Папки-передвижки

Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики в ДОУ

Чекасина Наталья
Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Пустая голова не рассуждает:

чем больше опыта, тем больше способна

она рассуждать».

П. П. Блонский

В стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить в дошкольном детстве.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики в ДОУ» размещена в разделах

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника – представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Перед нами встала проблема поиска эффективных средств развития и воспитания современного ребенка. На наш взгляд именно опытно - экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики поможет нам подготовить ребенка к жизни в обществе.

В результате анализа теоретической и практической литературы по данному вопросу, мы пришли к выводу, что необходимо дополнить методику экспериментирования. Ребенку по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Приведем простой пример, если перед малышом поставить кастрюлю с поварешкой и игрушку, то в большинстве своем дети тянутся к кастрюле. Поварешкой можно постучать, в кастрюлю можно забраться, можно облизать и понюхать, погреметь. Внешне эта картина привычна, но вы только представьте, сколько нейронных связей возникает в голове, (каждую сек. возникают 700нейронов) так развивается первичное мышление (дооперационный интеллект). Происходит формирование либо крепкой, либо хрупкой основы для дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. Постепенно этот процесс «связи нейронов» резко замедляется, не использованные связи отмирают.

Нейроны нуждаются в связи, а связи возникают только тогда, когда возникают мыслительные процессы. Как утверждал Жан Жак Пиаже ученый, психолог «мыслительные процессы-это и есть интеллект». Конечно, развивая мышление, мы воздействуем на интеллект. Как известно, у детей-дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, наглядно-действенное и образовательная деятельность строится исходя из ведущих видов мышления.

Л. С. Выгодский, отечественный ученый «моцарт в психологии», выделил «понятийное мышление». Проводя исследования, Выгодский выделил, что только у 20%процентов взрослого населения развито понятийное мышление. А что собственно есть понятийное мышление? Способность человека делать умозаключения, находить причинно-следственные связи, видеть существенные и несущественные признаки, отделять частное от целого и наоборот.

Один очень важный момент – понятийное мышление развивается только при изучении цикла естественных наук. Почему именно изучение науки? Потому что в науке любой факт, который узнает ребенок, занимает центральное место в структуре понятий, осваивая факты, дети осваивают понятийную структуру, чем разнообразнее материал, на котором они осваивают, тем успешнее развивается «понятийное мышление» как основа, базис творческого мышления. Как узнать, что происходит с каждым из окружающих ребенка предметов? Все надо обследовать по всем анализаторам, а все полученные при этом данные вносятся в память. К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие мучительные ощущения возникают у ребенка при лишении возможности загружать свою память различными сведениями. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, практически непреодолимым. С возрастом потребность в познании нового ослабевает. Основная масса людей в зрелом возрасте живет и работает, используя багаж знаний, накопленный на предыдущих стадиях индивидуального развития, и не испытывает особых страданий при невозможности открывать что – то новое ежедневно и ежечасно. Вот почему некоторые взрослые не понимают детей и рассматривают их деятельность как бесцельную.

С понятийным мышлением не рождаются, его развивают с 5до 13лет. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. На нем две работы, обучающая задача была «нарисуй мяч - под, - на, - слева, - справа». Как вы думаете, какой ребенок справился? Да, оба! Первый случай – понятно! Виден академический результат, который, по мнению Пиаже не так уж важен…главное процесс мышления. У пятилетнего автора второй работы сработал «понятийный тип мышления». Мяч у него оказался резиновый, следовательно, прыгал из стороны в сторону. Ребенок в своей системе «понятий» выделил существенный признак резины. Очень важно пристально относиться к детским работам и не пропустить маленького Энштейна.

Цель нашей технологии показать благоприятное влияние опытно-экспериментальной деятельности с элементами занимательной физики на формирование понятийного типа мышления, при котором дети учатся находить причинно-следственные связи, логические объяснения тем или иным явлениям, умеют анализировать полученную информацию, делать элементарные выводы. Мы поставили перед собой задачи.

1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое и понятийное мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).

3. Расширять перспективы развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.

Определили ожидаемые результаты:

• Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

• Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

• Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Почему «физика»? Общеизвестно, что максимум спонтанного интереса к естественно-научным предметам в целом, и в частности физике лежит во временной шкале намного раньше, чем мы начинаем учить физику в школе. Конечно, очень жалко терять это время. Пока дети задаются серьезными вопросами «Как устроен наш мир?», а с другой стороны готовы получить научное объяснение.

Усвоение системы научных понятий, приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности, позволит ребенку стать субъектом учения, научиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру. Принято считать, что в своей основе физика является наукой экспериментальной, поскольку открытые ею законы основаны на установленных опытным путем данных. И приобщаться к ней надо рано. Ее цель - показать, что в живой и неживой природе действуют законы физики и их проявление очень разнообразно.

Обращаясь к Пиаже, который на основании своих наблюдений пришел к выводу, что дети отнюдь не глупее взрослых — они просто мыслят по-другому. Невольно соглашаешься. Дети - исследователи, но исследования их носят, по мнению Пиаже, синкретический характер, т. е. стремление находить связи между самыми разнородными явлениями, создавать невероятные гипотезы: «Солнце не падает, потому что жарко». «Вода прозрачная, потому что мы её пьем». Бывает и такое, что выражение детей обретают сакральный смысл «Мы дети, потому что родились людьми». До определенного возраста такие рассуждения норма.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитие речи (умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двух сторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребенок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает Немаловажно то, что специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер. Также экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Я пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Подводя итог, вышеперечисленному, я разработала свою технологию. «В режиме реального времени».

Центральное место в ней отведено ребенку! Он субъект и маленький исследователь, у которого много идей и путей их реализации.

Технология

В режиме реального времени

Применение этой технологии положительно влияет на ребенка, только при соблюдении определенных условий, которые изображены на схеме как поля.

Первое условие - «Поле добровольности»

У ребенка должно быть право выбора, выбор – это способ вызывания «иллюзии» добровольности. Такими фразами как: «Ну, хорошо, не хочешь участвовать с нами в работе, тогда помоги мне, будь моим лаборантом! Или будешь наблюдать за нами в бинокль!» По данным исследований у 2% детей может наблюдаться слабая тяга к научному познанию. Эти 2% - лирики! Таких детей нельзя оставлять без внимания, нужно ориентироваться на его тип мышления. Мыслит образами – нарисуй. Придумай название опыту или может целый рассказ.

Чтобы ребенку захотелось участвовать в опытно-экспериментальной деятельности, второе условие - «Поле эмоций». Происходит процесс мотивации. Очень важно на этом этапе установить связь с родителями. Это можно сделать в утренний прием детей. Педагог одевает на себя известный уже детям символ-медаль «Горящая лампочка». Становится понятным, что сегодня будет что-то интересное. Родители и дети активно обсуждают, что за опыт их ждет. И поверьте, вечером мама или папа в первую очередь спросят свое чадо, что ты сегодня узнал и т. д. Также, для поддержания связи с родителями воспитанников, подпитывая их интерес к опытно-экспериментальной деятельности, я использую интернет - ресурс. На страничке сайта я рекомендую с детьми проводить в домашних условиях простейшие опыты.

Основная моя цель развить в детях понятийное мышление, а значит, и интеллект. Нужно обязательно делать акцент на «понятия». Приведу пример.

Прием-карточка.

Детям раздаются карточки с надписями понятий. Например, «плотность», «капилляры», «трение», «теплоизоляция». В 6-7 лет многие дети уже овладевают навыками чтения. Для не читающих детей карточки с символическим изображением «понятия», например, растение с ярко выраженной корневой системой, термос, гиря и перо и т. д.

(Вернемся к Выгодскому, который отводил центральное место научному факту. Факт, который узнает ребенок, занимает центральное место в структуре понятий, осваивая факты, дети осваивают понятийную структуру.)

Есть факт, понятие, а значит, будет применение законов физики в жизни, в быту. Например, тепловые явления.

Чтобы стеклянный стакан

не лопнул, когда в него наливают

кипяток, в него кладут металлическую ложку.

Конденсация.

Кран с холодной водой всегда

можно отличить по

капелькам воды,

которые образовались на нём

при конденсации водяного пара.

Ребенок, соотнеся теоретические знания с практикой, оказывается в ситуации успеха. Научные знания помогают ориентироваться во взрослой жизни, которая порой таит в себе опасности.

Третье условие - «Поле деятельности»

При обдумывании поля импровизации за основу я взяла учение Ш. Амонашвили, сторонника гуманной педагогики, который называет занятия «подарком» для ребенка. Важно вызвать у детей ощущение спонтанности и естественности процесса. На этом этапе, не заметно для ребенка, ставится проблемный вопрос! Педагог создает эмоциональный фон, импровизируя исходя из ситуации.

«Ребята, зайчонок баловался за столом, положил один конец салфетки в кружечку с водой, а второй конец свисал через край кружки. Через какое-то время Зайчонок обнаружил, что вода в кружеке исчезла». Дети выдвигают различные гипотезы от «Чай испарился» до «Выпил домовой». В ходе обсуждения выбираются гипотезы, затем переходим непосредственно к опыту. Только после практической части, дети приходят к выводу, что оказывается, жидкость может подниматься вверх, в нашем случае по салфетке. В этот момент педагог знакомит с научным понятием «капиллярные явления». Обязательно «научное понятие» нужно связать с жизнью, с окружающим миром.

Капиллярные явления существуют и в природе это деревья. Что такое капилляры? Полезное и вредное проявление капилляров в природе и в строительстве домов?

Капиллярные явления могут создавать проблемы. Из-за впитывания кирпичом влаги из почвы фундамент здания может отсыреть. То же может случиться и с деревянным домом. Чтобы кирпичная стена не сырела, между фундаментом дома и стеной делают прокладку из вещества, в котором нет капилляров (чаще всего смазывают смолой). В бумажной промышленности приходится изготавливать различные сорта бумаги. Например, при изготовлении писчей бумаги ее пропитывают специальным со ставом, закупоривающим капилляры. В быту капиллярные явления используют в перьях для подачи чернил.

Посмотрите, в чем суть понятийного мышления! Разбирая один факт – вода может подниматься вверх, формируем у ребенка структуру научных понятий «капилляры», «капиллярные явления».

На этом этапе, если есть привязка к жизни, изучаемого объекта или явления, то у ребенка включается произвольный тип памяти, идет активное формирование понятийного мышления.

Важно ребенку доказать смысл тех или иных физических явлений. У ребенка формируется структура «научных понятий», полученные знания практическим путем усваиваются лучше. Капиллярные явления широко распространены в природе, обязательно нужно изучать, а знания применять, например, при изготовлении сапог, или варежек для зимы.

Четвертое условие - «Поле импровизации»

Поле импровизации носит творческий характер, а мы с вами помним, что понятийное мышление, есть основа творческого, креативного развития. Для детей нужна полная свобода выбора, какими художественными средствами они будут выражать усвоенный материал. Это может быть составление стихов, загадок, сказок, работы по изодеятельности, различные проекты на темы «Физика вокруг нас», «Полезные физические явления», «Где спряталась физика дома, «Сообщающиеся сосуды дома», «Электризация».

Дети являются инициаторами интересных проектов, один из понравившегося проекта – проект «Мультфильм своими руками». Дошкольники активно вовлекаются в исследовательский поиск решения проблемных ситуаций в детском саду и в семье, при этом взаимодействие педагогов и родителей строится по принципу взаимной дополняемости и обогащения практики детского экспериментирования; взаимодействие взрослых и детей разворачивается как исследовательское объединение, в котором каждый участник проявляет себя в различных ролях (инициирование экспериментирования, продуцирование идей, активное участие, координация, презентация) и создается обстановка «радости общего открытия нового»; позиция воспитателя развивается в зависимости от уровня исследовательской активности ребенка, при этом преобладающими являются функции инициирования детской активности, стимулирования индивидуального выбора, побуждение и поддержка самостоятельных проявлений в экспериментировании. По итогам изученной темы, организовывается выставка творческих работ.

ВЫВОД

Таким образом, целенаправленное систематическое применение экспериментов с элементами занимательной физики, в процессе обучения позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер, вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Результаты применения опытно-экспериментальной технологии «В режиме реального времени» показали:

• У детей значительно повысился уровень познавательной активности

• Уровень личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

• Развивающая среда в группе стала более насыщенной

Работая с детьми дошкольного возраста, мы наблюдаем развитие силы воли и терпения. Данный возраст – это итог всего дошкольного развития: чему ребёнок научился, что он знает и умеет делать. Родители и воспитатели начинают отмечать, что ребёнок взрослеет, он начинает больше проявлять самостоятельности, лучше контролирует своё поведение и уже может сформулировать своё собственное мнение.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Нами были разработаны перспективно-тематические планы по экспериментированию дошкольников, разработана педагогическая технология «В режиме реального времени», оформлены дидактические игры, они в постоянном доступе для детей, периодически лишь варьировались и усложнялись задания.

НОВИЗНА (ИННОВАЦИОННОСТЬ) ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, и характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для дошкольников.

Организация опытно – экспериментальной деятельности с элементами занимательной физики дошкольников позволяет активно включаться в процесс познания, самостоятельно или под руководством педагога делать небольшие открытия, поджигая кусочки дерева, бумаги, показывает, как быстро огонь распространяется и охватывает предмет и внушает мысль, что нужно также соблюдать правила пожарной безопасности.

Необходимо особенно остановиться на проектной деятельности, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношения к проблеме, что в конечном итоге развивает познавательные способности, творческое мышление детей, их коммуникативные навыки. Немаловажно то, что специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер. Также экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Я пришли к выводу, что детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В ДОУ приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затеми самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность «Воздух вокруг нас» Воспитанница: Пестунова Мария МБДОУ д/с «Жаворонок» Воспитатели: Мукаева Мария Валерьевна, Романова Светлана Анатольевна Родитель: Пестунова.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с малышами»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с малышами» Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников одна из важнейших задач современного образования в рамках федеральных.

Опытно — экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста.Опытно — экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста. Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольника «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников ДОКЛАД-ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности".

Опытно-экспериментальная деятельность «Хлеб да каша»Опытно-экспериментальная деятельность «Хлеб да каша» Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни,.

Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Воспитатель – Лапшина Л. Е. Цель: формирование у детей познавательной активности,.

Опытно-экспериментальная деятельность «Волшебный магнит» Предметное направлении: физика. Старшая возрастная группа. Краткое описание работы: Мотив выбора темы: Камешек, принесенный одним ребенком.

Проект «Опытно — экспериментальная деятельность в старшей группе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 5 «Яблонька» Проект «Опытно – экспериментальная деятельность.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики в ДОУ
Опубликовано: 16 марта 2017 в 15:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с элементами занимательной физики в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Чекасина Наталья (УИ 307210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД