елена жукова
Организация предметно-пространственной развивающей среды (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
РАЗВИВАЮЩАЯ
СРЕДА
МБОУ «Иршинская НОШ»
группа «Ландыши» старший дошкольный возраст
В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая призвана обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации права выбора вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
Публикация «Организация предметно-пространственной развивающей среды (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Все пространство группы разделено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети в соответствии со своими интересами и желаниями свободно занимаются в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: рисованием, конструированием, инсценируют сказку или играют в настольные игры.
В «Центре познания» дети осуществляют деятельность по расширению представлений об окружающем мире, проектную деятельность, играют в логические, речевые, развивающие, интеллектуальные игры, с помощью различных схем и моделей осваивают звуковой анализ слов, решают проблемно-игровые ситуации.
«Центр занимательной математики» оснащен пособиями на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия.
В центре находятся различные логико-математические игры, направленные на развитие мышления, памяти, внимания («Пазлы», «Найди клад по схеме», развивающие игры («Сложи узор», «Собери квадрат», «Танграм», счеты, песочные часы, шаблоны, трафареты, линейки, геометрические тела и др.
«Центр безопасности» оснащен материалами, связанными с тематикой ОБЖ и ПДД (иллюстрации, игры и пособия по правилам безопасного поведения на улице и в помещении, макеты светофоров и дорожных знаков, иллюстрации и предметы, изображающие опасные инструменты (ножницы, иголки и т. д.). Данный центр организован с целью осуществления в нем детьми деятельности по формированию навыков безопасного поведения в быту, на дороге, на природе.
Имеет отдельно оборудованное пространство «Центр экспериментирования», где дети могут осуществлять деятельность по овладению новыми способами обследования и закреплению ранее полученных навыков обследования различных материалов, а также играть в игры на установление физических закономерностей (овладение представлениями о форме, об объеме, изменениях веществ и т. д.).
Овладение детьми навыками по уходу за растениями, посадкой семян и выращивание «огорода на окне», деятельности по созданию коллекций и т. д. возможно в «Центре природы», который расположен в отдельной комнате и оснащен различным оборудованием и пособиями (коллекции ракушек, камней, семян, растениями, требующими разных способов ухода, альбомами с иллюстрациями природоведческой тематики, экологическими играми, познавательной литературой для детей и др.).
В «Центре конструирования» мои воспитанники с удовольствием строят здания и сооружения различной тематики («Гараж», Зоопарк», «Дворец для куклы» и т. д.). Для этого центр оснащен конструкторами разных размеров, тематическими конструкторами, игрушками отображающими быт, образцами построек различной сложности и др.
Наличие в группе «Центра патриотического воспитания» способствует в работе по воспитанию гражданина и патриота своей страны, посредством создания условий для формирования нравственных ценностей у детей.
В центре находятся плакаты с изображением Российской символики, иллюстрации родов войск, настольно-печатные игры патриотической направленности, иллюстрированные детские энциклопедии о России, физические карты России и Красноярского края, репродукции картин для бесед с детьми и др. В центре устраиваются различные тематические выставки рисунков, аппликаций и других работ по патриотическому воспитанию («День победы», «Подарок ветерану», «Моя Родина» и т. п.).
У входа в групповую комнату располагается «Центр дежурства», где дети и их родители могут узнать, кто сегодня дежурит. Центр оснащен доской с размещенным меню и фотографиями дежурных. Здесь же находится все, что необходимо для дежурных (фартуки, колпаки, тазы, тряпки и пр.)
Много свободного времени дети проводят в «Центре игры»,
где самостоятельно организуют различные сюжетно-ролевые игры («Семья», «Школа», «Магазин», «Мастерская» и др., изготавливают различные недостающие атрибуты для игр. Совместно с воспитателем создаются различные коллекции, помогающие в игре (коллекции чеков и квитанций для игры «Банк», «Почта», «Супермаркет»; коллекция школьных принадлежностей для игры в «Школу» и т. д.).
Воссоздание в центре обстановки похожей на настоящую, побуждает детей к созданию элементарного замысла. Вся развивающая предметно-пространственная среда центра может вариативно использоваться детьми (полуфункциональные атрибуты, переносные ширмы, возможность перестановки мебели и т. п.).
Для осуществления театрализованной деятельности в группе оборудован «Центр театра»,
в котором располагаются различные виды театров (пальчиковый, настольный, бибабо, «живая» рука и др.). Дети могут играть в различные игры (импровизации, драматизации, инсценировки и т. п., ставить сказки и спектакли, инсценировать отрывки произведений и т. п.
Помогать знакомить детей с книгой, прививать интерес к чтению помогает организованный
в группе «Центр книги».
Здесь размещаются детские литературные произведения, произведения детского русского и мирового фольклора, иллюстрации к детским произведениям, портреты писателей и поэтов и др. Дети рассматривают иллюстрации в книгах, читают их своим сверстникам, устраивают игры-инсценировки по сюжетам хорошо известных произведений. Совместно с воспитателем организуется деятельность по ремонту книг, что побуждает детей следить за их сохранностью и бережно относиться к книгам.
Танцевально-игровое и песенное творчество моих воспитанников помогает проявить
организованный «Центр музыки»,
в котором проходит подготовка детьми концертных программ, слушание музыкальных произведений, игра на музыкальных инструментах (дудочки, свистульки и т. п.).
В «Центре творчества» мои воспитанники имеют возможность осуществлять различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
Они экспериментируют с изобразительными материалами и техниками, изготавливают поздравительные открытки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм и др. В центре есть различные тематические альбомы, иллюстрации, которые дети с удовольствием рассматривают.
Отгороженный занавеской от остального пространства группы оборудован «уголок уединения», который предназначен для свободной деятельности на выбор ребенка. Это пространство рассчитано на 1-2 детей, где располагаются: мягкий пуфик, книги, мягкие игрушки.