевая и общая инициатива. Дети научились связно высказывать свои умозаключения, суждения детей стали разнообразнее (раньше дети грешили плагиатом высказываний, речь у детей стала богаче.
Я уверена, что ТРИЗ даёт детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартность мышления, за использованием этой технологии будущее наших детей.
Список использованных источников
1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду (2010 г.) — 143 стр.
2. Корзун А. В. «ОТСМ - ТРИЗ в образовании : мифы и реальность». Материалы XII Международной конференции 26 – 28 марта 2013г. Нижний Новгород, часть I.
3. Кукалев С. В. Правила творческого мышления или тайные пружины ТРИЗ. Учебное пособие (2014 г.) — 416 стр.
4. Пчелкина Е. Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения (2010 г.) — 176 стр.
5. Серегина О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приёмов ТРИЗ-технологий. / Научная статья. Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета», №5, 2012.
6. Сидорчкук Т. А. «Я познаю мир» Методический комплекс для работы с дошкольниками - г. Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014 г. – 124 с.
7. Шпаковский Н. А. Новицкая Е. Л. ТРИЗ. Практика целевого изобретательства (2011 г.) — 336 стр.
Электронные ресурсы:
8. https://studfiles.net/preview/2901427/page :5/ Дата обращения 5.11.2018
9. https://www.trizminsk.org/e/260018.htm ; Дата обращения 12.11.2018
10. https://www.trizminsk.org/e/prs/233019.htm ; Дата обращения 12.11.2018
11. https://ratriz.ru/triz/osnovnye-predstavleniya-o-triz , Дата обращения 5.11.2018
12. https://ratriz.ru/triz/literatura-po-triz, Дата обращения 5.11.2018
13. https://www.sites.google.com/site/mirovalt/home/ispolzovanie-razvivausej-tehnologii-triz---rtv-v-obrazovatelnom-processe-detskogo-sada/literatura Дата обращения 5.11.2018
14. https://www.triz-spb.ru/ Дата обращения 14.02.2019
15. https://kartaslov.ru Дата обращения 14.02.2019
16. https://www.7ya.ru/article/Kak-stat-izobretatelem-Zadachi-i-igry-TRIZ-dlya-detej-i-vzroslyh/ Дата обращения 14.02.2019
17.