Получи документы

Опыт работы по теме самообразования «Коррекция агрессивного поведения с помощью сказкотерапии»

Ергалиева Майя Сериковна
Опыт работы по теме самообразования «Коррекция агрессивного поведения с помощью сказкотерапии»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 201»

Выступление на педагогическом совете:

Опыт работы по теме самообразования : «Коррекция агрессивного поведения с помощью сказкотерапии»

Тема: «Путешествие в мир волшебных сказок».

Подготовила:

Педагог – психолог МДОАУ № 201

Ергалиева Майя Сериковна

Оренбург, 2022

Публикация «Опыт работы по теме самообразования „Коррекция агрессивного поведения с помощью сказкотерапии“» размещена в разделах

Тема: «Путешествие в мир волшебных сказок».

Цель:

формирование положительного эмоционального состояния педагогов и развитие сплочённости педагогического коллектива через сказкотерапию.

Задачи:

- познакомить воспитателей со сказкотерапией, как эффективный метод работы с детьми включение в групповое взаимодействие;

- поддержка и развитие творческого самовыражения;

- снятие напряжения;

- гармонизация внутреннего состояния.

Ход:

Добрый день, уважаемые, коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию мою тему по самообразованию «Коррекция агрессивного поведения с помощью сказкотерапии» и поделиться опытом.

И мне бы хотелось его начать со слов Джанни Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»

А давайте мы все вместе с вами подумаем:

Что такое сказка? (ответы с зала)

Из всего вами сказанного можно сделать следующий вывод: сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.

Сегодня наше собрание я хочу начать с того, что мы с вами познакомимся.

Каждый из вас по кругу назовёт имя любимого сказочного персонажа и подаст руку другому, ладошкой вверх.

Ну, вот мы, с вами держа друг друга за руки стали одним целым. Судя по выбранным героям, каждый может немного себя продиагностировать и подумать: «Почему именно этот герой был выбран»

Практическая часть

Наверное, нет человека, который бы не любил сказки.

Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы.

Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Действительно, когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слушая сказки в детстве, человек накапливает в бессознательном символический “банк жизненных ситуаций”. В процессе работы мы обращаемся как к жизненному опыту ребенка, так и к его сказочному “банку жизненных ситуаций”. Часто это позволяет найти нужное решение. Если ребенок с раннего возраста начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос: “Чему же нас с тобой учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций.

Концепция сказкотерапии базируется на 5 видах сказок.

Виды сказок :

Дидактические (в форме учебного задания)

Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) : народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)

сказки о животных;

бытовые сказки;

страшные сказки;

волшебные сказки.

Вот и мы с вами окунемся в мир волшебных сказок. Но для начала выполним первое упражнения. «Назови плохих сказочных героев».

Участники перечисляют отрицательных героев, которых фиксируют ведущие. Затем каждому герою дается аргументированная положительная характеристика.

Каждый ребенок с удовольствием смотрит любимую сказку и с таким же удовольствием пересказывает ее. Узнает ее из строк по картинкам. Сейчас и мы свами вспомним сказки.

Упражнение называется «Вопрос – ответ» по сказкам и рассказам.

1. Как звали трёх поросят?

2. Где спрятался, седьмой козлёнок? (В печке) .

3. Что больше всего любил Карлсон? (Варенье и печенье) .

4. Где баба взяла муку на Колобок? (По амбару помела, по сусеку поскребла)

5. Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы) .

6. Кем по должности была Фрекен Бок? (Домоправительница) .

7. Кто одолел Тараканище? (Воробей) .

8. Как попала Дюймовочка в страну эльфов? (На ласточке) .

9. Назови две сказки, где лебеди положительные и отрицательные персонажи? («Дикие лебеди», «Гуси – лебеди») .

10. Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Вечность) .

11. Самый высокий герой Сергея Михалкова? (Дядя Стёпа) .

12. Кто такие «Крылатый, мохнатый, да масляный»? (Воробей, мышонок и блин).

13. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестрица Алёнушка да братец Иванушка») .

14. Назови самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым? («Золотой ключик или приключения Буратино»).

15. Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»).

16. Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыболовным промыслом. («Сказка о рыбаке и рыбке»).

17. Сказка о ледяной особе королевских кровей. («Снежная королева»).

18. Сказка о деревенском семействе, вырастившим овощ-гигант. («Репка»).

19. Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу. («Буратино»).

С помощью сказки можно решить такие проблемы как :

- уборка собственных вещей или игрушек;

- прием пищи или еда;

- борьба со страхами;

- подготовительные моменты при необходимости посещения врача, сада…;

- отношения между детьми (дружбы, ссоры, не умение общаться);

- жадность или не желание делиться;

- капризы;

- не желание умываться, чистить зубы…

И следующее упражнение «Реши проблему с помощью сказки» Участники разбиваются на группы. Каждая группа получает свой сюжет с определенной проблемой (когда ребенок дерется и не убирает игрушки., педагоги додумывают сюжет рассказа, и предлагают решение проблемного вопроса.

Рассказ «Как Коля научился убирать игрушки».

Жил-был Коля и его друг Леша. Они здорово дружили. Когда наступал вечер, Леша собирал свои игрушки и отправлялся домой. Он всегда складывал свои игрушки, по местам.

Коля не хотел складывать свои игрушки, капризничал и отказывался их собирать. Они так и оставались лежать на местах до утра на крылечке, во дворе, в песочнице или разбросанными по всему дому.

Наступало утро, и Леша легко находил свои игрушки и отправлялся с ними играть.

А Коля еще долго искал нужную игрушку, а другие дети, не дождавшись его, играли, а он расстраивался и грустил. (Продолжение придумывают педагоги)

Мое продолжение:

Очень скоро окружающие поняли, что Коля не относится бережно к своим игрушкам и перестали ему их дарить.

Однажды Коле повстречался с волшебной гусеничкой, которая поведала ему секрет.

Если убирать свои игрушки на места, ухаживать за ними и беречь их, взрослые снова станут дарить новые игрушки. Складывая их на свои места, Коля сможет быстро отыскать нужную.

С тех пор мальчик Коля всегда знает, где лежат его игрушки, родители и бабушка с дедушкой снова покупают ему новые игрушки.

«Драчун».

Один мальчик всегда дрался. Звали его Костя Все дети во дворе его боялись. И когда наступило лето, мама отправила Костю в деревню. Утром в деревне он проснулся от громкого «Ку-ка-ре-ку!».

В саду пели птички, на окне стояло молоко, а у окошка на ветке сидели два воробья и весело чирикали. Во дворе стояла корова и мычала, важно ходил петух, крякали утки, гагатали гуси, блеяли овечки «Беее!», козочка кричала «Ме-ме!». Красота!

Светило солнце, рядом в березовой роще стояли березки и шелестели листочками, «Тук-тук!» стучал дятел, «Ку-ку!» кричала кукушка.

Коля выпил молоко и вышел во двор.

Гав-гав! - поприветствовал его пес.

Мяу, как спалось? - спросил кот.

Костя ни с кем не поздоровался, пнул собаку, схватил за хвост кота, запустил палкой в гусей и уток, кинул камень в петуха. Овечки с козочкой испугались и убежали, а корова недовольно замычала и ушла со двора. Костя остался один, ему стало скучно, и он решил пойти в рощу. Там его радостно встретили берёзки шелестом своих листьев.

- Тук-тук! - поприветствовал его дятел.

Ку-ку! - сказала кукушка.

Привет! - пропищал муравей.

Костя подошел к березке и сломал ветку.

Ой-ой-ой! - закричала березка, но мальчик её не услышал. Он смастерил рогатку и стал стрелять в птиц. Разворошил муравейник.

Не рушьте наш домик! - кричали муравьи, но и их не услышал Костя.

Потом ему и в роще наскучило. Костя вышел на проселочную дорогу и стал кидать камни в солнце. Ему не нравилось, что оно светило в глаза. (Продолжают воспитатели)

Мое продолжение:

На другой день, когда Костя проснулся, он почувствовал, что все изменилось. Солнце не светило в окно. Петух не кукарекал, молока в кружке не было, птички не пели. Двор был пуст. Никто его не приветствовал. Собака забралась в будку, кот залез на крышу.

Он пошел в рощу. Солнце спряталось за тучку. Березы не шелестели листочками. Дятел, кукушка и другие птицы улетели. Никто не пел в лесу.

Костя почувствовал себя таким одиноким. И он захотел, чтобы все было, как раньше. Он понял, что все на этой земле его друзья, а друзей обижать нельзя. С тех пор он никого никогда не обижал и не дрался. А когда вернулся в город, помирился с ребятами во дворе, всем привез подарки: кому ягоды, кому грибы, а кому-то и шишки. Рогатку выбросил и никогда больше не ломал деревья ни в лесу, ни в городе.

Мы видим что сочинить сказку очень интересно и увлекательно. А когда ребенок сам вместе с педагогам продумывает сам сюжет сказки. То сказка не только становиться поучительной и занимательной. Но и самой запоминающейся.

Все мы знаем, что все дети любят играть в сказки. Вот мы сейчас с вами поиграем в сказку импровизацию которая называется «Деревце». (педагоги вытягивают роль из мешочка)

«Сказка импровизация Деревце»

Стояла тишина. Вдруг неожиданно грянул гром. Дерево вздрогнуло, и с него полетели листья. Хрустнула и упала ветка. Вспорхнули и закружили вороны. Они долго, пронзительно каркали и разбудили собаку. Она лениво вышла из будки, потянулась, оглянулась вокруг, тявкнула и хотела было залезть обратно, как вдруг увидела кошку, которая мирно лежала у дерева. Собака подбежала к кошке и зарычала. Кошка что-то мяукнула в ответ, приоткрыла один глаз и продолжала смотреть удивительный сон. Ей снилось, что стояла тишина. Неожиданно грянул гром. Дерево вздрогнуло, и с него посыпались листья. Собака убежала к себе в будку, а кошка ближе прижалась к деревцу. Только вороны все кружили и нечего не боялись.

Сейчас мы прочувствовали, как меняя образ, мы меняем характер, стиль поведения и общения. В нашей работе изменение образа, переодевание может помочь нам в работе с детьми. Если нужно успокоить капризного ребёнка можно предстать перед ним в образе Короля, Королевы, Воина, которым все должны подчиняться, выполнять их указы. Бывают такие моменты, когда мы раздражительны, нервозны и чтобы не передавать своё раздражение, негатив на непослушного ребёнка, можно, как бы спрятаться за образ отрицательного героя из сказки, например, Бабы-Яги, кикиморы.

Ведь если ребёнка поругает Баба- Яга, он обидится на неё, а образ воспитателя останется в его памяти добрым, заботливым и любящим его. Отсюда следует, что волшебное преображение может быть полезным не только ребенку, но и взрослому, они помогают друг другу, т. е. предотвращая серьёзные конфликты.

Задание «Создание сказочной страны».

Ну а теперь я предлагаю вам создать свою сказочную страну. В этой стране вы сможете выразить себя, свои чувства. Это будет страна, где вам будет хорошо, и у вас все будет получаться! Включить релаксирующую музыку

Участники работают над созданием своей сказочной страны в течение 5 мин

А теперь кто хочет презентовать свой рисунок.

Если вы готовы, подходите ко мне. Покажите свою сказочную страну, и проговорите свои ассоциации (на что похоже, что напоминает, кто живёт в сказочной стране, какие чувства вызывает у вас эта картина.

Сегодня вы увидели, как с помощью сказкотерапии можно сближать людей, находить контакты между собой, расслабляться. Я желаю нам всем беречь своё здоровье, хорошего и радостного настроения

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сакович Н. А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. - 214 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. - С 12 - 59.

3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога - Москва, «Владос», 1999. - с. 32 - 274.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М. : 2005. - 80 с.

5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб. : «Златоуст», 1998. - 352 с.

7. Алексеев К. И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. - 1996. - №2. - с 73 - 85.

8. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». - М. : «Киасс», 1996. - 320 с.

9. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). - СПб. : Речь, 2002. - С. 36 - 42

10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Развивающая сказкотерапия - СПб. : 2006. - 125 с.

11. Булашевич Т. С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром // Журнал практического психолога. - 1997. - №6. - с 123-126.

12. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй» : Прогресс; М. ; 1990. - 235 с.

13. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л. : ЛГУ, 1986. - С. 53-58.

14. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. - М., 1980. - 153 с.

15. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. : М., 1996.

16. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога : Учебно-методическое пособие. - М., 2002. - 325 с.

17. Стрелкова Л. П. Уроки сказки, Москва 1989 г., 162 с.

18. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок», практическое пособие М., 2005. - С. 14-115.

19. Зинкевич-Евстигнеева Т. Грабенко Т. Игры в сказкотерапии - СПб. : «Речь», 2006. С. 6-208.

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Отчет по итогам работы по теме самообразования за 2019–2020 уч. годОтчет по итогам работы по теме самообразования за 2019–2020 уч. год Отчет по итогам работы по теме самообразования за 2019-2020 уч. год. Моя тема по самообразованию: «Формирование у детей дошкольного возраста.

Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр»Педагогический опыт воспитателя по теме «Развитие детей с помощью театрализованных игр» Педагогический опыт воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Котковой Светланы Геннадьевны по теме: "Развитие детей.

План работы по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников» Актуальность: Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме самообразования «Коррекция агрессивного поведения с помощью сказкотерапии»
Опубликовано: 24 октября 2022 в 10:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД