МААМ-картинки

Организация народных игр в совместной деятельности педагога и детей 5–6 лет

Лидия Максимова
Организация народных игр в совместной деятельности педагога и детей 5–6 лет

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.

Опыт работы с детьми показывает, что в последнее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры». Редко встречаются оригинальные идеи, интересные повороты в их сюжетах. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые так присущи детскому восприятию окружающего мира. Дети встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое.

Публикация «Организация народных игр в совместной деятельности педагога и детей 5–6 лет» размещена в разделах

Для дошкольного образования установлены Федеральные государственные образовательные стандарты. Они выделяют ряд важных принципов, одним из которых является принцип интеграции образовательных областей.

В нашем ДОУ педагоги формируют у детей представления о малой родине и отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, знакомят детей с русским фольклором и фольклором народов России. Органично включают игру в различные виды деятельности детей (в НОД, в процессе наблюдения в природе, при обследовании двигательных умений детей и т. д.).

Наш детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдает предпочтение народным играм.

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. И мы надеемся, что уцелевшая, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть.

Народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки и салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Поэт Валентин Берестов вспоминает в своем стихотворении «Лапта» :

О, радость жизни, детская игра!

Век не уйти с соседского двора.

За мной являлась мать.

Но даже маме в лапту случалось заиграться с нами.

Чего ж ей, великанше, делать тут?

В нее ж мячом всех раньше попадут.

Кидать – кидали, да не попадали…

И к ужину обоих долго ждали.

Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и с плясками.

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

На огромное воспитательное значение народных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности. (Александра Платоновна Усова, Егор Арсеньевич Покровский, Елизавета Николаевна Водовозова, Петр Францевич Лесгафт.)

Народные подвижные игры обеспечивают всестороннее развитие ребенка, развитие моторной сферы детей, способствуют формированию умений действовать в коллективе не только со сверстниками, но и со взрослыми, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры.

Считаю, что народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов. Их с большим удовольствием и пользой используем в детском саду.

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека.» как хороши слова К. Д. Ушинского, именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Педагоги нашего детского сада используют народные игры в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни ребят, особенно на прогулке, старшие воспитанники очень любят играть в: «Салочки», «Море волнуется», «Вышибалы», «Телефон», «Хищник в море», «Калимбамба» и др. Инструктор по физической культуре в бассейне использует в своей работе игры «Быстрая тройка», «Морской бой», «Пятнашки» и др. На занятиях у педагога – психолога ребята любят петь колыбельные песни, слушать потешки и участвовать в них.

На занятиях по физической культуре я использую различные атрибуты, по ознакомлению детей с традициями, жизни народов, для того чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.

Ни один праздник, развлечение не обходится без народных игр, сказочных персонажей. Ребята с большим удовольствием переодеваются в героев разных сказок. На таких праздниках проводятся игры – состязания, хороводные игры, в такие игры вовлекаются не только дети, но и родители.

Данная работа не возможна без тесного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическойкультуре продумывает комплекс разучиваемых движений; учитель - логопед формирует сенсомоторную сторону речи, педагог – психолог оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья. Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).

Использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность народа, колорит его обычаев, своеобразие языка, сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям.

В своей практике я широко используем народные подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Обговариваются правила игры, ставится цель перед детьми и взрослыми. Ребенок в конкретной ситуации игры, видит свои промахи, осознает это в сравнении, что вызывает у него желание стать лучше. Успех в игре поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям. Таким образом, игры с правилами развивают у дошкольников межличностные отношения, способствуют снижению уровня тревожности и повышают самооценку.

Особое внимание я уделяю содержанию и подбору игр. Стараюсь подбирать игры так, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно, например игры: (“Прыгай через костер!”, ”Кто выше прыгнет!”). Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.

Обучая детей народным играм мы ставим для себя разные задачи.

Если стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, например “Охотники и утки”. Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения “Поезд”, “Вытащи платок”, “Просо” и др.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

В ходе игры я стараюсь привлечь внимание ребят к ее содержанию, слежу за точностью движений, соответствующим правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, приучаю оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, я ставлю перед собойзадачу, научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

При объяснении новой народной игры, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка, не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, при повторении игры легко запоминают зачин.

Объяснение новой игры может проходить по – разному, в зависимости от ее вида и содержания. Так, например несюжетную игру объясняю кратко, эмоционально – выразительно. Даю представление о ее содержании, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Задаю несколько утоняющих вопросов, чтобы убедиться, что ребята поняли меня правильно. В конце игры оцениваю поступки и участие детей.

Сюжетную народную игру объясняю совместно с воспитателем. Сначала воспитатель проводит предварительную работу:рассказывает о жизни того народа, в чью игру нам предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. На занятиях по физической культуре кратко рассказываю о сюжете игры, поясняю роль водящего, даю послушать диалог и слова, распределяем роли с помощью считалок или путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачаминапример :(поощрить и активизировать застенчивого ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким)

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы из памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Публикации по теме:

Организация совместной работы педагога-психолога и учителя-логопеда в дошкольном учреждении В нашем детском саду уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные отклонения в познавательной.

Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в ДО Кгкп «Детский сад №7 «Салтанат» г. Серебрянск «Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в ДО» Педагог-психолог Калинина.

Конспект совместной деятельности педагога и детей (ОД) «Ярмарка движений» в подготовительной группеКонспект совместной деятельности педагога и детей (ОД) «Ярмарка движений» в подготовительной группе Тема: «Ярмарка движений» Доминирующая ОО: физическое развитие. Интегрируемые ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Путешествие на поезде в волшебный лес» КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей (ОД) по теме «Путешествие на поезде в волшебный лес" Возрастная группа: вторая младшая.

Конспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группеКонспект совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ «Тележка» в подготовительной группе Образовательная область "Художественно- эстетическое" Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие "Познавательное развитие",.

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей «Путешествие Степашки» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа г. Бодайбо» Конспект совместной образовательной.

Консультация для воспитателей «Организация совместной деятельности родителей и детей в ДОО» Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников предусматривает повышение роли родителей в вопросах оздоровления.

Консультация «Организация игр-драматизаций в совместной деятельности педагогов и детей» МДОУ детский сад № 16 «Малышок» Консультация для педагогов: «Организация игр-драматизаций в совместной деятельности воспитателя и.

Организация совместной деятельности взрослых и детей в познавательном развитии Детство – незабываемая, интересная пора. Пора «почемучек». Так любя мы называем детей, которые жадно ищут ответы на терзающие их вопросы.

Организация совместной деятельности взрослого и детей Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация народных игр в совместной деятельности педагога и детей 5–6 лет
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 12:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД