Светлана Шаркова
Организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ
С приходом ребенка в детский сад его жизнь существенно меняется: незнакомая обстановка, незнакомые взрослые, отсутствие родителей, режим дня, новые требования к поведению. Все это обрушивается на малыша одновременно. Происходи процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Публикация «Организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего дошкольного возраста в период адаптации к условиям ДОУ» размещена в разделах
Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – привыкание малыша к детскому саду.
Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики. Негативный – дезадаптация, стресс.
Адаптационные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психического развития.
Различают 4 степени тяжести адаптации :
1. Легкая степень: к 20 дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений
2. Адаптация средней степени тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в дошкольном учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до 2 раз не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
3. Тяжелая степень адаптации : значительная длительность (от 2 до 6 месяцев) и тяжесть всех проявлений.
4. Сверхтяжелая степень: около 5 месяцев и более. Встает вопрос, стоит ли ребенку оставаться в детском саду.
Общая задача педагогов и родителей в адаптационный период – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, снизить риски возникновения дезадаптации.
Именно с этой целью была создана модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.
Целью такой модели является создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение через взаимодействие детского сада и семьи.
Адаптацию следует рассматривать с точки зрения трех сторон участников этого процесса: родители, воспитатели, дети. Адаптацию проходит каждый участник, поэтому сопровождение необходимо всем участникам на протяжении всего адаптационного периода.
Можно выделить следующие этапы модели организации адаптационного периода :
1. Прогноз адаптации.
На этом этапе происходит первая встреча педагогов с родителями малыша. По возможности, на этом этапе необходимо познакомиться и с самим малышом. При первом знакомстве с мамой и малышом устанавливаются положительные контакты, доверительные отношения.
В это время необходимо провести анкетирование родителей на тему «Вы и Ваш ребенок перед поступлением в детский сад», из которой можно получить информацию о готовности ребенка к посещению детского сада, личностных особенностях, привычках, что поможет педагогу сделать прогноз о том, как быстро малыш адаптируется к новым условиям.
2. Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями групп раннего возраста в виде лекций-консультаций.
На этом этапе педагог-психолог знакомит педагогов с возрастными особенностями детей раннего возраста, особенностями адаптационного периода детей разной степени готовности к посещению дошкольного учреждения.
Также на этом этапе происходит ознакомление с данными медицинских карт поступающих детей. Это позволяет выявить детей с нарушениями развития, выделить «группу риска», выделить детей, которым необходимо более пристальное внимание в адаптационный период, что поможет снизить риски возникновения тяжелой и сверхтяжелой степени адаптации.
С учетом состояния здоровья детей педагог-психолог совместно с воспитателями создается график приема детей. Также с учетом возраста детей составляются планы работы по адаптации, в которые включаются игры и упражнения, направленные на поддержку ребенка в период привыкания к детскому саду.
Немаловажной составляющей является совместный осмотр и подготовка группы, материально-технического оснащения.
3. Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в виде лекций-консультаций.
Родители получают информацию о том, что же такое адаптация, как она происходит, на какие моменты необходимо обратить внимание родителям. Также педагог-психолог знакомит родителей с различными аспектами нахождения ребенка в детском саду, требованиями к режиму дня и т. д.
Все это можно провести в виде групповых лекций-консультаций, а также подготовить для родителей памятки на темы: «Как помочь привыкнуть быстрее привыкнуть к детскому саду?», «Режим дня детей раннего возраста», «Примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей».
Очень важно на протяжении всего адаптационного периода взаимодействовать педагогу-психологу с родителями на личных консультациях. Это помогает снизить уровень тревожности родителей, потому что они тоже переживают и волнуются за своих малышей, помогает уточнить личностные особенности каждого ребенка для того, чтобы общение с ребенком в детском саду было более эффективное и приятное для малыша.
4. Проведение занятий по адаптации с детским коллективом.
На этом этапе педагог-психолог совместно с воспитателями проводит серию занятий с детьми, направленных на снятие эмоционального напряжения, мышечного напряжения, помочь освоиться в новой обстановке. Важная составляющая таких занятий – это знакомство детей друг с другом и сплочение детского коллектива.
Программу занятий каждый педагог-психолог выбирает для себя самостоятельно. Можно найти пример какой-либо программы и составить свою программу, которая будет адаптирована под конкретный детский коллектив в конкретном учреждении.
Как правило, программа рассчитана на 10-12 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю или 2 раза в неделю (на усмотрение педагога-психолога). Рекомендуется проводить серию занятий несколько раз в течение адаптационного периода в связи с тем, что малыши часто болеют, кто-то постоянно посещает детский сад, а кто-то длительно болеет. Поэтому повторение занятий позволяет включить в процесс всех детей.
На протяжении всего периода адаптации процесс привыкания детей раннего возраста к детскому саду контролируется с помощью индивидуального «Листа адаптации» на каждого ребенка, который заполняют воспитатели, педагог-психолог, медицинский работник. Это позволяет ежедневно проводить мониторинг поведения, эмоционального состояния ребенка и состояния его здоровья в первый месяц посещения детского сада.
Таким образом, данная модель организации адаптационного периода позволяет системно подходить к процессу привыкания малышей к детскому саду и всесторонне оказывать поддержку малышу в этот сложный период адаптации, что значительно повышает количество детей с легкой и средней степенью адаптации и снижает количество детей с тяжелой и сверхтяжелой степенью адаптации.
Список литературы.
1. Кремлякова А. Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
2. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И. В. Лапина. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель.
3. Организация психологической службы в современном детском саду. – сост. Н. В. Нищева – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
4. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А. С. Роньжина. – М. :Книголюб, 2008
5. Широкова Г. А. справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007
Сведения об авторе:
Шаркова С. Б., педагог-психолог БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 302»