Лучший педагог года

Организация предметно-развивающей среды в организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ

Занина Екатерина
Организация предметно-развивающей среды в организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ

1. Требования ФГОС к развивающей предметно - развивающей среде :

- Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

- Доступность среды, что предполагает :

а)доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

б)Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Публикация «Организация предметно-развивающей среды в организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ» размещена в разделах

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться по подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность : развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить :

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

2. При организации экспериментальной деятельности с детьми

необходимо учитывать следующее:

а).Соблюдение основных принципов образования при организации

детского экспериментирования :

- связь теории с практикой;

- развивающий характер воспитания и обучения;

- индивидуализации и гуманизации образования;

- природосообразность – акцент на психолого – возрастные особенности дошкольников;

- целостность и системность обучающего процесса;

- взаимодействие трё х факторов: ДОУ, семья, общество.

б).Алгоритм подготовки к экспериментированию :

- предварительная работа с детьми : экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художествен-

ной литературы, рассматривание иллюстративных материалов, видеороликов;

- определение типа и вида тематики эксперимента;

- выбор цели и задач с детьми;

- подготовка пособий, оборудования;

- закрепление правил безопасности поведения при проведение эксперимента, опыта.

в).Структура НОД по экспериментированию :

1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

2. Тренинг (те есть упражнения) внимания, памяти, логики и мышления (может быть организован до занятия).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (лидеров группы, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

г) При проведении экспериментально – исследовательской деятельности

детьми исполнять правила техники безопасности:

- экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого;

- все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;

- не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза;

- «бери только нужный материал для работы»;

- «опытно – экспериментальная работа – это – не игра»;

- «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»;

- «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или

клеёнке»;

- «все материалы после работы убери на место».

Требования

уровень развития и возраст малышей;

меры безопасности и санитарные нормы;

ознакомление с правилами поведения и порядком проведения эксперимента.

Центр экспериментирования и исследования, представляет собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами.

На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

Все сыпучие материалы находятся в специальных контейнерах и подписаны.

Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента : при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. Во время проведения НОД происходит обогащение, активизация и актуализация словаря дошкольника (предметного, глагольного, признаков, наречий, ассоциативное и практическое связывание слова с характеристиками предметов, дифференциация этих характеристик. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребёнка, активнее входит в связную речь. Происходит формирование и закрепление грамматических категорий речи: согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными; формирование падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использование предлогов. Эти грамматические конструкции ребенок усваивает на практике, в момент манипулирования предметами, что позволяет в дальнейшем быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими.

Задачи, решаемые на НОД по экспериментальной и исследовательской деятельности :

1. Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания.

2. Формировать жизненный опыт ребенка.

3. Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольников, прививать вкус к собственным открытиям в познании окружающего мира.

4. Развивать психические функции ребёнка, такие как память, внимание; эмоционально – волевую сферу.

5. Развивать креативность, подвижность, вариативность и гибкость мышления, умение находить решения поставленных задач.

6. Учить находить причинно – следственные связи и зависимости, существующие в окружающей действительности.

7. Обогащать и активизировать и актуализировать словарь.

8. Формировать ГСР.

9. Формировать связную речь: монологическую и диалогическую.

10. Автоматизировать у детей поставленные звуки.

11. Воспитывать самостоятельность и инициативность.

12. Формировать самосознание ребенка, уверенность в собственных силах.

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда «Организация предметно-развивающей среды»Предметно-развивающая среда «Организация предметно-развивающей среды» Предметно-развивающая среда. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду Слайд №2 Во время работы над проектированием предметно-развивающей среды нашего ДОУ перед педагогическим коллективом встала задача создания.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУОрганизация предметно-развивающей среды в ДОУ Организация предметно-развивающей среды МБДОУ ЦРР-.с №22 \\\"Жемчужинка\\\". ВОСПИТАТЕЛЬ: Григорьева Юлия Анатольевна Республика Саха Якутия,.

Организация предметно-развивающей среды в проектной деятельности «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский.

Организация предметно-развивающей среды в средней группеОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Средняя группа Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Центр социализации» Иллюстрации с изображением детей разного.

Основные требования и принципы организации развивающей предметно-развивающей среды В связи с потребностями модернизации системы образования в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный.

Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации Предметно-пространственная игровая среда (психологический взгляд) -поле социальной и культурной деятельности, сфера передачи и закрепления.

Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды в ДОУ Оптимальная организация предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления.

Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды. Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-развивающей среды в организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ
Опубликовано: 7 декабря 2019 в 10:58
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД