Лучший педагог года

Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края. Проект

Галина Санникова
Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края. Проект

ПРОЕКТ

Организация детской деятельности

в процессе ознакомления с культурой родного края.

Введение.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Публикация «Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края, Проект» размещена в разделах

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Актуальность.

Воспитание у детей дошкольного возраста патриотических чувств и любви к родному краю.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально.

Цель.

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.

- Использовать в данной деятельности все виды фольклора : игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.

Предполагаемый результат:

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры родного края, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

И. Рыбалова рекомендует учитывать следующие принципы организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников:

Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания : они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, к родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем: в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды деятельности.

Предметно-развивающая среда в группе пополняется следующим материалом, используемым детьми в свободной деятельности : картами города, района и Удмуртии (на которой отмечен наш город); макетами города (город в прошлом, город в настоящем); настольно-печатными, дидактическими играми; книгами, журналами, альбомами (из принесенных детьми старых фотографий, открытками, слайдами о Глазове; мини-музеем ( где расположили принесенные детьми из дома старинные вещи: посуду, предметы одежды, орудия труда); атрибутами к сюжетно-ролевым играм.

Перспективный план работы с детьми на год, предусматривающий систему следующих педагогических мероприятий:

- специально организованные занятия с детьми 1 раз в месяц,

- досуги - 1 раз в квартал,

- труд еженедельно,

- игры дидактические -1 раз в неделю,

- настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры - ежедневно,

- продуктивные виды деятельности – 1 раз в неделю,

- экскурсии - 1 раз в месяц.

Еженедельно:

- по понедельникам утром мы использовали такую форму работы как «Добрая мысль миру» (Цель – проявить заботу об окружающем и окружающих)

- по вторникам днем – «Диалог-размышление» (Цель – привлечь внимание детей к объектам, находящимся в неблагоприятном состоянии).

- по средам утром – «4 строчки наизусть» (цель – воспитание любви к городу, семье, людям, природе через художественное слово).

- по четвергам днем «Уроки наблюдений» (цель видеть изменения, происходящие в городе).

- по пятницам утром – «Открытие красоты» (цель- любование природой, делами людей и окружающими предметами)

1 раз в месяц - следующие формы работы с детьми:

- по понедельникам вечером – «Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и др.)

- по вторникам вечером – «Удивлялки» (говорили об истории города, интересных событиях, знаменитых людях, обсуждали газетную информацию).

- по средам вечером – «Добринки» (составляли заметки в газету об интересном или важном событии, поздравлении и др).

- по четвергам вечером – «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).

Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.

Физическое развитие.

• Разучивание русских, татарских башкирских игр.

Досуг: спортивный праздник «Олимпийские надежды» с привлечением родителей.

• Пальчиковые игры.

• Игры малой подвижности.

• Игры – забавы («Сорока – ворона» и др).

• Беседы о пользе народных блюд «Блюда народов Южного Урала».

Социально-коммуникативное развитие.

Детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения: Осенины, Уныш Байрам, Рождество Христово, Колядки, Масленица, Сабантуй, Навруз Байрам, Ураза Байрам, Пасха, Веснянка. (Здесь же дети обучаются игре на национальных музыкальных инструментах, проводятся народные подвижные игры и затеи, детей знакомят с особенностями национальной кухни).

• Экскурсии по городу, в общественные места родного города : краеведческий музей, Школу искусств, детскую библиотеку, музей Боевой Славы.

• Ситуации общения, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями,

• Встречи с гостями для беседы с детьми (родителей по знакомству с трудом взрослых; ветеранов Великой отечественной войны. При знакомстве детей с трудом взрослых выбирать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. В условиях города это может быть, например, труд строителя, металлурга и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города.

• Встречи - общение детей с известными, знаменитыми людьми города (писательница - поэтесса Н. Пикулева.)

• Хозяйственно-бытовой труд по благоустройству и наведению порядка на территории детского сада и труд в природе

Проект «Дом дружбы», где детей познакомят с играми, традициями, костюмами разных народов, живущих в нашем городе,

Речевое развитие.

• Чтение художественной литературы (Сказы П. Бажова, стихи Н. Пикулевой, Р. Дышаленковой и т. д.)

• Чтение и разучивание потешек, пословиц, закличек, загадок.

Составление рассказов: об истории родного города (например, с опорой на названия улиц родного города,

• Тематические выставки в книжном уголке (к Дню города, к Дню Победы, «Писатели Южного Урала»)

• Вечер стихов, где взрослые и дети рассказывают стихи о природе Южного Урала, стихи поэтов родного края.

• Конкурс стихов к Дню Победы.

• Театральный кружок «Народная сказка».

Познавательное развитие.

• Тематические занятия. («История возникновения города», «Микрорайон, в котором мы живем», «Улицы нашего города», «Достопримечательности города Челябинска», «Места отдыха в Челябинске», «Труд взрослых», «Транспорт», «Памятники нашего города», «Они прославили наш город», «Герои-защитники Отечества», «Природа нашего края»)

• Беседы с детьми об Уральском крае, его символике, о родном городе.

• Дидактические игры «Старинное - нестаринное», «Чем мы похожи?», «Особенности быта», «Лавка сувениров».

• Музейной экспозиции, мини – музеи.

• Экспериментальная и исследовательская деятельность.

Досуг: познавательная игра – викторина на тему «Мой город», КВН к Дню защитников Отечества, развлечение «Песни Победы»,

• Конструирование на темы «Мост через реку Миасс», «Наш двор», «Красивые здания города».

• Викторина «Знаешь ли ты родной край.

• Дидактические игры по экологии. («Найди дерево», «Зимующие птицы нашего края» и т. п.)

• Рассматривание альбома «Светлая Пасха».

• Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Южного Урала”, «Каслинское литьё», «Златоустовская гравюра», «Уральская роспись».

Оформление дидактических игр по краеведению: «Собери картинку».

Художественно – эстетическое развитие.

• Тематическое рисование. («Праздничный город», «Дома на нашей улице», «Во дворе», «Наша армия», «День Победы»)

• Декоративное рисование.

• Изготовление коллажей, поделок, альбомов. (Коллективная аппликация ««Город будущего», «Машины едут по улице», «Игрушки разных народов»)

• Рассматривание изделий народного промысла и альбомов с образцами работ.

• Стенгазета «Где мы были и что видели».

«Открытие красоты» (любование природой, делами людей и окружающими предметами – искусство окружает нас всюду)

• Прослушивание народной музыки.

• Игра на народных инструментах (на ложках, свистульках, губных гармошках и др.)

• Конкурс рисунков «Мой город».

• Рассматривание русских сарафанов, татарских и башкирских костюмов, альбомов с иллюстрациями народных костюмов.

• Лепка «Животные и птицы Южного Урала».

Создание условий для самостоятельного выбора детьми вида деятельности : творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и др.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством ознакомления с историей и культурой родного края Формирование нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста процесс длительный и сложный. Поэтому образовательная работа.

Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Цели и задачи ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. Младшая группа. Воспитывать интерес природе и эмоциональную.

Мини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного краяМини — музей в ДОУ, как средство ознакомления детей с народно — прикладным искусством родного края Добрый день, всем, кто на сайте, кто зашел ко мне на страничку! Я хотела рассказать вам о своей работе с детьми, которую я представляла.

Обогащение словаря старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного города Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом,.

Организация праздников и досугов для ознакомления дошкольников с природой родного края Одним из средств ознакомления с родным краем является знакомство с мордовскими подвижными играми. Они содержат в себе многовековой опыт.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края» Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто.

Проект по патриотическому воспитанию «Нет милей родного края» для детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Нет милей родного края». Продолжительность проекта: 2 года. Вид проекта: познавательный. Участники проекта: дети старшей.

Развитие художественного творчества детей в процессе ознакомления с миром природы родного края В настоящее время развитие художественно-творческой деятельности, эстетического восприятия, способностей детей являются актуальными проблемами.

Развитие познавательного интереса у детей посредством ознакомления с историко-культурным наследием родного края «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если.

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного краяВоспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с легендами родного края В дошкольном возрасте ознакомление детей с родным краем является одним из центральных направлений этнокультурного образования. Взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация деятельности детей в процессе ознакомления с культурой родного края. Проект
Опубликовано: 4 октября 2015 в 23:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД