Получи документы

Организация работы специалистов ДОУ (учитель-логопед)

Ломакина Евгения
Организация работы специалистов ДОУ (учитель-логопед)

Нормативно-правовая база для работы учителя-логопеда.

Международные нормативно-правовые акты:

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

2. Декларация прав ребенка. Принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.

3. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. ООН 1990.

4. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. Принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее одиннадцатой сессии.

Публикация «Организация работы специалистов ДОУ (учитель-логопед)» размещена в разделах

5. Всемирная декларация об образовании для всех. – Всемирная конференция по образованию для всех: Джомтьен, Таиланд, 5-9 марта 1990 г.

6. Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека. Принята резолюцией 66/137 Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 2011 г.

Законодательно-правовые акты Российской Федерации:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в редакции от 01.07.2020).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации».

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).

4. Письмо Минобрнауки России № 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО» от 28.02.2014 г.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Законодательно-правовые акты Свердловской области:

1. Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с изменениями на 25.03.2020 г.).

2. Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями на 03 марта 2020 года).

3. Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года».

4. Информационное письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 12.05.2014 г. № 02-01-81/3122 «О проведении программ дошкольных образовательных организаций в соответствие с требованиями ФГОС ДО».

5. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.12.2012 г. № 847 «О порядке и перечне документов, предъявляемых в психолого-медико-педагогическую комиссию для проведения обследования ребенка».

6. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 31.01.2014 г. № 01/264 «О деятельности психолого-медико-педагогических комиссий на территории Свердловской области».

7. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 25.06.2015 г. № 283-Д «Об утверждении порядка организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Свердловской области».

Документация учителя-логопеда, которая должна быть в образовательной организации :

1. Положение об оказании логопедической помощи, которое содержит следующие разделы:

• Общие положения;

• Порядок оказания логопедической помощи в организации;

• Логопедическая помощь при освоении образовательных программ в дошкольном образовании;

• Логопедическая помощь при освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего образования;

• Приложение 1 (документация организации при оказании логопедической помощи) : 1. программы и планы логопедической работы, 2. годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов, 3. расписание занятий учителей-логопедов, 4. индивидуальные карты речевого развития обучающихся получающих логопедическую помощь, 5. журнал учета посещаемости логопедических занятий, 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы;

• Приложение 2 (согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической диагностики);

• Приложение 3 (заявление на организацию логопедических занятий);

• Приложение 4 (логопедическая характеристика на обучающегося);

• Приложение 5 (рекомендации по оснащению помещения для логопедических занятий).

2. Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования (по нарушениям, на каждое нарушение своя);

3. Программы кружков (совместная деятельность педагога и обучающихся);

4. Программа родительских клубов и т. д.

На 1,0 ставку учителя-логопеда от 20 до 25 детей в год!

Рабочая неделя – 20 часовая.

Как правило работает логопед в день по 4 часа и тут нужно четко понимать, что согласно законодательству – это время для работы с детьми в основном. Да вы можете выделить пол часа в день на документы или на работу с родителями, но главное для вас — это работа с детьми. И на начальном этапе это все-таки должны быть индивидуальные занятия.

Как можно выйти из положения, если детей больше и брать нужно всех?

• надо провести мониторинг звукопроизношения;

• необходимо объединить детей в подгруппы по одинаковым нарушениям;

и начинать подгрупповые занятия по принципу: артикуляционная гимнастика и развитие мелкой моторики, постановка звука, автоматизация звука в слогах, в слова, в словосочетаниях, в предложениях, дифференциация звуков, и только потом если это необходимо развитие связной речи. Также в занятия надо включать игры и упражнения по развитию фонематических процессов (слуха, восприятия, можно включать массаж, кинезиологические упражнения и т. д.

Теперь остановимся подробнее на документации, ну с программой думаю все понятно, ВСЕ ПРИМЕРНЫЕ ПРГОГРАММЫ МОЖНО НАЙТИ И ПЕРЕРАБОТАТЬ НА САЙТЕ ФГОСРЕЕСТР, там все более чем понятно.

Что же представляет из себя план работы учителя-логопеда? Это документ, состоящий из 3 разделов:

1. Работа с обучающимися (детьми, дошкольниками, воспитанниками);

2. Работа с родителями;

3. Работа с педагогами организации.

Теперь остановимся на каждом из этих пунктов. В чем состоит работа с обучающимися вы уже поняли, это мониторинг, развитие артикуляционной и мелкой моторики, постановка, автоматизация и дифференциация звуков, работа над словарем, связной речью, фонематическими процессами и т. д. Это я перечислила основные.

В чем же заключается работа с родителями? Первое и самое главное – это выход на родительские собрания. Для чего это просто необходимо?

Родители в наше время заняты не только работой, но и социальными сетями и им кажется, что если в садике есть специалист, то вся ответственность лежит на нем! Хотя что прописано в законе РФ? СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Вот именно поэтому важно выйти на а потом дать дальнейшее разъяснение, что специалисты и педагоги ДОУ, а в дальнейшем и школы — это только вспомогательные люди для их ребенка!

Для того, чтобы подготовить родителей к собраниям можно сначала разместить в группы в мессенджеры (Вацап, Вайбер) консультации для родителей такие как например: «Развитие речи ребенка 4-5 лет», «Что должен уметь ребенок 4-5 лет?», «Возрастные нормы и особенности детей 4-5 лет», «Зачем логопед дает домашнее задание?», «Взаимодействие родителей и специалистов ДОУ» и т. д. Родители ознакомятся, почитают, посмотрят и проверят своих детей, а все ли у них так как надо, увидят, что у детей есть проблемы и будут готовы выслушать Вас и задать вопросы. На собрании можно раздать каждому родителю экран звукопроизношения, чтобы они уже наглядно видели, произношение каких звуков нарушено у ребенка. Ну и конечно начать разъяснять родителям поэтапно, что и как нужно делать.

Начать я предлагаю с артикуляционной гимнастики, затем развитие мелкой моторики, потом автоматизация звуков, дифференциация звуков. Желательно показывать при этом мастер-классы, например на первом собрании раздать родителям в руки зеркала и сделать с ними комплекс артикуляционной гимнастики, и поверьте не у всех родителей она будет получаться на 100%.

Ну и дальше на втором собрании мастер-класс по развитию мелкой моторики, затем автоматизация и дифференциация звуков и т. д.

Так же одной и форм взаимодействия с родителями являются конкурсы, логопед может объявлять конкурсы, по итогам награждать родителей и детей грамотами и призами и это тоже очень хорошо мотивирует родителей на сотрудничество с логопедом.

Вообще логопед еще обязательно занимается развитием фонематических процессов (восприятие, слух) и связной речи. Связная речь — это составление словосочетание, предложений, текстов, рассказы по картинкам. Пересказ, составление рассказов по мнемотаблицам и т. д. Есть множество приемов и методов работы с детьми.

Ну и если остается время, то можно заниматься кинезиологией, развитием обоих полушарий мозга и т. д.

Чтобы у детей была мотивация посещать Ваши занятия можно клеить им на тетради наклейка, как награду только за хорошую работу, дарить небольшие презенты и т. д. А в конце учебного года желательно устраивать для воспитанников логопедические праздники или командные игры.

Следующее что должен делать логопед в работе с родителями :

• Индивидуальные беседы;

Консультирование родителей:

• Размещение информации для родителей на стендах в ДОУ и на сайте образовательной организации.

Что же включает в себя работа с педагогами ДОУ :

• Выступление на педагогических советах;

• Выступление на педагогических часах;

• Консультирование;

• Мастер-классы;

• Ведение тетрадей взаимодействия;

Теперь поговорим о Психолого-педагогическом консилиуме ДОУ (далее ППк).

Что такое консилиум я думаю вы все хорошо знаете. Это такая комиссия, которая состоит из председателя – обычно это руководитель ДОУ или его зам, членов консилиума – это все узкие специалисты ДОУ, секретаря, его обычно назначают из воспитателей. Так же на заседании консилиума обязательно должен присутствовать воспитатель ребенка, которого рассматривает консилиум.

Документы, которые должны быть в учреждении обязательно по ППк:

• Положение о работе ППк с приложениями;

• Папки по каждому ребенку;

• ИПРА, либо заключение ПМПК;

• Логопедическое представление;

• Педагогическое представление;

• Представление педагога-психолога;

• Представление учителя-дефектолога;

• ИОМ;

• План работы на год;

• План заседаний ППк на год;

• Индивидуальная карту развития ребенка;

• Протоколы ППк;

• Коллегиальные заключения;

• Журнал учета заседаний ППк;

• Журнал регистрации направлений обучающихся на ПМПК;

• Журнал регистрации коллегиальных заключений ППк.

В каких случаях мы направление детей на ППк?

1. Если ребенок не усваивает ООП-ОПДО,

2. Если у ребенка тяжелое нарушение речи;

3. Если ребенок, вообще не говорящий;

4. Если у ребенка поведенческие отклонения и проблемы;

5. Если ребенок после ПМПК,

6. Если ребенок-инвалид (ИПРА).

Какие вопросы мы решаем на ППк?

1. Нужно ли ребенка направлять к врачам (невролог, психиатр?

2. Нужно ли ребенка направлять на ПМПК?

3. Нужно ли разрабатывать для ребенка ИОМ?

4. Нужна ли ребенку адаптированная программа?

5. После ПМПК, врачей и с ИПРА.

С протоколом ППк и коллегиальным заключение мы знакомим родителей под подпись, коллегиальное заключение содержит рекомендации как для педагогов, так и для родителей, поэтому лучше когда родитель расписался его отксерокопировать и вручить родителю и желательно уже с набором памяток, буклетов и т. д.

Ну и еще один вопрос, который я бы хотела затронуть сегодня это совет профилактики в организации. Совет профилактики конечно имеет в своей работе более широкие полномочия, на нем рассматриваются родители, которые не водят детей в ДОУ без уважительный причин, не платят за детский сад вовремя, ведут аморальный образ жизни ну и т. д., но и приглашаются те родители, которые не выполняют с ребенком рекомендации и домашние задания специалистов. И вот тут четко необходимо объяснять родителям, что то, что в детском саду есть тот или иной специалист не значит, что с ребенком не нужно заниматься дома! И все протоколы советов профилактики тоже должны даваться родителям для подписи.

Сегодня я осветила все вопросы, которые хотела. Теперь давайте если у вас возникли вопросы в ходе нашей сегодняшней встречи, ну или были раньше то вы можете мне их задать.

Прикреплённые файлы:

seminar_r5ljp.pptx | 5529,46 Кб
 
Публикации по теме:

«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.

Организация работы с родителями в современном ДОУОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Организация и планирование работы педагога по внедрению ФГОС Организация и планирование работы педагога –это процесс, который предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность.

Фотоотчет «Природа — друг и учитель» Организация прогулок в подготовительной к школе группе.Фотоотчет «Природа — друг и учитель» Организация прогулок в подготовительной к школе группе. Природа с её необычным разнообразием явлений, растений и животных производит на детей сильнейшее впечатление. Непосредственное общение с.

Организация логопедической работы в общеобразовательной школе Введение 1. Правовые аспекты организации логопедической работы в общеобразовательных школах 1.1. Должностные обязанности учителя-логопеда.

Организация работы кружка «Логика для дошкольников»Организация работы кружка «Логика для дошкольников» Кружок «Логика для дошкольников» начал работу в сентябре. В нем обучались дети среднего дошкольного возраста. Обучение детей в кружке.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Справка по результатам тематического контроля «Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ» Тематический контроль проводился в соответствии с годовым планом работы учреждения, на основании приказа № в период с 11 - 17 апреля 2019.

Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Давайте познакомимся! Я, Чурбанова Елена Владимировна, учитель-логопед детского сада «Сказка»! К.

Эссе «Моя профессия -учитель-логопед» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» ЭССЕ «Моя профессия – учитель-логопед!» Учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы специалистов ДОУ (учитель-логопед)
Опубликовано: 7 апреля 2021 в 17:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД