Получи документы

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей 3–4 лет через разные виды игровой деятельности»

Смотракова Любовь
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей 3–4 лет через разные виды игровой деятельности»

Изучение мелкой моторики дошкольников осуществлено в работах Н. А. Бернштейна, Е. П. Ильина, А. Р. Лурии, Е. А. Смирновой, и др.

Связь пальцевой моторики и речевой функции подтверждена исследованиями А. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, Н. М. Щелованова, М. Ю. Кистяковской и др.

Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, как: физиологи И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов ;

Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики рук у детей 3–4 лет через разные виды игровой деятельности“» размещена в разделах

Созданы сборники дидактических игр, разработанные методистами и педагогами Гаврина С. Е., Крупенчук О. И. ,Ткаченко Т. А., Зажигина О. А., Данилова Л., Белая А. Е., которые используются практическими работниками ДОУ.

В исследованиях этих авторов доказано, что именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей.

Отечественный ученый Н. М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «Золотой порой» сенсорного воспитания и развития.

А в основе чувственного познания лежит тактильно – двигательное восприятие, с помощью которого складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования именно познавательное развитие являются одним из приоритетных направлений в развитии и образовании детей дошкольного возраста, которое предполагает развитие мышления, интеллектуальных способностей, познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Чем больше уверенности и ловкости в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ложкой, ручкой, карандашом и т. д., тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского ума, тем больше мастерства в детской руке.

Как выражался известный педагог В. А. Сухомлинский «на кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка».

Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – «хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими».

Родители заинтересованы в том, чтобы у детей была развита мелкая моторика рук, т. к., с одной стороны, это составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, для становления самостоятельности и независимости от взрослого при самообслуживании и в других видах труда.

Мелкая моторика - комплекс скоординированных действий, направленных на выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног, в котором принимает участие нервная, костная, мышечная и зрительная системы.

Я предположила, что систематическое и последовательное использование всех методов, способов и приемов окажет положительное влияние на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Исходя из актуальности и теоретического материала, я определила этапы своей работы (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, ОСНОВНОЙ, ИТОГОВЫЙ).

Так же определила и направления своей работы

Направления работы охватывает весь образовательный процесс.

1. На занятиях

2. В режимных моментах

3. В самостоятельной деятельности

За основу в проведении работы по выявлению и оценке развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста была взята методика Е. И. Рогова «Перебор пальцев», методика О. И. Крупенчук «Обследование мелкой моторики у детей 2-4 лет», методика А. Е. Белая «Езда по дорожке». Исходя из результатов диагностики, видно, что дети владеют практическими действиями по смене движений пальцев рук по образцу, но недостаточно владеют движения двумя руками одновременно. А наибольшие затруднения вызвали действия по прохождению дорожки карандашом на листе бумаги.

Определила цель работы :

Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей младшего дошкольного возраста через разные виды игровой деятельности и выделила задачи для достижения этой цели.

Развивающую предметно - пространственную среду создала в соответствии с ФГОС ДО: содержательно - насыщенную, трансформируемую, вариативную, доступную и безопасную. Подобрала дидактические игры и пособия.

Пирамидки разного вида

Вкладыши

Бизиборды

Мозаика

Конструктор

Шнуровки

Прищепки

Игры с крышками

Игры с направляющими

Дидактические пособия и игры: «Времена года», «Дерево», «Огород», «Гусеница», «Бусы», «Забавные зверушки», «Пальчиковые шаги»

Материал на развитие тактильных ощущений, природный материал: сенсорные панно, тактильные дорожки, шишки, грецкие орехи, камушки, ракушки и многое другое.

Дети играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке материалами и в процессе игры обогащают и накапливают опыт по развитию мелкой моторики рук.

Развитию мелкой моторики рук способствует не только сенсорный уголок, но и вся РППС группы.

Например, материал в спортивном уголке также предназначен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики рук.

В играх со строительным материалом дети развивают гибкость и координацию кистей и пальцев рук.

В уголке художественного творчества подобраны необходимые трафареты, раскраски, фломастеры, карандаши, доски для рисования, а также кисти, краски, пластилин для развития мелкой моторики рук.

Разработав перспективный план по развитию мелкой моторики рук, распределила материал от простого к сложному.

При ознакомлении детей с играми по развитию мелкой моторики рук, использую игровой персонаж и игровые приемы, которые способствуют лучшему запоминанию и усвоению.

В рамках развития мелкой моторики рук детей знакомила их с играми по развитию координации, гибкости и автоматизированности рук.

При развитии координации использовала такие виды игровой деятельности :

- Пальчиковая гимнастика:

«В гости к грибочку»,

«Ладошки здороваются»,

«Пальчики здороваются»,

«Дружные пальчики»,

«Здравствуй солнце золотое» и др.

- Массаж с предметами: шишками, бусинами, карандашами, орешками, камушками….

- Пальчиковые игры:

«Орешки для белочки» (сортировать орешки,

«Травка для коровки»(рвать бумагу,

«Листочки на дереве»(с пальчиковыми красками);

«Что это?», «Отгадай что спрятано»(с бумагой- разгладь и найди,

«Лепим снежки»(сминать бумагу двумя руками).

«Следы на песке»(делать отпечатки пальчиками на песке или манке) и др.

- Дидактические пособия: «Времена года», «Дорога», «Огород», «Природа».

Они направленны на синхронизацию и согласованность движений рук.

Для развития гибкости рук применяла такие виды игровой деятельности :

- Пальчиковая гимнастика:

«Помощники»(мыть посуду,

«Моем ручки»(мыть и вытирать,

«Семья»(называть членов и сжимать –разжимать ручки,

«Зимние забавы»(имитация зимних игр) и др.

Упражнения с предметами: карандашами, бусинами,камушками, орешками и др. (брать рукой, пальчиками, перекладывать из рук в руки).

- Пальчиковые игры:

«Покормим птичек» (рвать и сминать бумагу,

«Овощи на грядке»(аппликация,

«Дом для белочки»(строить мебель,

«Угостим петушка»(лепка- скатывать шарики и сплющивать их,

«Иголки для ежика»(вставлять спички иголки в пластилин) и др.

- Дидактические пособия: «Поезд», «Машина»(бизиборд).

Эти игры направлены на быстроту и точность выполнения движений по образцу.

Для развития автоматизированности пальцев и кистей рук подобрала игры:

- Игры с прищепками (прикреплять прищепки к основе);

- Шнуровки (продевать шнурок в отверстие);

- С крышками (закручивать и откручивать крышки);

- Моталочки (наматывать шнурок на стержень)«Кто быстрее», «Поймай мышку»

- С направляющими (продвигать предмет к заданной цели по изогнутым направляющим – стержням и дорожкам);

Пальчиковые игры:

«Бусы для лисички»(продевать бусины через веревочку,

«Разноцветные резиночки»(одевать их на пальчики)

«Солнышко» (рисование на манке и песке,

«Платочек для мамы» (рисовать узоры на песке и манке,

«Дорожка» (рисовать дорожку для машины,

«Одуванчик» (рисовать круг и прямую линию, соединяя их) и др.

Дидактические пособия игры:

«Пальчиковые шаги»(ходьба кончиками пальчиков по дорожкам,

«Собери гусеницу»(прикреплять части тела на застежки-липучки и застегивать пуговицы,

«Дерево», «Машина», «Дорога» (шнуровка, застежка молний, пуговиц).

.

Эти игры направлены на распределение мышечной активности кистей и пальцев рук и точность движений.

Для развития тактильной чувствительности я использовала различные дидактические тренажеры, игры, пособия:

«Чудесный мешочек»,

«Забавные зверушки»,

сенсорное панно «Природа», «Времена года», «Дерево», «Огород», "Дорога",

карандаши,

разноцветные камушки,

игры-шнуровки,

природный материал

тактильные дорожки.

В соответствии с ФГОС ДО семьи является полноценным участником образовательного процесса.

Организуя работу с родителями воспитанников использую активные формы: консультации, мастер – классы, анкетирование, памятки, папки-передвижки: Для успешной работы с родителями в группе оформила уголок «по мелкой моторике», где регулярно размещаю информацию.

После проведённой работы с детьми была проведена итоговый мониторинг и сравнительный анализ результатов, который показал положительные результаты и эффективность применённой системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук.

У детей :

1. Уровень координации и точности движений рук, гибкости кистей и пальцев рук вышли на более высокий уровень развития.

2. Совершенствовались тактильные ощущения

3. Совместная взаимодействие воспитателей и родителей в развитии мелкой моторики воспитанников вышло на новый уровень.

Разработками своей педагогической деятельности делюсь с коллегами в интернете, выступаю на педсоветах и довожу до сведения родителям детей, с которыми работаю.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности Слайд 2. Введение Добрый день, уважаемые коллеги! Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь ими. Сколько тайн хранит в себе рука.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Пальчиковая гимнастика. Массаж, самомассаж (без предметов, с предметами). Упражнения для кистей рук (Семья, Пекарь, Пальчики дружат и т. д.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста через различные виды деятельности» Актуальность темы: В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования»Опыт работы «Развитие мелкой моторики и координации движений рук с использованием нестандартного оборудования» Актуальность. Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует.

«Развитие мелкой моторики рук у детей средствами нетрадиционных техник рисования». Опыт работы Содержание опыта 1 слайд - тема 2 слайд - кто подготовил 3 слайд – эпиграф 4 слайд – вступление 5 слайд – что такое мелкая моторика рук.

Перспективное планирование работы «Развитие мелкой моторики рук в игровой деятельности» (средняя группа) Перспективное планирование работы «Развитие мелкой моторики рук в игровой деятельности» (средняя группа) Время проведения Совместная деятельность.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры» Пояснительная записка В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования» Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В. А. Сухомлинский Что.

Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) в процессе игровой деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей 3–4 лет через разные виды игровой деятельности»
Опубликовано: 26 сентября 2019 в 23:09
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД