Лучший педагог года

Организация работы по повышению статуса семьи и сохранению традиций семейного воспитания

Наталья
Организация работы по повышению статуса семьи и сохранению традиций семейного воспитания

Организация работы по повышению статуса семьи и сохранению традиций семейного воспитания

Горюнова Наталья Вениаминовна,

Анкудимова Елена Борисовна.

Аннотация.

В данной статье поднимается тема возрождения семейных традиций. В современном обществе происходит кризис ценностных систем, семья уходит на второй план. В обществе размыты нормы морали, в основе его лежит забота о материальном благополучии. Поэтому на первый план выходит проблема развития духовной, эмоциональной сфер жизни дошкольника, оказание ему помощи в определении границ добра и зла, созидания и разрушения.

Публикация «Организация работы по повышению статуса семьи и сохранению традиций семейного воспитания» размещена в разделах

Семья является важным аспектом по формированию личности как детей так и для их родителей. Важность заключается в том, что брак является процессом, занимающим не последнее место в жизни государства, общества в целом. Во-первых, семья приводит в общество новых его членов, наделяя их своим языком, правилами, обычаями, нормами поведения, принятыми в данном обществе, знакомит с миром духовных ценностей, ведет контроль за поведением членов своей семьи. Во-вторых, в семье создаются условия для личностного развития внутри семьи всех её членов. Имея постоянный и естественный характер воздействия, семья формирует черты характера, взгляды, убеждения, мировоззрение ребенка. Воспитательная функция семьи является одной из основных, имеет общественный смысл. И поэтому в формировании представлений детей о семье и семейной жизни важную роль играет собственный пример родителей по соблюдению семейных традиций.

Не будет большим открытием, сказав, что дошкольник воспринимает мир глазами взрослого, а именно глазами своих родителей. Они формируют картину мира детей с самого первого знакомства со своим ребенком. В начале формируется мир прикосновений, звуков, зрительных образов, после учат первым словам, и потом передают свое отношение ко всему этому. От родителей полностью зависит то, как ребенок будет ощущать себя как личность, как он отнесется к окружающим и жизни в целом. Жизнь может предстать перед ним как увлекательное путешествие, как один большой праздник. А может получиться так, что жизнь-это скучно, что за воротами детского сада его ожидают трудности, тяжелый труд и рутинная работа. Если семейные ритуалы приносят радость и удовольствие, а не являются сборником всевозможных табу и запретов, то это укрепляет в детях осознание того, что семья является единым целым, появляется уверенность в своем будущем. То, какими мы являемся в зрелом возрасте, наши мироощущения, жизненные позиции, закладывается в детстве.

Смысл традиционного воспитания-ценность семьи. Наличие традиций имеет особенное значение для семьи. Во-первых, они создают в семье ощущение общепринятых условностей, присоединение к которым дает ощутить себя причастным к миру коллективных ценностей. Во-вторых, то, что данная семья непохожа на другие, уникальна в своем роде, имеет свою историю, традиции переносится на конкретных членов этой семьи. В традициях нет четкого порядка поступков, нет привязки к определенной ситуации. Они развивают сложные привычки, способствуют формированию определенного поведения ребенка, где он может сам выбирать, как ему поступить. Традиции направляют ребенка, показывают новые варианты отношений, непохожих на его прошлый опыт.

Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, с помощью них социальное развитие ребенка проходит более успешно.

Детство-самое благоприятное время для формирования семейных ценностей. В этот период ребенок наиболее открыт влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, глубокие и сознательные. Воспитание ребенка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. Дети воспитываются не только родителями, а и той семейной жизнью, которая складывается.

Семья-это первая школа общения ребенка. Именно в семье ребенок может научиться уважению к старшим, заботиться о тех, кому нужна помощь. При общении в кругу семьи, при совместной деятельности со своими близкими у ребенка начинает формироваться чувство долга, взаимопомощи. Личный пример отношений между отцом и матерью, их помощь, забота, взаимоуважение друг г другу, проявление любви и ласки являются лучшим примером воспитания правильных отношений в семье. От того, что дети видят в своей семье, зависит, как они будут строить отношения во взрослой жизни. Если в семье царит мир и благополучие, то, став взрослыми, дети будут стремиться к такой же модели семьи. Начиная с детского возраста очень важно воспитать чувство любви к своим родным-к родителям, сестрам и братьям. Это поможет детям в дальнейшем чувствовать привязанность к кому-либо из сверстников, к младшим детям.

В семье дошкольники получают первые уроки нравственности-уважение к старшим, умение считаться с ними, умение делать людям добро, приносить им радость. Нравственность у ребенка формируется в связи с интенсивным умственным развитием ребенка, где важную роль играет речь и действие. В связи с этим очень важно постоянно обогащать словарный запас ребенка, уметь самим построить грамотную речь, иметь четкое произношение звуков и слов. Для развития речи детей очень важным является: наблюдение за природой; чтение стихов, сказок, рассказов, их пересказ; умение правильно отвечать на вопросы и четко формулировать свои. Развитие речи-это показатель умственного, нравственного и эстетического развития ребенка. Богатый словарный запас повышает общую культуру ребенка.

Семейные праздники (дни рождения членов семьи, знаменательные даты, дни памятных событий семьи) играют значительную воспитательную роль. Подготовка всех членов семьи к предстоящему празднику создают атмосферу радости, счастья, чувство ответственности за причастность к данному мероприятию. Все это сплачивает семью как коллектив, который функционирует как единое целое, формирует духовную культуру.

Совместный отдых с семьей (посещение зоопарка, музеев, экскурсии в лес, походы на рыбалку, за грибами) оставляет в жизни ребенка неизгладимые впечатления, которые будут с ним всю оставшуюся жизнь. Общаясь с природой ребенок учится удивляться, радоваться тому, что он видел, слышал. Это помогает воспитать в ребенке чувство «прекрасного». Изучение истории родного края, истории рода своей семьи формирует ребенка как гражданина общества, учит ответственности перед прошлым и будущим.

В современном мире прослеживается тенденция- обесценивание такого понятия, как семейные ценности. В результате этого происходит падение престижа семьи. И, как следствие, появляются проблемы детства, нарушается нравственно-духовная составляющая воспитания в семье. Очень важно осознать роль семьи в развитии подрастающего поколения. Ведь именно в семье у ребенка формируется образ будущей жизни. И огромную роль в этом играют родители и другие близкие.

Сохранение традиций семейного воспитания возможно при воспитании конкретной личности как семьянина. Свою ценность в этом имеют такие качества как аккуратность, вежливость, чувство долга перед членами семьи, женственность или мужественность, трудолюбие, честность, целомудрие, чувство собственного достоинства, доброта, ответственное отношение к выбору супруга или супруги, умение находить решение любых спорных ситуаций, возникающих в общении между близкими и др.

Семейные традиции и обычаи -это то, что объединяет членов семьи в одно целое, присущее только им, это процесс создания членами семьи норм и ценностей. Они помогают создать ощущение единства со всеми членами семьи. Традиции и обычаи семьи-это то, что позволяет каждой семье быть непохожей на другие, быть уникальными.

Основная составляющая традиций-игра. Это могут быть всевозможные обряды, обычаи, ритуалы. Соблюдение их в семье осуществляет контакт между ребенком и взрослым, формирует личность ребенка. (в дошкольном возрасте- обязательное чтение сказки перед сном, в более старшем возрасте-разговор перед сном о прошедшем дне; каждые выходные-прогулка в лес всей семьей; на день рождения каждого члена семьи- изготовление открытки своими руками и т. д.).

Семейные традиции и ритуалы играют более важную роль для детей, чем для взрослых. С помощью них ребенок учится ориентироваться во времени, обретает уверенность в том, что всего семье все благополучно, а верность родителей семейным традициям выражает любовь.

В воплощении некоторых семейных традиций в значительной степени показан пример тех человеческих качеств, создание и наличие которых и есть семейное счастье, позитивная обстановка в семье и общее человеческое благополучие, несмотря на некоторые изменения в общественной жизни. В настоящее время возрождаются некоторые народные праздники (Масленица, Пасха).

Для того, чтобы быть в курсе повседневной жизни каждого члена семьи, знать о его успехах, существует хорошая традиция- обмениваться мнениями о прошедшем дне, событиях в мире, об увиденном, услышанном. В каждой семье отмечают свои праздники: дни рождения, удачное окончание учебного года, юбилейные даты, выход на пенсию и т. д. Но не все семьи отмечают их одинаково. Для каждой семьи существует свой, присущий только данной семье, ритуал празднования. День рождения детей- отмечать в детском парке, начало учебного года- на даче, в саду в кругу близких родственников, на день рождения членов семьи-делать поздравительную открытку своими руками.

Традиции относятся к культуре людей, в них отражаются народности и национальности людей. С помощью них регулируются отношения как в семье, так и за ее пределами. Традиции бывают внеигровые и игровые, где игра-главная составляющая.

Обычаи, обряды, ритуалы, всевозможные церемонии относятся к игровым традициям. Современная жизнь диктует свои правила, на первом месте у многих становится работа, а только потом-семья, на которую практически не хватает времени. Чтобы решить эти проблемы, нужно создавать игровые традиции внутри своей семьи, привлекая к ним всех членов семьи. Дети охотно вовлекаются в эти действия.

Немаловажную роль в воспитании и организации досуга играют обряды. Существуют некоторые виды обрядов: архаические обряды (старинные обряды, утилитарные обряды (прикладные) : 1. обряды, расширяющие знания о жизни (викторины, олимпиады, 2. обряды, включающие ребенка в систему разнообразных социальных ролей и отношений (встреча и проводы гостей, ролевые игры и т. д., 3. обряды, предоставляющие пространство для самореабилитации, самопроверки и самовыражения (командные игры, театрализации и драматизации и т. д.). Во всех этих обрядах важную роль играют игровые ощущения, игровое поведение, игровая символика, ее переживание.

Так же выделяют и ритуалы. Ритуал (от латинского «обрядовый»)- установленный порядок совершения каких-нибудь действий, выражающий определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Они опираются на прошлый и настоящий опыт, соответствуют идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям членов семьи, содержат драматургию, имеют простор для свободной импровизации, содержат игровые сюжеты и роли.

Обобщив всю представленную информацию, можно сделать вывод, что традиции, а так же обычаи, обряды и ритуалы:

- содержат игровой элемент, а игра в дошкольном и младшем школьном возрасте является ведущим видом деятельности, через которое идет развитие личности ребенка;

- игровые традиции (игры - обряды, игры - ритуалы, игры - обычаи и др.) в большей степени выполняют воспитательную функцию;

- могут организовывать и преобразовывать свободное время и даже учебное время детей, внося в них постоянно новую социальную информацию и ориентацию, новые импульсы и краски полноценной жизни. Свободное время порождает традиции, а традиции создают коммуникативные связи, обогащающие это время богатством человеческого существования.

Традиции и обычаи семьи-это и есть само доказательство того, что каждая семья по своему уникальна, не похожа на другие. Они придают каждой семье индивидуальность и своеобразие. Психологи отмечают, что соблюдение семейных традиций и обычаев вносит свой вклад в психологическую атмосферу, определяя тем самым условия развития и воспитания ребенка. Это привносит в жизнь ребенка чувство стабильности, снимает тревогу и утешает в момент огорчений. Кроме того, семейные традиции и обычаи задают особый тон и форму контакта между родителями и детьми, что в результате так же отражается на личности ребенка.

По мнению родителей и воспитателей, сохранение семейных ценностей, традиций, уважение к ним, их возрождение, благотворно влияет на благоприятные взаимоотношения в семье. Следуя семейным традициям, дети развивают чувство ответственности, взаимопомощи, уважения по отношению к своим родным и близким. Вместе с тем повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. Происходит преемственность семейных поколений. Дети получают необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях, обычаях. Осуществляется обмен опытом семейного воспитания и традиций, поиск новых форм взаимодействия воспитателей с родителями.

А главный результат, на который нацелена эта работа-усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Библиографический список:

1. Дружинин, В. Н. Психология семьи : 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 176 с.

2. Семейное воспитание : Хрестоматия / сост. : П. А. Лебедев. - М., 2001.

3. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. - М., 2001.

4. Антонова, Л. И., Цветкова, Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1.

5. Гладкова, Ю. Проблемы взаимодействия педагога и семьи // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - с. 103 — 110.

Публикации по теме:

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания»Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания» Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук» «Открываем бабушкин сундук…» Цель: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г.Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г. Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016г. В зал входит ведущая. Ведущая: Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда пришли.

Основы семейного воспитания с детьми младшей группыОсновы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

Приложение к проекту «Организация семейного клуба «Улыбка»Приложение к проекту «Организация семейного клуба «Улыбка» Приложение к проекту "Организация семейного клуба "Улыбка"" Уважаемые коллеги, предыдущая моя публикация - «Проект «Организация семейного.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Сценарий выпускного вечера подготовительной группы семейного воспитанияСценарий выпускного вечера подготовительной группы семейного воспитания Сценарий выпускного вечера подготовительной группы семейного воспитания 2018г. Выход ведущей под музыку А. Рыбникова из к/ф «Встреча» Ведущий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по повышению статуса семьи и сохранению традиций семейного воспитания
Опубликовано: 20 июля 2020 в 21:10
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД