МААМ-картинки

Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе на основе комплексного подхода

Люба Бажкова
Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе на основе комплексного подхода
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы : «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода» в старшей логопедической группе «Радуга»

Воспитатель: Бажкова Л. А.

Январь, 2018г.

Публикация «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе на основе комплексного подхода» размещена в разделах

Общение и самопознание – это две большие проблемы, которые уже давно волнуют умы человечества. В последние десятилетия интерес к ним во всем мире еще более обострился. И тому множество причин. В наши дни развитие средств связи и передвижения сблизило разные уголки планеты, сделало ее «маленькой», как сказал Юрий Гагарин, первым взглянувший на Землю из космоса. Но вот парадокс: стремительный и все убыстряющийся темп жизни одновременно вносит между людьми и отчуждение. Отдаляются друг от друга те, кто живет совсем рядом: в одном доме, а часто даже в одной квартире. Разрушение старого, патриархального быта приводит к тому, что мы редко видимся с соседями, мало встречаемся с друзьями, теряем близость со своими родными. Люди ощущают, как в их жизнь вторгается одиночество, и мучительно страдают от него.

Возможности общения дошкольников со взрослыми с возрастом расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи.

Потребность ребенка в общении со взрослым углубляется стремлением к сопереживанию и взаимопониманию, стремлением к общности взглядов. Поведенчески эта потребность обнаруживает себя, в частности, в феномене большого количества жалоб детей друг на друга. В этот период жалобы детей друг на друга выполняют специфическую функцию. Они связаны с активно идущим процессом усвоения бытовых правил и правил взаимоотношений. Поведение сверстников выделяется в сознании ребенка раньше, чем собственное поведение, и тем более само правило.

Большинство детей дошкольного возраста осваивает элементарные навыки общения, способны занять определенное место среди других сверстников. Дети с ОНР испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицательно сказываются на их общении, препятствуют осуществлению полноценного общения с окружающими людьми. В своей работе мы столкнулись с тем, что ребенок, приходя в детский сад, не умеет общаться, свободно выражать свои мысли, многие замкнуты и зажаты, с трудом сходятся с детьми, плачут.

Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогической и монологической речи). Поэтому в нашей группе речевое развитие является приоритетным в организации воспитания и обучения детей.

Речевое развитие детей в нашей группе осуществляется согласно рабочей программы, которая разработана в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса и требований ФГОС ДО.

Основными принципами реализации системы работы по развитию речи являются систематичность и последовательность, комплексный подход с учётом интеграции образовательных областей.

Работа проводится в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, в ходе режимных моментов,в свободной самостоятельной деятельности.

Для реализации поставленных задач по развитию речи, в нашей группе создана предметно-развивающая среда с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей, их интересов и конструируется она таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело. Вся педагогическая деятельность построена в соответствии с ФГОС ДО объединены по определенным лексическим темам («Животные», «Времена года», «Посуда», «Мебель» и т. д.). Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса реализуется через объединение различных видов детской деятельности вокруг единой темы и отражается в организации предметно-развивающей среды.

Подбор дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности развития детей с ОНР.

В группе выделены уголки, способствующие овладению речевыми навыками по всем образовательным областям:

- речевой, книжный с актуальной витриной

- интеллектуально - развивающий

-театральный

- уголок дидактическихигр

В группе имеются

- Альбомы по лексическим темам

- Иллюстративный материал по ознакомлению с природой, социальным и предметным миром

- Дидактическая кукла для всех времен года

- Пособие Гербовой (серия картин по всем климатическим зонам)

- Серии иллюстраций для составления рассказов : «Скворцы прилетели», «День рождения цыпленка», «Как щенок нашел друзей», «Как помочь птицам зимой?»

- Наборы иллюстраций по литературным произведениям

- Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников (под редакцией Т. Ткаченко).

- Мнемотаблицы для описательных рассказов.

- Демонстрационные пособия: «Я и мое поведение»,

«Я и другие»,

«Моя семья»,

«Уроки доброты»,

«Мир пословиц»,

«Уроки безопасности для детей»

- Наборы картинок на определенные звуки (раздаточный материал)

- Наборы картинок по лексическим темам (раздаточный материал)

- Настольный театр («Теремок», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Красная Шапочка», «Три поросенка» и др.)

- Конусный театр («Кот в сапогах»)

- Петрушек (наборы персонажей для разных сказок)

- Костюмы для театрализации и игр-драматизаций

- Ширма для кукольного театра

-Лото «Угадай-ка» «Что это?»

- Игры: «Найди место звука в слове», «Веселая школа», «Что сначала, что потом?», «Угадай по описанию», «Соберемся на прогулку», «День рождения», «Словарные слова», «Профессии»и т. д.

Для решения задач по приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, мы используем различные формы работы :

- чтение художественной литературы (сказки «Кот, петух и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Лиса и журавль»…., В. Осеева «Сам себя наказал», Н. Григорьева «Родовое дерево», «Телевизор», «Общая игра», Т. Шорыгина «Общительные сказки»);

- Беседы по иллюстрациям из пособий «Я и мое поведение», «Уроки доброты», «Моя семья», «Я и другие»;

- чтение, анализ и пересказ моральных историй («Женя, дедушка и хлеб», «Игра наоборот», «Медведь и солнышко»);

- дискуссии на моральные темы («Нужно ли быть вежливым?», «Хорошо-плохо»,

- упражнения «Закончи предложение», «Кто хочет помочь мальчику?», «Когда дружба мешает, а когда помогает?»,

- минутки изодеятельности (рисование по произведениям, на определенную тему,

- задушевные беседы: «Можно ли мальчика (девочку) назвать другом?», «Учимся гулять с больными детьми»,

- игры: «Соседи», «Упрямые козлята», «Как хорошо играть вместе».

Все эти формы работы помогают нам : воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.

Продолжаем обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждаем использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.).

После бесед, чтения художественных произведений, рассматривания иллюстраций, мы формируем у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, развиваем стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Реализуя задачи по формированию словаря, мы используем в работе такие игры, как «Подбери слово», «Скажи по другому», «Для умников и умниц» и т. п., где дети подбирают слова с определенными заданиями.

Результативными формами работы для расширения словаря были экскурсии: в музей, в ДК, в «Ельник», где дети наблюдали за происходящим и высказывали свои впечатления, отношения.

Для проговаривания и нахождения определенных звуков в словах, мы используем игры «Найди место звука в слове», «Какая картинка лишняя», «Составь звуковой анализ слов», «Не ошибись», «Цепочка слов», «Телефон», «Какой звук услышал – говори» и т. п.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах.

Развитие связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а также в процессе НОД

Как известно, любое развитие происходит в деятельности. Какая бы это не была: игровая, практическая, учебная. Следовательно, развитие связной речи происходит во всех видах деятельности и включает в себя беседу, анализ, синтез, обобщение. Наиболее успешно развитие речи происходит в процессе продуктивной деятельности. Она способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. Успех деятельности достигается и тем, что дети могут запомнить и передать в речи, как следует действовать, хотя словесное выражение последовательности выполнения работы вызывает у них большие затруднения. Мы учим этому детей, вопросами побуждая их к высказываниям о том, что и в какой последовательности они будут делать.

Опорные картинки, стилизованные изображения реальных предметов, карточки- символы помогают детям активизировать мыслительную деятельность.

Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи.

И, конечно, неотъемлемым методом в организации занятий по развитию связной речи являются игры. Все они охватывают все разделы развития речи : звуковая культура речи, формирование словаря, формирование грамматического строя речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте «18 сказок про хитрую лису», «Кот в сапогах», «Что из чего сделано». «Азбука безопасности» и др.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Для решения речевых и коммуникативных задач в театрализованной и мы используем различные этюды, ритмопластику : «Звери пришли в гости», «Снеговик», «Доброта», «Трусишка» и т. п. При помощи логоритмики («Мы варили суп», «Капуста», «Звериная зарядка»)., дети учатся передавать выразительность движений рук, туловища в соответствии со словами.

В группе проводится кружок «Теремок» (социально-коммуникативное развитие). Занятия дополнительного образования способствуют овладению детьми приемами взаимодействия, навыками сотрудничества, самостоятельности. Дети на занятиях кружка учатся высказывать свои мысли, делиться своим мнением, вступают в ролевое взаимодействие.

. С сентября по январь дети участвовали в театрализованных постановках, утренниках, конкурсах: «Осенние картинки», «Моя бабушка самая лучшая», где дети показали хороший уровень подготовки в передаче образов.

Индивидуальная работа с детьми по развитию речевых и коммуникативных умений проводится ежедневно в течение всего дня как в непосредственно организованной деятельности по всем образовательным областям, так и в процессе режимных моментов. Во второй половине дня проводится коррекционный час по заданию учителя – логопеда на основе «Журнала рабочих контактов»

Уровень развития речи детей на январь 2018г составил 3,2б (80%). По результатам педагогического наблюдения мы продолжаем вести индивидуальную коррекционную работу по речевому развитию детей.

Работа с родителями строится, исходя из интересов, запросов родителей в соответствии с планом работы с родителями. Родители совместно с педагогами ведут коррекционную работу с детьми в индивидуальных тетрадях детей, где выполняют домашние задания с детьми по накоплению и обогащению словаря детей, развитию звуковой культуры и связной речи. В группе имеются буклеты по речевому развитию «требования к речи детей старшего дошкольного возраста», подготовлена консультация «Особенности развития речи детей с ОНР», «Роль сказки в речевом развитии детей, «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста». В уголке для родителей ежемесячно обновляется материал по речевому развитию детей Н. В. Нищевой по следующим разделам «Развиваемся играя», «Учимся наблюдать за изменениями в природе», «Давайте почитаем» как методическая помощь по развитию, обогащению и накоплению словаря по темам.

В результате проделанной работы по развитию речевых и коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности и индивидуальной работе с детьми на основе комплексного подхода в логопедической группе «Радуга» в речи детей достигнуты определённые успехи. Дети стали активнее общаться друг с другом. их речь стала понятней для окружающих. Понимание речи окружающих и собственная активная речь теперь сопровождают всю жизнедеятельность ребенка как дома, так и в детском саду. А мы, взрослые, участники образовательного процесса, стараемся как можно быстрее помочь ребенку стать полноправными активными, инициативными, творческими и уверенными в себе членами общества.

Публикации по теме:

Формирование у детей старших дошкольников пространственных представлений на основе индивидуального подхода 1. Презентация педагогического опыта педагогом-мастером Добрый день, уважаемые коллеги! - Разрешите представиться. Пруцких Ирина Сергеевна,.

«Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода» «Формирование эстетического отношения к природе у старших дошкольников на основе полихудожественного подхода» Аннотация педагогические.

Использование мнемотаблиц для развития коммуникативных навыков у детей ЗПР в индивидуальной работе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №443 г. Челябинск» Денисенко Т. П. учитель-логопед 2017. Тема: Использование.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности,.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников» Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом.

Опыт работы «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе использования инновационных технологий» Наш язык богат образными оборотами. Правильное и уместное их использование придаёт речи своеобразие, выразительность, меткость. В нашей.

Педагогический опыт «Развитие речевых и коммуникативных умений детей третьего года жизни» Во второй группе раннего возраста «Алёнушка» ведётся работа по развитию речевых и коммуникативных умений детей в непосредственно образовательной.

«Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок». Самоанализ. Ч.1 Я, Ефанова Ольга Павловна 1989 года рождения, имею высшее педагогическое образования. Закончила в 2017 году, Новосибирский государственный.

«Повышение интереса детей к книге, развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок». Самоанализ. Ч.2 В совместной деятельности с детьми я использовала следующие методы и приемы работы: Метод Приемы Словесный Чтение произведений. Чтение с.

Сборник игр по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников Игры, направленные на развитие информационно-коммуникативных умений 1. Рассказ по кругу Цель: развить умения вступать в процесс общения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе на основе комплексного подхода
Опубликовано: 1 марта 2018 в 20:13
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников в НОД и индивидуальной работе на основе комплексного подхода» (включая файлы) размещена пользователем Люба Бажкова (УИ 204477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД