Лучший педагог года

Опыты и экспериментальная деятельность в детском саду

Наталья Фризен
Опыты и экспериментальная деятельность в детском саду

Консультация Тема: «Эксперименты и опыты в жизни дошкольников»

Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период, дошкольного развития ребенка".

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Элементарные опыты,эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опыта, запоминаются надолго. Экспериментальная деятельность закладывает основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. Эффективный метод, который способствует развитию познавательной активности детей в ДОУ - метод детского экспериментирования, который включает в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Целью детского экспериментирования является развитие познавательной активности детей, стремление к самостоятельному познанию явлений окружающего мира. Задачи, которые ставит педагог при работе над развитием у детей познавательной активности: развивать психические процессы (восприятие, воображение, память, мышление); обеспечить активное

Публикация «Опыты и экспериментальная деятельность в детском саду» размещена в разделах

интеллектуально-познавательное развитие; активизировать познавательные интересы детей; расширять кругозор и знания детей о живой и неживой природе, рукотворном мире; учить планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи. Один из главных этапов этой работы является организация работы по экспериментальной деятельности. Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе. В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Необходимо помнить, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:

- включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

- обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В подготовительной к школе группе может быть оснащена мини-лаборатория, оборудование которой использовалось на занятиях. Для того чтобы ребенок после проведения опытов в мини-лаборатории мог совместно с воспитателем и самостоятельно продолжить исследования изучаемой темы, в группе могут быть организованы подвижные уголки экспериментирования. Например, если в мини-лаборатории дети изучали полезные ископаемые, то в уголке экспериментирования помещают коллекцию полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр., лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями. Она представляет собой этажерку на колесиках с полками, на которых размещаются материалы и оборудование. Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудована и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно. Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина». Основным оборудованием в уголке являются:

- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования:

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность;

- доступность расположения.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы. Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого

необходимо не только обеспечить оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

- предлагает различные варианты ее решения;

- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

- делает выводы.

Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется педагогом, например: «Как освободить бусинки ото льда?». Затем выслушиваются различные варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются и заносятся в дневники наблюдений. Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми. В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека могут быть использованы следующие методические приемы:

- наблюдение на прогулке за движением облаков;

- эксперимент «Какая сила у ветра?»;

- для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

- чтение и обсуждение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и т. д. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). На родительском собрании предложить игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы

воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В помощь воспитателю:

ПАМЯТКА

Примерная структура занятия – экспериментирования :

постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации;

упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия);

уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

уточнение плана исследования;

выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования; распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах;

анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста «Опыты с бумагой» Цель: Познакомить детей со свойствами бумаги. Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта. Учить детей обобщать. Учить детей давать.

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго,.

Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе. Опыты с песком, водой, воздухом, снегом Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе. Опыты с песком, водой, воздухом, снегом. Опыты с песком. Цели: Познакомить.

Опыты и эксперименты в детском садуОпыты и эксперименты в детском саду Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. Поисково-познавательная деятельность.

Театрализованная деятельность в детском саду Благодаря знакомству с различными видами, жанрами и формами театра, ребенок расширяет свой кругозор, приобретает новые навыки и знания.

Экспериментальная деятельность в детском саду Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДО. Старший дошкольный возраст В исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

Экспериментальная деятельность в детском саду в младшей группе Экспериментальная деятельность в детском саду. Младшая группа. Карточки-схемы проведения опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного.

Экспериментальная деятельность в детском саду. Конспект НОД «Посадим огород» в средней группеЭкспериментальная деятельность в детском саду. Конспект НОД «Посадим огород» в средней группе Экспериментальная деятельность в детском саду. Средняя группа «Петушок» Конспект НОД «Посадим огород». Воспитатели: Пальянова Н. В, Кунгурцева.

Экспериментирование в детском саду. Опыты с лакмусовой бумагойЭкспериментирование в детском саду. Опыты с лакмусовой бумагой Проведение опытов - одно из самых любимых занятий детей в детском саду и является одним из эффективных путей воспитания экологической культуры.

Здоровьесберегающая деятельность в детском саду Здоровьесберегающая деятельность в детском саду. Подготовила: воспитатель Зубкова Галина Васильевна. МБДОУ детский сад ;№ села Унароково.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыты и экспериментальная деятельность в детском саду
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 00:08
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД