МААМ-картинки

Опыт работы: «Социализация дошкольников через деятельность волонтерского отряда»

Наталья Буторина
Опыт работы: «Социализация дошкольников через деятельность волонтерского отряда»

Буторина Н. В., воспитатель

МБДОУ «Детский сад №18»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОЛОНТЕРСКОГО ОТРЯДА

«Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы.

Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро.

И если мы будем это делать, будем все вместе, то нас ждет успех.»

В. В. Путин

Публикация «Опыт работы: „Социализация дошкольников через деятельность волонтерского отряда“» размещена в разделах

Уже с первых дней жизни ребенок является существом социальным, так как его потребности не могут быть удовлетворены без помощи и участия другого человека.

Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность выдвигают на первый план задачу социализации детей.

Социализация необходима, в первую очередь, для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу, чтобы он научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения со сверстниками. Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать чадо от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе, участвовать в общих делах. Задача может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество педагогов группы, специалистов и родителей.

Новизна представленного опыта в том, что волонтерский отряд создан в условиях группы детского сада.

Наблюдая за своими воспитанниками, вовлекая их в постоянное взаимодействие, я решилась на создание волонтерского отряда, в котором под непосредственным руководством взрослого дошкольник приобретет опыт взаимодействия с природным и социальным миром, научится замечать имеющиеся проблемы, адекватно реагировать в конкретной жизненной ситуации. Когда я доступно рассказала об этом детям, у них загорелись глаза, они активно начали обсуждать мое предложение, проявлять неподдельный интерес.

На первом этапе для воплощения своей идеи рассматривала несколько технологий. Меня заинтересовала технология «Дети-волонтеры», автором которой является Н. П. Гришаева.

Я поставила цель: объединение в единый отряд заинтересованных родителей и воспитанников через участие в добровольческих мероприятия.

Сформулировала задачи:

• формировать мотивацию на добровольческую деятельность;

• развивать социальные качества личности дошкольника;

• формировать практические навыки волонтерства и умение работать в команде.

Провела диагностику сформированности социальных форм поведения, используя учебно-методическое пособие «Диагностика социального развития ребенка» Щетининой А. М., Абрамовой Н. А. Результаты диагностики показали, что уровень развития социальных навыков составляет 33%.

Отношение родителей к идее волонтерства увидела через мини-анкетирование :

• Имеете ли вы информацию о деятельности детских волонтерских отрядов в России?

• Как вы относитесь к идее создания волонтерского отряда в группе?

• Готовы ли вы лично стать участником волонтерского отряда?

• Какую помощь и кому, по вашему мнению, может оказать волонтерский отряд?

Опрос родителей показал, что идея создания волонтерского отряда вызвала одобрение. Согласились 93% родителей стать его частью. Название отряда «Мы вместе!» и девиз «Мы всегда на первом месте. И во всем всегда мы вместе!» сочинили нашей дружной командой.

На втором этапе разработала совместно с семьями воспитанников перспективный план. Предложения собираю в групповой «Шкатулке идей».

Месяц Тема Задачи Деятельность

дети родители

Октябрь

2019 Кто такие волонтеры? Знакомство детей с деятельностью волонтеров Беседы, просмотр мультфильмов, чтение рассказов, игровые ситуации Анкетирование

Ноябрь

2019 Акция «Зеленая планета» в рамках дошкольной сетевой лиги «100 идей из ненужных вещей» Формирование у детей особого отношения к ненужным вещам как к ценному вторичному сырью Выставка поделок из бросового материала

Декабрь

2019 Экологическая акция «Помоги зимующим птицам!» Вовлечение детей и родителей в природоохранную деятельность Беседы,

рисунки «Наши друзья – птицы!» Изготовление кормушек для птиц, оформление листовок

Январь

2020 Рождественские колядки Знакомство детей со старинными традициями и обрядами на Руси Колядки для детей других групп Подготовка костюмов, помощь в подборке запевок, присказок, закличек

Март

2020 Экскурсия на страусиную ферму Воспитание у дошкольников заботливого отношения к животному миру Игры и общение с животными Сбор кормов

Май

2020 Флеш-моб к 75-летию Победы ВОВ Формирование уважительного отношения к культурно-историческому наследию нашего народа Запуск белых воздушных шаров, изготовление открыток, флеш-моб Помощь в подготовке костюмов, оформление открыток

Октябрь, ноябрь

2020 Акция «Протяни руку помощи» Организация сбора кормов для бездомных животных Беседы, просмотр мультфильмов, чтение рассказов, игровые ситуации Сбор корма для приюта «Ласковый зверь»

Декабрь

2020 «Спасибо, доктор! Спасибо, медсестра!» Выражение благодарности работникам здравоохранения Оформление рисунков

Работа по плану началась в ноябре прошлого года с акции «Зеленая планета» в рамках дошкольной сетевой лиги, совместно с детскими садами № 128 и №17. В ходе акции были изготовлены поделки из бросового материала и оформлена выставка «100 идей из ненужных вещей» в ДОУ № 18 и в ДОУ № 17 (заседание ДСЛ №1). Участие приняли 81 % семей. Фантазии участников безграничны: мы увидели поделки из коробок, пластиковой посуды, пробок и других материалов. В результате акции мы показали наглядный пример решения одной из экологических проблем.

Акция «Помоги зимующим птицам!» преследовала цель объединения детей и взрослых в желании оказать помощь птицам. С воспитанниками группы я провела беседы: «О диких и домашних птицах», «Как скворец себе дом выбирал». Ребята узнали, что кормушка должна быть удобной для птиц, не должна болтаться на ветру, затрудняя приземление, должна иметь несколько окошек, чтобы птицам было удобно влетать и вылетать из неё, еда из неё не должна выдуваться ветром, она должна быть защищена от снега и дождя. Нельзя прибивать кормушки гвоздями, потому что это навредит дереву. Совместными усилиями с родителями была изготовлена кормушка, в которую мы регулярно насыпали корм. Детям понравилось помогать птицам в зимний период. Родители интересовались, как проходит наша акция, прилетают ли к нам птицы, делились своими новыми знаниями о птицах нашего края, о том, каких видели птиц. Дети ждали появление пернатых гостей, часто выглядывали в окно, а, увидев птиц, очень радовались. Деятельность нашего волонтерского отряда способствовала укреплению детско-родительских отношений.

В прошлом году волонтерским отрядом группы были организованы Рождественские колядки для детей ДОУ. Целью этого мероприятия стало знакомство детей со старинными традициями и обрядами на Руси, воспитание чувства коллективизма, дружбы, радости общения. Большую предварительную работу выполнили родители, изготовляя наряды. Отличный эмоциональный настрой детям подарили «ряженые». Они исполнили колядные запевки, присказки, заклички, прославляя Коляду. Вместе с детьми ряженые водили хороводы, играли в народные игры, устраивали веселые переплясы, пели колядки, желали всех благ и, конечно, просили угощения. Хозяева - ребята и воспитатели – подавали дорогим гостям сладости. Каждый ребенок был рад преподнести колядующим свой дар – конфетку, леденец. В ходе мероприятия дети прикоснулись к традициям и обычаям русского народа, прочувствовали прелесть народных празднеств и гуляний.

Особый вид деятельности нашего отряда - экскурсии. Самой любимой оказалась страусиная ферма. Эта была не просто экскурсия. Все началось с анкетирования «Как я хочу провести выходной?». Выслушав все варианты, дети выбрали страусиную ферму. Мы с дочерью придумали оригинальное начало: у входа детей встречал «Кот ученый» (ростовая кукла в исполнении моей дочери). Поприветствовав всех гостей и рассказав план на день, кот построил ребят и родителей парами для дальнейшей экскурсии. Посмотрев животных фермы, сделав фотографии на память, мы устроили для разминки танцы - повторялки, отгадали загадки о ЗОЖ. А закончили нашу экскурсию чашечкой чая, где родителям раздали брошюры по формированию здорового образа жизни в семье. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместные мероприятия, где все выступают полноправными участниками.

К юбилею Победы ВОВ мы с воспитанниками планировали провести флеш-моб на территории ДОУ, разучили песню "Служить России" Алексея Хворостьяна, выучили стихи о Великой Отечественной войне. Дети своими руками изготовили поздравительные открытки «С Днем Победы!». И в завершении планировали провести минуту молчания, запуск белых воздушных шаров в небо, но самоизоляция внесла свои коррективы в план, поэтому часть мероприятий была проведена в формате онлайн.

С 1 сентября 2020 года работа волонтерского отряда не прекратилась, продолжилась в ином формате. Записали видео, где дети танцуют, читают стихи, пропагандируют ЗОЖ, и показали детям других групп.

После проведения очередной тематической беседы о домашних питомцах, оказавшихся бездомными, дети в этот же день все рассказали родителям и так эмоционально, что вечером мне начали поступать звонки с предложением провести акцию и вопросами: «Чем помочь?» «Какой корм принести?», «Сколько?», «Куда?». Акцию назвали «Протяни руку помощи!». Ребята вместе с родителями предлагали возможные пути решения проблемы: подкармливать, брать домой, попытаться поискать хозяев для бездомных животных. За сутки мы собрали корм и отвезли в приют "Ласковый зверь". Особенно активные родители с детьми съездили в выходные в приют и погуляли с собаками. Это очень здорово и для обитателей приюта, и для ребят, которые хотят домой питомца, но нет возможности содержать в квартире. Наши дети добрые, с чуткими отзывчивыми сердцами.

В непростое для всей страны время, в период пандемии коронавируса, людям нелегко привыкнуть к жизни в окружении масок, перчаток и антисептиков. Медицинским работникам приходится длительное время находиться в защитном костюме, без воды, еды, общения с родными. Отряд нашей группы «Мы вместе!» не остался в стороне и принял участие в акции онлайн – рисунков «Спасибо, доктор! Спасибо, медсестра!». Рисунки получились оригинальными и трогательными, из них планируется оформление баннеров и размещение в медицинских учреждениях нашего города.

На третьем этапе при сравнительном анализе итогов диагностики увидела увеличение результатов на 37%.

Я сделала вывод, что может ребята еще и не стали настоящими волонтерами, но в процессе волонтерской деятельности у них сформировались следующие качества: социальная активность, самостоятельность и инициативность. Дети сопереживают другим, проявляют заботу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагируют на удачи и неудачи других. Разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес к волонтерской деятельности. Главный критерий результативности опыта – 87% родителей и воспитанников приняли участие в добровольческих акциях и мероприятиях.

Для своих воспитанников я сама стараюсь быть примером. Являюсь членом Клуба молодых семей «Оберег» в Доме молодежи. Участвую в городских конкурсах, акциях и фестивалях «Молодые семьи молодого Кургана», «Семейный выходной», «Радуга Зауралья», «Парад детства», «Лыжня России».

Я считаю, что деятельность волонтерского отряда способствует социализации дошкольников. Надеюсь, что и в школьном возрасте ребята продолжат активно заниматься волонтерской деятельностью, а родители по-прежнему будут их поддерживать.

Публикации по теме:

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»Опыт работы «Познание окружающего мира детьми дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Основной целью моей педагогической деятельности на данный период стало создание условий, способствующих познанию окружающего мира детей.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Опыт работы «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью»Опыт работы «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью» 7 апреля – Всемирный день здоровья! В настоящее время в связи с катастрофическим ухудшением состояния здоровья населения особенно остро.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игруСоциализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Экспериментальная деятельность дошкольников. Опыт «Вода — прозрачная!»Экспериментальная деятельность дошкольников. Опыт «Вода — прозрачная!» Цели: - закреплять у детей знания и представления о простейших свойствах воды: прозрачная, бесцветная, обладает текучестью; - формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы: «Социализация дошкольников через деятельность волонтерского отряда»
Опубликовано: 23 апреля 2021 в 09:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД