МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей»

Маргарита Рассохацкая
Опыт работы по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей»

Опыт работы по теме :

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать и я пойму».

Китайская пословица

Публикация «Опыт работы по теме „Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей“» размещена в разделах

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями.

Именно поэтому я выбрала направлением своей работы познавательно- исследовательскую деятельность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Она направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Целью познавательно-исследовательской деятельности является создание условий для развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:

1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска, учить видеть и выделять проблему эксперимента, формировать у детей умение пользоваться средствами, материалами, приборами-помощниками при проведении экспериментов для самостоятельной деятельности.

3. Стимулировать, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.

4. Развивать коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности.

5. Приобщить родителей к экспериментальной деятельности детей.

Что дает познавательная деятельность?

Познавательная деятельность является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. В процессе деятельности ребенок познает окружающий его мир, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами, приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. Благодаря познавательной деятельности активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

Моя работа по познавательно- исследовательской деятельности строилась поэтапно :

На 1-м этапе – изучила литературу по теме, сделала обзор в интернете по теме.

На 2-м этапе - изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, подобрала диагностический материал для выявления уровня познавательного интереса детей.

На 3-м этапе - организовала с помощью родителей предметно – развивающую среду - это создание уголка для экспериментирования.

На 4-й этапе - подобрала картотеку опытов и экспериментов.

5-й этап - основной, это вся моя работа с детьми по развитию познавательного интереса средствами экспериментирования.

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, проектной деятельности, самостоятельной поисковой деятельности детей.

Я вижу, что опытно-экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у ребят.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом; узнали, как из простой соли можно вырастить кристаллы.

Каждый год мы сажаем «Огород на окошке», где вместе с детьми мы выращиваем и наблюдаем, как растут и развиваются растения, а также употребляем в пищу выращенную зелень. Растим на окошке Травянчика, трепетно ухаживая за ним и регулярно поливая.

Нами собраны копилки «Морское дно», «Что у нас под ногами».

Своей педагогической находкой считаю эксперименты со стеклом.

В нашей группе на данном этапе мы занимаемся витражным рисованием и фьюзингом. Витражное рисование на стекле мы относим к такому свойству стекла как прозрачность.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время, чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Фьюзинг мы относим к еще одному свойству стекла- способности плавиться.

Фьюзинг, в свою очередь, развивают у детей : интерес к творчеству,

художественно-эстетическое восприятие,

мелкую моторику и аккуратность,

эмоциональное восприятие и самовыражение,

концентрацию внимания.

Свои полученные работы мы используем повсеместно, в различных видах деятельности детей : формирование математических представлений (используем готовые стеклышки в качестве наглядного пособия при изучении и повторении тем «Количество», «Счет», «Величина», «Форма», цвет); речевое развитие (расширение активного словаря слова прозрачный- цветной, стеклянный, опасный); художественно- эстетическое развитие :сочетаем витражное рисование с фьюзингом, декорируем стеклянную посуду, вазы, фоторамки, создаем своими руками украшения.

Такие творческие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. Большую радость, удивление, восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Важным условием для осуществления данной деятельности является организация предметно -развивающей среды в группе, которая позволяет детям думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учить дошкольника задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения.

Для успешного исполнения процесса по данному направлению в группе мы преобразовали предметно-развивающую среду и создали центр экспериментально-исследовательской деятельности «Научная лаборатория», соответствующий требованиям:

• безопасности для жизни и здоровья детей;

• достаточности;

• доступности расположения материалов и оборудования.

Для поддержания интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев, которые многое хотят узнать и всем интересуются. Накоплено необходимое количество материалов, оборудования и разнообразных дидактических игр, чтобы дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Собранный материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим; и активности, стимулируемой взрослым.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной- ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

- информационные стенды;

- памятки, буклеты;

- сайт ДОО;

- папки-передвижки.

Где родители могут получить консультацию на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Проведение опытов дома», ознакомиться с памяткой «Экспериментирование с водой», «Магнит-волшебник», «Свойства стекла».

2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.

- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в обновлении уголка экспериментирования);

3. Родительские собрания

4. Консультации, например, «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;

5. Создание совместных проектов.

Мониторинг

Мониторинг проводится 2 раз в год по окончании каждого этапа обучения (сентябрь, апрель, с целью выявления уровня овладения детьми познавательно- исследовательской деятельностью.

Проанализировав результаты обследования, делаю вывод, что имеется заметная тенденция роста по познавательной активности. Результаты диагностики подтверждают правильность выбора методов и приемов обучения детей дошкольного возраста данного вида деятельности.

Дети взрослеют очень быстро, легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

Публикации по теме:

Опыт работы «Музейная педагогика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» В работе над темой были поставлены следующие цели: Образовательные 1. Познакомить детей с понятием «музей». 2. Рассказать о возникновении.

Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательных способностей детей» Психологический настрой «Фонтан радости» - Уважаемые гости, приглашаю вас встать в круг радости. Предлагаю каждому из вас поделиться частичкой.

Наблюдение как средство развития познавательного интереса к окружающему миру детей раннего возраста Ребенок появляется на свет с врождённой познавательной активностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности.

Опыт работы «Игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» .

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста «Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Прежде чем давать.

Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста «Поисково-исследовательская деятельность - как средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность:.

Проектно-исследовательская деятельность как основа познавательного речевого и творческого развития во взаимодействии с семьей Проектно-исследовательская деятельность детей как основа познавательного речевого и творческого развития во взаимодействии с семьями обучающихся.

Опыт работы «Сказка как средство эмоционального развития детей» Мы сегодня живем в непростое время. Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последнее время становится.

Опыт работы по теме «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в.

Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника Экспериментально-исследовательская деятельность как метод познавательного развития дошкольника Людмила Пановская Экспериментально-исследовательская.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей»
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 21:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД