Ирина Тулебаева
Организация работы с детьми с ОВЗ и их семьями в условиях сельского детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Первый «особенный» ребёнок пришёл в наш детский сад в 2012 году. При поступлении в детский сад Оля не имела никаких навыков самообслуживания, проявляла агрессию по отношению к детям, во время занятий была раздражительна – кричала, плакала, бросалась на пол, на контакт с воспитателем не шла. Но мама девочки очень хотела, чтобы она наравне со всеми посещала детский сад, адаптировалась в детском коллективе, научилась тому, чему учат обычных детей, жить в обществе.
Публикация «Организация работы с детьми с ОВЗ и их семьями в условиях сельского детского сада» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Перед нами встал вопрос: как в условиях сельского детского сада без специального образования и без узких специалистов организовать свою работу с «особыми» детьми.
(слайд 2)
Педагогами детского сада были пройдены курсы повышения квалификации по теме «Разработка и составление индивидуального маршрута для детей с ОВЗ». Благодаря прослушанной программе курсов мы разработали адаптированную образовательную программу, индивидуальный образовательный маршрут, которые помогли целенаправленно вести процесс воспитания и обучения ребёнка-инвалида.
Мы понимали, что без совместной работы с семьёй педагогическое воздействие теряет всякую силу, так как участие родителей в жизни ДОУ, группы, помогает им увидеть своих детей совсем в другой обстановке, в другом общении, чем дома.
Выбирая характер взаимодействия мы остановились на партнёрстве.
(слайд 3 о партнёрстве)
Основная цель нашего взаимодействия с семьёй : установить доверительные отношения с детьми, родителями, объединится в одну команду, добиться от родителей проявления желания делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
(слайд 4)
Мы выделили основные формы в работе с родителями :
• консультации;
• проведение совместных праздников, развлечений;
• семинары-практикумы;
• мастер-классы;
• тематические выставки детских поделок и рисунков;
• конкурс семейных талантов;
• опросы на любые темы;
• участие родителей в конкурсах, выставках;
• акции.)
(слайд 5 -6)
В тесном сотрудничестве с родителями ребёнка мы выявляли его интересы, способности.
(слайд 7-9)
В ходе реализации программы обратили внимание на то, что Оля проявляет заинтересованность к изучению иностранного немецкого языка. Побеседовав с мамой мы решили развивать увлечение девочки. Дома появилась большая библиотека детских книг на немецком языке, аудиозаписи песен, сказок. В детском саду во время утреннего приёма тоже прослушивали немецкие песенки и тогда ребёнок быстрее успокаивался, переставал капризничать, а вскоре начал и подпевать. В течении дня с детьми разучивались дидактические и подвижные немецкие игры.
Дети группы относились к «особенной» девочке доброжелательно, но появилась проблема: родители воспитанников видели только негативные стороны присутствия ребёнка-инвалида в группе.
Эффективными в этом плане явились формы, направленные на преодоление негативного восприятия ребенка с ОВЗ: презентации его положительных сторон, оформление персональных выставок, включение номеров в исполнении девочки в утренники.
(слайд 10)
Мы проводили родительские собрания, анкетирования, беседы с родителями группы – выстраивая доброжелательные отношения между всеми участниками образовательного процесса. Благодаря проделанной работе стал виден результат: родители поняли, что дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить вместе. Успехом нашей работы стало традиционное участие девочки в районном конкурсе театрализованных представлений «Жар-птица» в 2015 и 2016г со стихотворениями на немецком языке, диплом победителя в международном конкурсе «Новогодние стихи» (мама предоставила видео, на котором ребёнок эмоционально рассказывает стихотворение на немецком языке).
(слайд 11-12)
В сентябре 2017г. Оля пошла в первый класс местной школы.
За последние два года в наш детский сад поступило ещё два ребёнка с ОВЗ. Но сейчас, опираясь на предыдущий опыт работы, мы знаем как выстраивать взаимоотношения с воспитанниками и их родителями. Конечно, к каждой семье нужен особый подход.
Никита ещё проходит адаптацию и с мамой составлен план совместной работы. С мамой проводятся ежедневные беседы по выявлению интересов ребёнка, а так же пожеланий и предпочтений родителей.
Вероника с нами с 2015 года. У неё есть ещё две сестрёнки с ОВЗ, поэтому этой семье мы уделяем особое внимание. С родителями ведётся постоянная индивидуальная работа в виде бесед, консультаций. Мама с готовностью идёт на контакт, прислушивается к советам воспитателей.
Вероника принимает участие во всех праздниках и мероприятиях, проводимых в детском саду. В конкурсе «Жар-птица» 2017г. она участвовала в инсценировке на русском языке, танцевала, пела и рассказывала стихотворение.
(слайд 13)
В декабре 2016г. подготовительная группа начала знакомство с поделками в стиле «скрапбукинг». У Вероники слабо развита мелкая моторика рук, но она увлечённо делала новогодние открытки для родителей, поделки на 8 марта для мамы. А в феврале на мастер-класс по изготовлению фоторамки для папы пригласили мам.
(слайд 14-16)
Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
(слайд 17)
Планируя ту или иную форму работы, мы всегда исходим из анализа представлений о родителях своей группы: готовы ли они к сотрудничеству в той или иной форме; есть ли у них желание к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. А уже с учётом этого используем наиболее понравившуюся им форму работы, естественно предъявляя следующие требования к взаимодействию: проявление родителями заинтересованности, готовности к контакту, и ожидаемый результат.
(слайд 18)