МААМ-картинки

Опыт работы «Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к родному краю через цикл занятий «Родной Урал»

Сыромятникова Дарья Витальевна
Опыт работы «Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к родному краю через цикл занятий «Родной Урал»

Пояснительная записка

У каждого народа свои культурные традиции и мы не должны забывать о своем прошлом. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Поэтому нужны ориентиры для воспитания детей, ориентиры, которые помогут детям полюбить свой край, таким, какой он есть, сделать его краше и лучше.

Публикация «Опыт работы „Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к родному краю через цикл занятий „Родной Урал“» размещена в разделах

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, мною был разработан цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста «Родной Урал». При разработке своих занятий, я учитывала возрастные особенности детей, и включила задачи базовой программы учреждения «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.

Цель работы заключается в создании условий для проявления познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к родному краю.

Мною была выдвинута гипотеза: Если проводить целенаправленную работу по ознакомлению старших дошкольников с красотой Урала, с его богатствами (полезными ископаемыми, самоцветами, промыслами, то это окажет положительное воздействие на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической литературе; 2. Определить показатели уровня развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к родному краю. 3. Выявить уровень развития интереса к родному краю у детей старшего дошкольного возраста. 4. Разработать и апробировать цикл занятий «Родной Урал» по ознакомлению дошкольников с красотой Урала, с его богатствами (полезными ископаемыми, самоцветами, промыслами); 5. Проанализировать влияние цикла занятий «Родной Урал» на развитие познавательного интереса. 6. Повышать профессиональную квалификацию по данной тематике.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов: общетеоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта); эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение за дошкольниками на занятиях и в повседневной жизни, беседы с детьми, изучение продуктов детской деятельности).

Цель разработанного цикла занятий - воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса, уважительного и бережного отношения к природе, культуре, истории родного края

Задачи цикла занятий :

I. Образовательные задачи:

1. Продолжать формировать у детей представления о родном крае : история, символика, достопримечательности.

2. Расширить знания детей о к

3. Познакомить с культурой и традициями, красотой и богатствами Уральского края.

4. Обобщить знания детей о произведениях П. П. Бажова

II. Воспитательные задачи:

1. Пробудить в детях чувство любви к своему, краю, уважение к его традициям и обычаям, желание узнать о нем больше.

2. Воспитывать любовь к людям, воспевающим Урал.

III. Развивающие задачи :

1. Развивать познавательный интерес к родному краю.

2Развивать умение использовать разные средства для получения информации.

3. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, вести диалог.

4. Развивать творческие способности детей.

Задачи для педагога:

• Определить необходимый и достаточный объем содержания.

• Составить цикл занятий, разработать конспект итогового мероприятий.

• Подготовить материал для центров активности.

Разработаны следующие циклы занятий :

1. «Земля. Родина. Урал-4 конспекта

Содержание:

Рассматривание иллюстраций «Горы Урала», «Природа России», «Природа Урала», «Флора и фауна Урала»

Беседы «Моя Родина-Урал», «Возникновение Урала, его история», «Легенды Урала».

Дидактические игры «Узнай где я нахожусь?», «Собери картинку».

Чтение и обсуждение пословиц, стихотворений об Урале, разучивание стихотворений о нем.

Просмотр видеоматериалов, фильмов о России, Урале.

2. «Мир полезных ископаемых»- 3конспекта

Содержание:

Беседа: Чем отличаются горы от равнины? Как обнаружить их на карте? Каким цветом они обозначены? Горы можно сравнить с каменной одеждой Земли. Многие камни из коллекции – это как бы кусочки гор. Но помните, что камни, горы – это неживая природа. Беседа “Как появляются горы?”

Экспериментальная деятельность: – “Горный рельеф”. (Накрыть платком ладонь. Платок – это земная кора. Пошевелить пальцами, согнуть их – “земная кора” приходит в движение и т. д.)

Домашнее задание для родителей: просмотр детской энциклопедической литературы по теме. Обсуждение.

Рассказ воспитателя “Путешествие вглубь Земли”. Использование слов: геологи, полезные ископаемые:, уголь, мел, мрамор, соль, руда, гранит и т. д.

Рассматривание иллюстраций. Чтение “Сказки об угольке” (“Мир вокруг нас” с. 69). Обсуждение.

Экспериментальная деятельность: Каким камнем лучше всего рисовать на асфальте (мел, уголь, графит?

Домашнее задание для родителей: рассмотреть иллюстрации и обсудить информацию из детской энциклопедии на тему “Внутри Земли”.

Загадывание загадок о полезных ископаемых:

– Неказист с виду клад, а народ ему рад, Из земли подымится – за все работы примется? (нефть, уголь, газ)

– В воде родится, а воды боится? (Соль.)

– Без чего обед не вкусный? (Без соли.)

Игра “Мы геологи”. Найти по карте спрятанные полезные ископаемые.

Рассказ воспитателя “Как добывают полезные ископаемые?”. Воспитатель делает акцент на профессиях: геолог, машинист электровоза, экскаватора. Использование слов: карьер, буровые станки, экскаватор и т. д.

Просмотр фотографий, слайдов.

Прослушивание песен о профессиях.

Конструирование из строительного материала “Карьер”. Обыгрывание постройки в сюжетно – ролевой игре “Мы добываем руду”.

3. «Бажов П. П. и его сказы»- 3 конспекта

Содержание:

Беседа «Бажов – знаменитый Уральский сказатель»

Чтение рассказов П. П. Бажова «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Огневушка – поскакушка», «Голубая змейка» и др.

Игра «Узнай сказку по: обложке, имени героя, отрывку, диалогу, предмету, слову, звуку»

Игра «Придумай счастливый конец сказу»

Просмотр мультфильмов “Хозяйка Медной горы”, «Серебряное копытце» и др.

4. «Каслинские богатства»- 2 конспекта

Содержание:

Рассказ воспитателя «Касли-город на Урале».

Рссматривание иллюстраций, экспонатов выставки «Каслинское литье».

Рисование и лепка «Мы маленькие мастера Касли».

5. «Какие бывают камни?»-4конспекта

Содержание:

Знакомство с самыми простыми и часто встречающимися горными породами (для дошкольников они называются просто камешки). В процессе ознакомления дети знакомятся со свойствами камней: твердый – мягкий, легкий – тяжелый, светлый – темный, матовый – блестящий, гладкий – шероховатый и т. д.

Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Свойства камней» Работа с чудесным мешочком

Чтение рассказа «О чем шептались камушки?»

Рассказ воспитателя “Камни в природе”

Чтение «Сказки про лежачий камень, под который вода не течет». Беседа о прочитанном.

Дать первоначальные представления детям о том, какие камни добывают на Урале.

Беседа о пользе и красоте минералов, о том, какие драгоценные камни добывают на Урале (малахит, янтарь, алмаз, золото).

Просмотр иллюстраций. Пластилиновые фантазии. Экспериментальная деятельность: Рассматривание через лупу камней с различными рисунками. Описать “кто что видит” (кристаллики, трещинки, узоры и т. д.)

Рассматривание иллюстраций на темы: “Драгоценные камни” и «Драгоценные камни в украшениях».

Чтение сказки «О Даниле – мастере». Беседа о том, что люди, создающие красоту, называются мастерами. Выставка уральских мастеров

6. Знакомство с мини-музеями ДОУ и группы.

Задачи данного цикла занятий :

- Дать первоначальные представления о музее, где хранятся интересные и красивые камни, чугунные статуэтки, помочь детям освоиться в музейном пространстве;

- прививать навыки поведения в музее; вызвать у детей положительный эмоциональный отклик;

- дать общее представление о музее и коллекции, дать понятие о том, что хранится в музее.

Экскурсия. Внимание детей акцентируется на предметах, представленных на выставке. Используются слова: экскурсовод, выставка, коллекция, музей, история и т. д. Проводится фотосъемка. Педагог беседует с детьми об увиденном.

Вторая встреча. Экскурсия. Внимание детей акцентируется на коллекции камней. Работа с коллекцией. Предложить детям самостоятельно рассмотреть камешки. Какие из экспонатов они видели раньше? Где? Дети описывают их, высказывают свое эмоциональное отношение к камням, к музею. Воспитатель беседует с детьми об увиденном.

Игры по направлению: «Какими бывают камни».

1. «Вспомни сказку». Называйте известные сказки, рассказы. Задача детей – вспомнить, в какой из них говорится о камнях («Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник изумрудного города», «Три поросенка»).

2. «Камень, ножницы, бумага». Дети делятся на группы по 2 – 3 человека. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!». Услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов (открытые ладошки – бумага, сжатые кулачки – камень, два выпрямленных пальца – ножницы). Дети доказывают, что его предмет победил. Выигрывает тот, чей показанный предмет может победить все остальные.

3. «Что исчезло?» (На развитие памяти и наблюдательности) Положить на стол несколько камней, хорошо отличающихся друг от друга. Участник игры должен их запомнить, затем он отворачивается, а вы убираете один камешек. Задача ребенка - определить, какой именно.

4. «Найди свой камень». Каждый ребенок выбирает камень, запоминает его. Затем все камни складываются в одну кучу и перемешиваются. Задание: найти свой камешек. Игра «Гора и камешки». Дети – «камешки» стоят вместе, тесно прижавшись, изображая гору. Ведущий говорит: «Жила-была большая гора. Она считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли года. Вода проливалась на гору дождями и точила камни. Ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с ее поверхности. Вот покатился с горы камешек (один ребенок уходит от остальных, потом другой, третий, (другие дети по очереди отходят от остальных). Гора становилась все меньше и меньше (все дети расходятся) и стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили большую гору.

Сочинение рассказов и сказок.

1. Ребенок выбирает камешек и сочиняет о нем сказку, где «жил» раньше, как появился на свет и т. д.

2. Можно использовать крупные камни на территории садика и придумать историю, что случится с ним в будущем

3. Дети становятся вокруг большого камня и сочиняют сказку по очереди.

Конспекты занятий можно использовать целиком, как итоговые фронтальные занятия, также делить и работать с подгруппой детей.

На фестиваль педагогических идей предлагаю конспект итогового занятия цикла «В гостях у Хозяйки Медной горы»

В заключении хочу казать, что в дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтоб сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять большое внимание комплексному изучения родного края,страны в целом.

Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом, и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала : лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом, промыслами.

Я думаю, что проживая на Урале, а тем более в сельской местности, необходимо прививать любовь детей к родному краю, к природным объектам, замечать красоту в природе.

Знакомство с камнями, каслинским литьем способствует развитию познавательного интереса дошкольников, в том числе к деятельности экспериментирования. Ведь дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Их заинтересовало, почему некоторые металлы притягивает магнит, а некоторые – нет; как появляются горы; почему тонут камни. Ребята спорили, доказывали, рассуждали, добивались результата, научились самостоятельно делать выводы. Если не могли найти ответы на свои вопросы, обращались к взрослым, к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Это способствует развитию самостоятельной, творческой личности. А как обогащается и пополняется словарный запас детей! Ведь читая произведения, мы сталкиваемся с незнакомыми словами, требующими объяснения; интересными сравнениями и т. д.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к родному краю через цикл занятий «Родной Урал»
Опубликовано: 6 сентября 2020 в 19:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД