МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность с водой и песком с детьми раннего возраста

Ирина Пензина
Опытно-экспериментальная деятельность с водой и песком с детьми раннего возраста

Ребенок рождается исследователем. Мир открывается малышу через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. В период раннего детства у ребенка появляются элементы экспериментирования.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я – пойму». Малыш изучает все как может и чем может - глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности с водой и песком.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с водой и песком с детьми раннего возраста» размещена в разделах

1. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования

2. Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями

3. Развивать представления о свойствах и качествах предметов

4. Формировать представления о живой и неживой природе

5. Побуждать ребенка к активности, самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания

6. Обогащать память ребенка, активизировать его мыслительные процессы

7. Развивать речь

8. Развивать мелкую моторику пальчиков

9. Развивать эмоциональную сферу ребенка, творческие способности, трудовые навыки

10. Способствовать желание участвовать в исследовательской деятельности, создать атмосферу радости и удовольствия

В группе раннего возраста организована мини- лаборатория для проведения опытов с водой и песком это стал: «песок-вода, емкости для песка и воды, куколка: «Песочная фея»

Приборы и оборудование для мини- лаборатории (эксперименты с водой и песком)

1. Емкости: пластиковые банки, мерки, воронки, формочки, сито, лопатки, ведерки, подносы.

2. Материалы: природные (шишки, желуди, спилы, бросовые пробки, трубочки и т. д.)

3. Лупы, губки, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы

Материалы для организации экспериментирования с водой и песком

1. Бусинки

2. Размешки разных размеров

3. Ракушки

4. Формочки

5. Пробки

6. Пластиковые ложечки

7. Семена бобов, фасоли, скорлупа орехов

8. Пух, перья

9. Спилы дерева

10. Деревянные катушки

11. Киндер- сюрпризы

12. Глина, песок

13. Вода и пищевые красители

14. Набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики, мячики)

Исходя возрастных особенностей для детей младшей группы первый этап экспериментирования- работа с водой

На практике дети убедятся в том, что: Вода вымоет, а хлеб выкормит. Водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы.

«Пролив воду не поймаешь» Вода может литься, а может брызгать. Когда мы умываемся, становимся чище. Вода не имеет вкуса, запаха, цвета. Вода прозрачная. В ходе экспериментирования вода жидкая, поэтому мы можем ее переливать из сосуда. Она может принимать форму сосуда. Вода может быть теплой и холодной. При замерзании превращается в лед, некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус.

Опыты с песком

Проводятся в центре «Воды- песка», а также на прогулке. Самым главным открытием на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок- это множество песчинок.

Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть.

Алгоритм организации детского экспериментирования

• Постановка проблемы, которую необходимо решить

• Целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)

• Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)

• Проверка гипотез (демонстрация опыта педагогом)

• Анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось, обсуждение увиденных результатов)

• Повторение опыта детьми

• Фиксация наблюдений

• Обсуждение результатов и формулировка выводов

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми раннего возраста в центре «Вода и песок»

Сентябрь Тема: Части тела 4 занятия

Установление контакта.

Закрепить названия частей тела

Стимулировать желание играть с водой, песком

Снижение психофизического напряжения

Формирование игровых навыков Самомассаж песком

«Теплая водичка потрогала личико»

«Отпечатки ладошек, пальчиков»

«Песочные человечки»

«Норки-холмики» Емкость с теплой водой, полотенце

Емкость с влажным песком

Октябрь Тема: Животные 5 занятий

Развитие тактильной чувствительности, воображения

Вызывать положительные эмоции

Развивать моторику

Воспитывать желание приводить свои игрушки в порядок

Необыкновенные следы на песке:

-«Идут медвежата»

-«Прыгают зайцы»

-«Ползут змейки»

-«Бегут жучки, паучки»

-«Кроказябла»

-«Козлик»

-«Мышонок»

-«Тигр в клетке»

-«Секретные задания кротов»

Самомассаж песком

Набор животных из пластика

Лоскутки меха

Набор резиновых животных

Мокрый песок

Емкость с теплой водой, игрушечные животные

Ноябрь Теплый-холодный 4 занятия

Стабилизировать психо-эмоциональное состояние детей

Знакомить со свойствами воды

Закрепить понятия «теплый», «холодный»

Развивать координацию движений

«Теплый-холодный»

«Поймай льдинку»

«О том, как вода гулять отправилась»

«Времена года»

Самомассаж кистей рук круглыми камешками Игрушки 2-ух видов, таз с теплой, холодной водой

Льдинки, ситечко с ручкой

Емкость с сухим песком

Круглые камешки

Декабрь Тонет- не тонет 4 Стимулировать познавательный интерес

Знакомить со свойствами различных материалов

Развивать внимание, координацию движений, пространственную координацию.

Снижение психофизического напряжения

«Тонет- не тонет»

«Достань клад из воды»

«Найди клад в песке»

«Сказка о камешке»

Самомассаж кистей рук круглыми камешками Набор предметов из разного материала

По одному круглому камешку на ребенка, ракушка

Таз с сухим песком и водой

Январь Мокрый- сухой 4 занятия

Знакомить со свойствами песка, воды, развивать моторику, координацию

Закрепить понятия «мокрый-сухой»

Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей «Речка и ручеек»

«Поваренок»

«Стадион»

«Узоры на песке»

Самомассаж «пальчики считают» Емкость с мокрым и сухим песком, сито, совок, формы, палочки деревянные

Февраль Кораблики 4 занятия

Закрепить понятие «тонет», «плавает»

Активизация мышц губ, формирование умения делать плавный выдох

Активизация нервных окончаний, снятие напряжения кистей «Плывут кораблики»

«Ветер по морю гуляет»

«Построим корабли из песка»

«Почему кораблики не плывут»

Самомассаж «пальчики считают» Кораблики из разных материалов: бумаги, пенопласта, камешки

Емкость с водой

Шестигранный карандаш на каждого ребенка

Емкость с мокрым песком

Март Посуда 4 занятия

Совершенствовать моторику

Стимулирование (разминание) середины ладошек, развитие тактильного восприятия

Развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности

Закрепить название посуды. «Переливание их кувшина в стаканы»

«Переливание из чайника в чашки»

«Просеивание песка»

«Песочные часы»

Самомассаж «Сорока варит кашу» На каждого 2-3 пластиковых полупрозрачных стакана с отметками, кувшины.

Маленький заварочный чайник, чашки.

Емкость с сухим песком, сито, пустая емкость, совок

Песочные часы.

Апрель Игрушки 5 занятий

Совершенствование моторики, координации

Развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений

Знакомство со свойствами мыла

Закрепить названия животных «Зоопарк»

«Игрушки-потеряшки»

«Матрешки»

«Железная дорога»

«Кто разбудил китенка»

Самомассаж «Сорока варит кашу» Пустая емкость, емкость с водой, сито с ручкой и 5 теннисных шариков.

Емкость с водой, венчик, жидкое мыло.

Четки или бусы

Мокрый песок, фигурки животных.

Май Дождик 4 занятия

Совершенствовать координацию движений

Регуляция мышечного напряжения, расслабление, выполнять движения в такт словам. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности

Закрепить навыки игры с песком «Песочный дождик»

«Водопад»

«Дождик моросит»

«Ручеек течет»

Самомассаж шестигранными карандашами Лейки, горшки с цветами

Орехи грецкие.

Сухой песок, лейка с водой

Наборы для песка

Игры и упражнения с песком и водой:

«Кто как плавает»

«Кто к нам приходил»

«Домики в песке»

«Самомассаж деревянными и металлическими (стеклянными) шариками

Самомассаж песком

«Попади в колечко»

«Стираем платочки»

«Мокрый - сухой»

«Печем печенье»

«Песочные прятки»

«Мыльные пузыри»

«Рыбалка»

«Перекладывание шариков»

«Взбивание пены»

«Полив цветов из лейки»

Самомассаж «Дождик, дождик подожди»

«Льет дождик на песочек»

Консультация для родителей

«Самое лучшее открытие- то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерсон.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната. Во время мытья ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, о растворимости веществ. Помните!

При проведении эксперимента главное - безопасность вас и вашего ребенка.

Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей (с водой и песком)

В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать в воду в ванночку ведром или губкой)

Это поможет ребенку исследовать и определить характеристику предметов, развивать наблюдательность.

Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде)

-Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды?

«Утопи и сьешь»

Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удается.

Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Объясните ребенку: в апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.

Что плавает, а что нет!

Цель: выяснить, что не все предметы тонут

Поочередно опускать в воду различные предметы (из различных материалов) и наблюдаем, за тем какие предметы тонут, а какие плавают на поверхности.

Куда делась вода?

Цель: Выяснить, что ткань впитывает воду

Налить небольшое количество воды в плоскую емкость и опустить туда губку или кусок ткани? Вода исчезла, ее впитала губка.

Вывод: Ткань впитывает воду и сама становится мокрой.

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом занимательные опыты и эксперименты Москва 2005г.

3. Рыжова Н. Песок, глина, камни Дошкольное воспитание 2004г. №7

4. МААМ. RU Международный образовательный портал

5. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника (Текст) /Поддьяков М: Педагогика 1977, 277

Публикации по теме:

Игры с песком и водой с детьми младшего дошкольного возрастаИгры с песком и водой с детьми младшего дошкольного возраста Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала. Ящик из стола покрасим.

Экспериментальная деятельность с песком ко Дню песка на МAAMЭкспериментальная деятельность с песком ко Дню песка на МAAM Игры с песком – самые любимые и увлекательные игры для детей в летний период. Во время этих игр можно так организовать игровую деятельность.

Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой»Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» В рамках тематической недели опытов и экспериментов в нашем детском саду один.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла» Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в «научную лабораторию». Мне нужна ваша помощь – исследовать эти предметы, согласны?.

Опытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группеОпытно-экспериментальная деятельность с водой и воздухом в подготовительной группе Цель: формировать знания о плавучести предметов, понять механизм погружения и всплытия подводной лодки. Материалы и оборудование: несколько.

Работа с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельностьРабота с радужным песком. Опытно-экспериментальная деятельность Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Белоусова Л. Е. Задачи: • Вовлечение детей.

Экспериментальная деятельность «Магические фокусы с водой»Экспериментальная деятельность «Магические фокусы с водой» Цели: - закреплять у детей представления о свойствах воды (бесцветная, прозрачная, не имеет формы – принимает форму того сосуда, в который.

Фотоотчет «Экспериментальная деятельность с песком и водой в первой младшей группе»Фотоотчет «Экспериментальная деятельность с песком и водой в первой младшей группе» Развитие познавательно-исследовательской деятельности (экспериментальная) входит в образовательную область "Познавательное развитие",.

Экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста Цель экспериментирования:Продолжать развивать познавательно исследовательскую активность дошкольников,умения анализировать,сравнивать,выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность с водой и песком с детьми раннего возраста
Опубликовано: 3 сентября 2020 в 11:54
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД