Маргарита Рассохацкая
Опыт работы по теме «Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать и я пойму».
Китайская пословица
Публикация «Опыт работы по теме „Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями.
Именно поэтому я выбрала направлением своей работы познавательно- исследовательскую деятельность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что одним из принципов построения дошкольного образования является: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Она направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Целью познавательно-исследовательской деятельности является создание условий для развития познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.
2. Обучить детей умениям и навыкам исследовательского поиска, учить видеть и выделять проблему эксперимента, формировать у детей умение пользоваться средствами, материалами, приборами-помощниками при проведении экспериментов для самостоятельной деятельности.
3. Стимулировать, поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
4. Развивать коммуникативные способности в процессе исследовательской деятельности.
5. Приобщить родителей к экспериментальной деятельности детей.
Что дает познавательная деятельность?
Познавательная деятельность является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. В процессе деятельности ребенок познает окружающий его мир, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами, приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. Благодаря познавательной деятельности активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.
Моя работа по познавательно- исследовательской деятельности строилась поэтапно :
На 1-м этапе – изучила литературу по теме, сделала обзор в интернете по теме.
На 2-м этапе - изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, подобрала диагностический материал для выявления уровня познавательного интереса детей.
На 3-м этапе - организовала с помощью родителей предметно – развивающую среду - это создание уголка для экспериментирования.
На 4-й этапе - подобрала картотеку опытов и экспериментов.
5-й этап - основной, это вся моя работа с детьми по развитию познавательного интереса средствами экспериментирования.
В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, проектной деятельности, самостоятельной поисковой деятельности детей.
Я вижу, что опытно-экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у ребят.
Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом; узнали, как из простой соли можно вырастить кристаллы.
Каждый год мы сажаем «Огород на окошке», где вместе с детьми мы выращиваем и наблюдаем, как растут и развиваются растения, а также употребляем в пищу выращенную зелень. Растим на окошке Травянчика, трепетно ухаживая за ним и регулярно поливая.
Нами собраны копилки «Морское дно», «Что у нас под ногами».
Своей педагогической находкой считаю эксперименты со стеклом.
В нашей группе на данном этапе мы занимаемся витражным рисованием и фьюзингом. Витражное рисование на стекле мы относим к такому свойству стекла как прозрачность.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время, чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.
Фьюзинг мы относим к еще одному свойству стекла- способности плавиться.
Фьюзинг, в свою очередь, развивают у детей : интерес к творчеству,
художественно-эстетическое восприятие,
мелкую моторику и аккуратность,
эмоциональное восприятие и самовыражение,
концентрацию внимания.
Свои полученные работы мы используем повсеместно, в различных видах деятельности детей : формирование математических представлений (используем готовые стеклышки в качестве наглядного пособия при изучении и повторении тем «Количество», «Счет», «Величина», «Форма», цвет); речевое развитие (расширение активного словаря слова прозрачный- цветной, стеклянный, опасный); художественно- эстетическое развитие :сочетаем витражное рисование с фьюзингом, декорируем стеклянную посуду, вазы, фоторамки, создаем своими руками украшения.
Такие творческие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - ребята всё проделывают сами. Большую радость, удивление, восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Важным условием для осуществления данной деятельности является организация предметно -развивающей среды в группе, которая позволяет детям думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учить дошкольника задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения.
Для успешного исполнения процесса по данному направлению в группе мы преобразовали предметно-развивающую среду и создали центр экспериментально-исследовательской деятельности «Научная лаборатория», соответствующий требованиям:
• безопасности для жизни и здоровья детей;
• достаточности;
• доступности расположения материалов и оборудования.
Для поддержания интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев, которые многое хотят узнать и всем интересуются. Накоплено необходимое количество материалов, оборудования и разнообразных дидактических игр, чтобы дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Собранный материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим; и активности, стимулируемой взрослым.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной- ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Взаимодействие с семьей ведется по следующим формам и приемам:
1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)
- информационные стенды;
- памятки, буклеты;
- сайт ДОО;
- папки-передвижки.
Где родители могут получить консультацию на темы: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Проведение опытов дома», ознакомиться с памяткой «Экспериментирование с водой», «Магнит-волшебник», «Свойства стекла».
2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы.
- помощь в создании опытно – экспериментальной среды (участие в обновлении уголка экспериментирования);
3. Родительские собрания
4. Консультации, например, «Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка», «Детское экспериментирование»;
5. Создание совместных проектов.
Мониторинг
Мониторинг проводится 2 раз в год по окончании каждого этапа обучения (сентябрь, апрель, с целью выявления уровня овладения детьми познавательно- исследовательской деятельностью.
Проанализировав результаты обследования, делаю вывод, что имеется заметная тенденция роста по познавательной активности. Результаты диагностики подтверждают правильность выбора методов и приемов обучения детей дошкольного возраста данного вида деятельности.
Дети взрослеют очень быстро, легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».