МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы с детьми младшего дошкольного возраста «Хочу все знать»

Наталья Асланова
Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы с детьми младшего дошкольного возраста «Хочу все знать»

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать –

Что смешать? Как смешать?

С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Изучаем мы все … неживую природу.

ПРОЕКТ

Тема проекта: Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы с детьми младшего дошкольного возраста

«ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ»

I. Вводная часть

Проблема:

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы с детьми младшего дошкольного возраста „Хочу все знать“» размещена в разделах

Ребенку младшего дошкольного возраста сложно добывать знания самостоятельно, оперировать ими, творчески мыслить, делать выводы. Познавательные и умственные способности детей развиты недостаточно.

Актуальность:

В условиях современной жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создают условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Нужно только помочь ребенку и начать это как можно раньше. Опыты помогут развить мышление, логику, творчество ребенка, позволят наглядно показать связи между живым и неживым в природе. И тем самым способствуют подготовке ребенка к жизни в современном мире.

Цель:

Через опытно-экспериментальную деятельность содействовать развитию познавательной активности, наблюдательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи детей. Развивать внимание, память, зрительную и слуховую чувствительность. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.

Задачи:

1. Обогащать представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего в ближайшем окружении.

2. Развивать сенсорные способности детей, а также освоение простейших форм наглядно–действенного и наглядно–образного мышления.

3. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.

4. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой окружающего мира.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Предмет исследования: объекты неживой природы, внедрение методов познавательно – исследовательского обучения в образовательный процесс.

Проблема исследования: отсутствие экспериментирования или нерегулярное использование методов познавательно – исследовательской деятельности в работе с детьми влечет за собой снижение качества подготовки детей к обучению в школе.

Гипотеза:

Систематическое использование методов познавательно – исследовательского обучения в образовательной практике способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей, а значит высокому уровню подготовки детей к школе.

Ожидаемый результат:

1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

3. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

4. Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы.

Методы, приемы:

наблюдение;

обследование;

беседа, рассказ воспитателя, загадки, использование художественной литературы;

допросы проблемного характера.

дидактическая игра, подвижная игра.

опыт.

Ресурсы:

Игровой материал, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности, художественная литература, интернет – ресурсы.

II. Подготовительный этап:

Литература:

1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 3 – 4 лет»;

2. Воробьева В. М. «Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы»;

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»;

4. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»;

5. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»;

6. Попова Т. И. «Мир вокруг нас»;

7. Соломенникова О. С. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей группе детского сада»;

8. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Донецкой Народной Республики.

Развивающая среда:

С целью внедрения проекта опытно – экспериментальной деятельности в образовательный процесс мною была проведена предварительная работа:

создан и оборудован уголок опытно – экспериментальной деятельности, доступный для самостоятельной деятельности детей;

подобран дидактический, игровой материал, художественная литература;

подобрана и изучена литература по опытно – экспериментальной деятельности детей в соответствии с возрастом детей.

Мониторинг на начало года (см. данные Мониторинга на Заключительном этапе).

Разработка плана работы с воспитанниками и родителями (см. Практический этап).

Подборка опытов.

III. Практический этап

Перспективное планирование

опытно-экспериментальной деятельности с детьми

по изучению неживой природы

во второй младшей группе

Месяц Тема Цель

Сентябрь Подбор материала, изучение литературы. Диагностика детей. Создание уголка опытно-экспериментальной деятельности, выявление уровня знаний детей о неживой природе, разработка плана.

Октябрь 1. Опыт «Ветер»

Закреплять знания о свойствах воздуха (движение, направление).

2. Опыт «Что в пакете?» Учить обнаруживать воздух в окружающем пространстве.

Ноябрь 1. Опыт «Какая она, вода?» Ознакомление со свойствами воды.

2. Опыт «Свойства песка» Закрепить знания о свойстве песка (сыпется, лепится).

Декабрь 1. Опыт «Свойства снега» Ознакомление со свойствами снега при повышенной температуры таять, тает и переходит в жидкое состояние – воду.

2. Опыт «Свойства воды» Ознакомление со свойствами воды при понижении температуры превращаться в лёд, а при повышении – постепенно превращаться в воду.

Январь 1. Опыт «Бантик из бумаги» Расширять знания о свойствах бумаги: мнётся, рвётся, размокает в воде.

2. Опыт «Бантик из ткани» Познакомить со свойствами ткани: мнётся, рвётся, её можно стирать и гладить.

Февраль 1. Опыт «Игры с соломинкой» Ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух.

2. Опыт «Весёлые кораблики» Ознакомление со свойствами предметов – плавучесть.

Март Опыт «Почему по дорогам побежали ручьи?» Ознакомление со свойствами снега – таять, превращаться в воду.

Апрель 1. Опыт «Свойства солнечных лучей» Познакомить со свойствами солнечных лучей – испарение, нагревание предметов.

2. Опыт «Узнаем какая вода» Познакомить со свойствами воды – прозрачная, без запаха, льётся, сладкая,

Май Диагностирование детей. Отчет на родительском собрании. Подведение итогов.

План работы с родителями

Месяц Тема Цель

Сентябрь Анкетирование родителей на тему «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» Выявить уровень знаний родителей по данной теме

Октябрь 1. Совместное оборудование уголка опытно-экспериментальной деятельности. Привлечение родителей к оказанию помощи в оборудовании уголка, повысить интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

2. Оформление наглядной информации в родительском уголке. Повысить уровень знаний родителей по теме.

Ноябрь 1. Консультация на тему «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников. Как организовать домашнюю лабораторию» Донести до родителей важность экспериментирования в жизни детей и роль родителей в этой работе.

2. Консультация «Поделки из природного материала вызывают интерес к наблюдению и экспериментированию» Дать родителям советы и рекомендации по поддержанию интереса у детей к экспериментированию.

Январь Фотовыставка «Семейная лаборатория» Представление родителями своего первого опыта.

Март Круглый стол «Демонстрация занимательных опытов воспитателем и родителями» Обогатить знания родителей по экспериментальной деятельности опытами из личной «копилки».

Май Отчётное родительское собрание Подведение результатов совместной работы педагогов и родителей по опытно-экспериментальной деятельности с детьми.

IY. Заключительный этап

Мониторинг (см. Приложение)

Анализ:

Для того, чтобы смогли овладеть элементарными способами практического взаимодействия с окружающей средой я начала эту работу с младшей группы. К концу года результаты детей были следующими:

1. Могут устанавливать простейшие связи при наблюдении за характерными фактами, явлениями природы.

2. Знают некоторые свойства воды, воздуха, снега, льда, дерева, бумаги, солнечных лучей.

3. Лучше овладели практическими умениями во время проведения разнообразных опытов.

4. Проявляют любознательность, самостоятельность.

5. Стали понимать вопросы проблемного характера и проявлять самостоятельность в поиске ответа на них.

6. Стали развиваться познавательные и речевые умения, увеличился словарный запас.

7. Стали бережнее относиться к природе.

Цель проекта достигнута, гипотеза доказана.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей дошкольного возраста «Хочу все знать»Дидактическое пособие по познавательному развитию для детей дошкольного возраста «Хочу все знать» Пояснительная записка Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, способствующих всестороннему развитию ребенка,.

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возрастаКартотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий КВН для детей старшего дошкольного возраста «Хочу всё знать!»Сценарий КВН для детей старшего дошкольного возраста «Хочу всё знать!» Цель игры: Создать социально – коммуникативные условия для обобщения знаний детей дошкольного возраста по всем образовательным областям.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возрастаОпытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Опытно – экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Вокруг нас постоянно что-то меняется, происходят какие-то.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла» Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в «научную лабораторию». Мне нужна ваша помощь – исследовать эти предметы, согласны?.

Перспективное планирование «Ребенок открывает мир природы, опытно-экспериментальная деятельность» средняя группа 1. «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах»[/i] Цель: Учить детей составлять описательные рассказы об овощах и фруктах,.

Перспективное планирование «Ребенок открывает мир природы, опытно-экспериментальная деятельность» во второй младшей группе 1. «Почему песок хорошо сыплется» Цель: выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость Песок, глина (Е. Н. Мартынова, И. М. Сучкова,стр.

Экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста Цель экспериментирования:Продолжать развивать познавательно исследовательскую активность дошкольников,умения анализировать,сравнивать,выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность по изучению неживой природы с детьми младшего дошкольного возраста «Хочу все знать»
Опубликовано: 24 марта 2022 в 22:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД