Получи документы

Организация образовательной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Екатерина Карцева
Организация образовательной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Нравственному воспитанию дошкольников всегда уделялось особое внимание. На современном этапе во ФГОС ДО одной из задач является формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных и нравственных качеств в частности. Так же в документе указано что, основой образовательного процесса являются духовно-нравственные, социокультурные ценности и принятые в обществе правила и нормы поведения в интересах человека, семьи, общества.

Публикация «Организация образовательной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность» размещена в разделах

Так как в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, что доказано психологами и педагогами, такими как Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, А. П. Усова, М. Пиаже, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и А. В. Запорожец. Мы в своей практике при нравственном воспитании детей используем данный вид детской деятельности как основной.

Свою работу в данном направлении мы начинаем с создания в группе условий в соответствии с возрастом детей, для развития и воспитания их морально-нравственных качеств, которые предполагают: эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности и инициативы, овладение культурными средствами деятельности.

Игровую развивающую предметно-пространственную среду мы организуем таким образом, чтобы у детей был свободный выбор игр и участников совместной деятельности. У нас выделены зоны сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических игр. Игровая среда может меняться в соответствии с тематическим планом, а так же мы ее постоянно пополняем, в чем активно принимают участие родители.

В процессе формирования нравственных навыков в своей работе мы составили картотеку и используем следующие виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные игры, дидактические игры, подвижные.

Следующим шагом в нашей работе является составление перспективного планирования игровой деятельности в соответствии с тематическим планом и планом по курсу «Этическая грамматика». Например: тема недели «Транспорт», тема по «Этической грамматике» «Правила поведения в общественном транспорте» подобраны следующие игры : сюжетно-ролевые «Путешествие», «В гости к бабушке», «Поезд дружбы»; подвижная игра «Пешеходы и водители»; дидактические игры «Азбука пешехода», «Билетик за вежливое слово».

Эффективность использования игр заключается в том, что мы можем организовать их в разные режимные моменты. Так же подобранные нами игры, мы используем на занятиях. Например, часть занятия «Моя семья» по «Этической грамматике», построено в форме сюжетно-ролевой игры «Встречаем гостей», в этом же занятии используем подвижную игру «Поможем бабушке распутать клубок», дидактические игры «Угадай настроение», «Собери цветок».

Для формирования морально-этических качеств, доброжелательных, дружеских отношений между сверстниками; привития навыков культурного взаимодействия; воспитания уважительного отношения к окружающим; с целью знакомства с правилами поведения в общественных местах и транспорте, мы организуем сюжетно-ролевые игры: «В кафе», «За покупками в магазин», «Экскурсия в музей», «В театр» и т. д.

Нашим детям очень нравится участвовать в театрализованных играх, мы подобрали серию драматизаций по сказкам, которые позволяют прочувствовать ситуацию вникнуть в состояние героя: сказки «Под грибом», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; в сказке «Стойкий оловянный солдатик» дается представление детям о стойкостии и мужестве, любви и верности; через проигрывание сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Красная шапочка», «Снегурочка», формируются такие понятия, как послушание-непослушание, терпение, взаимная любовь, внимательность, заботливость к другим людям, уважение к старшим, дети понимают, что должны быть послушными, чтоб не было беды; а такие сказки как «Хаврошечка», «Золушка» у детей вызывает желание заботиться о родных и близких вызывают чувства внимательности.

Для закрепления и расширения представлений детей о правилах этического поведения и общения мы используем разнообразные дидактические игры : «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила этикета», «Зоопарк настроений», «Учимся понимать друг друга», «Азбука хорошего поведения», «Что будет, если?», «В театре», «У меня зазвонил телефон», «Каждой вещи своё место» и др.

Например, в словесной игре «Вежливые слова» ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово, в игре «Цветок красивых слов» дети вставляют свои лепестки, произнося доброе пожелание своим родным или друзьям, в игре «Река вежливости» дети парами строятся друг за другом, ребенок без пары встает впереди, произнося волшебное слово, выбирает себе пару и др.

В подвижных играх развиваются такие качества как взаимовыручка, взаимопомощь, чувство коллективизма. Например, в игре «Не намочи ноги» основная задача – развитие равновесия, ребенок должен идти только по дощечкам и не «упасть в болото». Усложнение правил в этой игре дает детям возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку. Когда дети подойдут к середине «болота», взрослым создается ситуация, будто у одного из них сломалась дощечка и уплыла. Совместно дети решают, как перебраться втроем с помощью всего только двух дощечек?

Мы используем подвижные игры, через которые можно формировать нравственные качества, например, «Найди друга» (где детям одной группы завязывают глаза платочками, и они вслепую ищут себе друга из другой группы); «Друг без друга нам нельзя» (повернувшись лицом, друг к другу, соприкасаются ладошками и таким образом преодолевают препятствия, «Ловишки вдвоем», «Помоги котенку» и др.

Для установления эффективности использования игр в процессе нравственного воспитания детей в конце учебного года мы проводим диагностику в виде наблюдений, бесед и игр.

Мониторинг педагогической работы в данном направлении за два года показывает положительную динамику в духовно-нравственном развитии детей дошкольного возраста. Игра является незаменимым средством, которое способствует формированию: положительного отношения к миру, к разным видам труда, к другим людям и самому себе, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. В игре ребенок учится адекватно проявлять свои чувства, решать конфликты, договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам сверстников.

Публикации по теме:

Доклад на тему: «Взаимодействие воспитателей с родителями детей раннего возраста через игровую деятельность» «Взаимодействие воспитателей с родителями детей раннего возраста через игровую деятельность» «Семья для ребенка-это источник общественного.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы) Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность». Д. Лессинг.

Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья Опыт работы на тему «Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья».

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Свою работу я хочу начать со слов великого советского педагога Антона Семеновича Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая.

Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность» Отчет по самообразованию на тему «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. «Без.

Проект «Развитие сенсорных эталонов у детей 2–3 лет через игровую деятельность». II часть III. Характеристика дидактических игр с сенсорным содержанием, имеющиеся в группе. Целью сенсорного воспитания через дидактические игры,.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельтельность Семинар-практикум "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Игра.

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Сегодня и всегда решалась проблема образования и воспитания детей в детском саду через театр, усложняются задачи стоящие перед педагогами.

Тематический контроль «Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» Цель проверки: определения уровня воспитательно - образовательной работы по организации работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация образовательной работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Опубликовано: 12 сентября 2017 в 22:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД