Лучший педагог года

Опыт работы по теме «Развитие певческих способностей у детей с ЗПР»

Ирина Кузнецова
Опыт работы по теме «Развитие певческих способностей у детей с ЗПР»

«Прекрасное пробуждает доброе»

(Д. Б. Кабалевский)

С давних времен пение занимало главенствующую роль в жизни людей. В песне народ изливал душу. Изначально для Руси характерна была ансамблевая традиция. Основное население России – совокупность общин, где приоритетом являлась трудовая деятельность. Песенная традиция была неразрывно связана с земледельческим календарем и развивалась в естественных условиях. Пели небольшой группой, без руководителя, репетиционный процесс отсутствовал. Существовали церковно-приходские школы, в которых обучали пению мальчиков. Их стройное пение сопровождало церковные службы.

Публикация «Опыт работы по теме „Развитие певческих способностей у детей с ЗПР“» размещена в разделах

Огромными возможностями обладает коллективная форма певческого исполнительства, а это и формирование вокально-хоровых навыков, развитие музыкальных способностей и благотворное влияние пения на физическое состояние поющих.

Перед музыкальными руководителями одной из важных задач стоит задача – научить детей петь. И важно с первых дней жизни ребенка приобщать его к народному музыкальному творчеству. Это и знакомство с потешками, прибаутками, закличками, колыбельными песнями. Все это сделает духовную жизнь ребенка более полноценной. Ребенок должен жить в мире сказки, игры, музыки.

Я работаю в детском саду, где одна из групп коррекционная. В работе с такими детьми ставятся определенные задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- приобретение определенных навыков и умений;

- развитие познавательной деятельности;

- расширение кругозора

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ :

- создание благоприятной психо-эмоциональной сферы;

-развитие способностей, в соответствии с ОВЗ ребенка;

- формирование уверенности в себе.

Хоровое пение пробуждает в ребенке чувство радости, развивает воображение, голосовой аппарат, ведь у детей с ЗПР очень часто бывает нарушение чувства ритма, слуха, невнятная вялая дикция. Но, используя игровые приемы и специально подобранный репертуар, можно обеспечить

«коррекционную направленность» и получить положительный результат. Репертуар рассматривается в сфере доступности для определенного возраста с учетом диапазона, строя, темпа, дикции, динамики по принципу от легкого к сложному.

У меня в группе практически одни мальчики, причем все очень разные: кто-то гиперактивен, неусидчив, другой, наоборот, очень пассивен и предпочитает только наблюдать за всеми. Такие дети часто утомляются и так как наша задача – развитие музыкального слуха, то первое, с чего начинается вокально-хоровая работа, – это воспитание слухового внимания. Я использую для этого разные приемы, как подготовку к прослушиванию.

Для коррекционных детей главное это беседа, в которой я рассказываю о композиторе, поэте, разбираю текст, объясняя непонятные слова, использую наглядные средства обучения, но самым главным я считаю эмоциональное исполнение произведения. Я достаточно хорошо владею фортепиано, поэтому при первичном исполнение песни, я практически не смотрю в ноты, что позволяет наблюдать за реакцией моих маленьких слушателей. Кто-то замер от восторга, кто-то отбивает такт рукой, но как правило все дети слушают очень внимательно, так как произведения я стараюсь подбирать яркие, с простой, легко запоминающейся мелодией, простым текстом, но и вместе с тем высокохудожественные.

В процессе исполнения создается атмосфера сопереживания данному произведению. Многие детские композиторы, такие как Е. Тиличеева, В. Герчик, Г. Струве создали очень достойные музыкальные произведения, и я их использую в своей работе, но больше всех мне близок А. Филиппенко. Несложные, но яркие мелодические обороты, легкий текст Т. Волгиной вызывают у детей эмоциональный отклик и желание многократно повторять эти замечательные песни. После проведенной беседы и предложения ряда вопросов, можно исполнить песню повторно.

Следующий этап – разучивание песни. Я постоянно напоминаю детям правила певческой установки, подразумевающей прямое, естественное положении корпуса и головы, независимо от того, стоят дети или сидят. У меня дети больше поют стоя – улучшается звук, дыхательные мышцы в таком положении работают активнее. Стараюсь удерживать ребят от громкого, крикливого пения, добиваясь естественного, ненапряженного, светлого и легкого звучания, непринужденного звукообразования и дыхания. Удобный диапазон – ми–си первой октавы очень благоприятен для слухового восприятия. Постепенно вырабатываем умение постепенно усиливать силу звука и ослаблять.

Так как у детей большие проблемы с речью и, соответственно, с дикцией, то на начальном этапе формируем округлые гласные и отчетливые согласные. Мы с детьми проговариваем текст соответственно характеру музыки – в напевных песнях мягко, протяжно, в маршевых – более твердо, активно. Для согласованности пения я применяю простейший дирижерский жест – вступление, если мы поем без сопровождения.

Развивая музыкальность детей, можно постепенно добиться улучшения интонации, убрать крикливость, подражание пению взрослых, стеснительность. Учу детей различать красивое пение, стремиться к правильному исполнению песен. Особенно важно научить детей петь выразительно. Выразительное пение требует внимательного отношения к слову, тат как правильно пропетое слово положительно влияет на звукообразование.

Работу над песнями я дополняю небольшими распевками. Они также помогают постепенно формировать вокальные навыки. Дети в группе очень любят песни-повторяшки, когда я пою фразу, а они за мной ее повторяют. У них появляется интерес, особенно, если текст шуточный или встречаются звукоподражания. Улучшается дикция, что немало важно для «коррекционных» детей, стабилизируется дыхание. Фальшиво поющие дети постепенно тянутся за интонирующими детьми. При пении a capella, так как группа небольшая, дети могут лучше расслышать мелодию песни, четче произносят слова, конечно, с помощью педагога.

Песню мы разучиваем фразами, имеющими смысловую законченность. Разучивание идет в более медленном темпе, но активным звуком, я объясняю трудные, непонятные слова. Уточняется ритмический рисунок песни, совершенствуется интонация. Можно прохлопать ритм. Ребенок должен почувствовать свой успех, обрести уверенность, самореализоваться.

По сравнению с началом учебного года, сейчас у детей заметно активизировалось внимание, улучшилась память. Четче стала дикция.

Я стараюсь уделять внимание каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности. Например: у одного из воспитанников сложный диагноз. Мальчик пришел к нам уже большим из другого детского сада. У него нарушение двигательных функций, проблема с движениями, но оказалось, что он замечательно поет, почти точно интонирует, ритмически правильно исполняет мелодию. На празднике он будет выступать в роли Колобка с исполнением одного куплета песни Г. Струве «Колобок».

Мы, педагоги также обязаны следить за своей речью, говорить спокойно, неторопливо, немногословно, быть уравновешенными и приветливыми, помогать детям, поощрять их, порой робкие попытки в исполнении вокальных произведений. Только тогда общими усилиями и будет достигнут положительный результат в развитие музыкальных способностей детей.

«Пение, как музыкальное занятие, - писал известный педагог А. И. Пузыревский, - способствует всестороннему развитию музыкальности, которая есть совокупность всех способностей и умений, необходимых для чтения, воспроизведения и понимания музыкальных образцов и для восприятия эстетического влияния музыки… Пение песен, и песен интересных для детей… должно стоять на первом плане, как самый важный залог развития музыкального вкуса и любви к музыке» (из статьи Апраксиной О. А. «Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе»).

Публикации по теме:

Методические рекомендации «Развитие певческих способностей у детей» РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ Методическая разработка Музыкальный руководитель: ТИНЬГАЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА План 1. Развитие.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения и слепых детей»Опыт работы музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения и слепых детей» «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, - задача педагога - воспитать в нём творческое начало,.

Опыт работы «Развитие музыкально — творческих способностей дошкольников» Музыка - это самая доступная, приятная и прекрасная форма общения взрослого и ребенка. Творческие способности – это индивидуальные особенности.

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет»Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет» «Развитие мелкой моторики у детей 2 – 3 лет» Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей первой младшей группы раннего возраста в играх,.

Опыт работы. Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник и приёмов рисования».

Опыт работы по теме «Развитие агроэкологического направления в ДОУ» Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности у детей, что позволяет нам сформировать у.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник аппликации» Представление педагогического опыта работы воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития.

Опыт работы «Развитие творческих способностей детей через образовательную область «Познавательное развитие» Одной из наиболее актуальных и важных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.

Опыт работы по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни» Выступление на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста на занятиях и в повседневной жизни» воспитатель МБДОУ «Детский сад №102.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Развитие певческих способностей у детей с ЗПР»
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 23:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД