МААМ-картинки

Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников

Елена Кипурова
Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников

В ФГОС (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155) речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Публикация «Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников» размещена в разделах

Познавательно-речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого дошкольника. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей - обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. «В пустых стенах ребенок не заговорит» – заметила в свое время Е. И. Тихеева. Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.

Насыщая групповое пространство, нужно заботится в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением педагога.

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Для развития речи необходимо использовать все пространство группы, которое в свою очередь разделяется на определенные зоны.

В зона сюжетно-ролевых игр созданы необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр «Больница», «Семья», «Магазин», «Шоферы» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

Зона интеллектуального развития : расширение, уточнение и обогащение словаря ребенка за счет развивающих, дидактических игр с математическим содержанием, на развитие образного логического мышления.

Зона сенсорного развития : обогащение речи детей в процессе освоения различных эталонов. В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.

В зоне театрально-игровой деятельности представлены различные виды театров. Также здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры играют важную роль в овладении детьми навыками разговорной диалогической речи, развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

В книжном уголке представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.

Дети учатся правильно строить высказывания, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.

Рядом с зоной «Книжный уголок» расположена зона художественного труда, которая способствует тому, что дети могут выразить свои впечатления от общения с книгой в практической деятельности.

Зона конструированиясодержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы. В процессе игры дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.

Зона экологического воспитания: в процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.

Зона двигательной активности : обогащение, расширение и активизация словаря в процессе физических упражнений, подвижных игр.

Таким образом, специально организованное жизненное пространство стимулирует активность ребенка, создает возможность для успешного речевого развития, позволяет ребенку проявлять свои способности на занятиях, в свободной деятельности, помогает чувствовать себя уверенно, способствует в целом всестороннему гармоничному развитию личности.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения 1слайд - Добрый день! Хочу предоставить вашему вниманию презентацию на тему «Организация развивающей предметно – пространственной среды.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию» Если человек что-то слышит, он сомневается, если что-то видит – может усомниться, если что-то сделал своими руками – он уверен в результате.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС» Организация предметно- пространственной среды с учетом требований ФГОС. Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах иннавационнго.

Организация предметно пространственной образовательной среды Организация предметно пространственной образовательной среды Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает.

Организация предметно-пространственной среды для детей подготовительной группы.Организация предметно-пространственной среды для детей подготовительной группы. Организация предметно-пространственной среды в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский.

Организация предметно-пространственной средыОрганизация предметно-пространственной среды Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы. Цель: создание условий направленных на развитие.

Организация предметно-пространственной среды с использованием игровых технологий как средство развития личности детей Игровые технологии доставляют максимум удовольствия ребенку и в правильно построенной развивающей предметно-пространственной среде являются.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Верменич Галина 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов.

Организация развивающей предметно-пространственной среды как фактор художественно-эстетического развития детей СЛАЙД 2 «Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и.

Психологический проект «Создание предметно-пространственной среды как средства развития способностей дошкольников» В настоящее время все большее внимание уделяется проблеме развития и поддержки одаренных детей, как основы развития будущей науки. Современная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-пространственной среды для развития речевой активности дошкольников
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 22:13
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД