Лучший педагог года

Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Ирина Субботина
Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Театрализованная деятельность – вид деятельности, непосредственно направленный на формирование личности. Она направлена на развитие творческих способностей с применением элементов театрального искусства. Основными характеристиками данного типа деятельности можно считать :

интегративность, которая предполагает наличие вариативного или собственного, авторского начала;

умение выражать разными средствами выразительности чувства и эмоции героев, понимание смысла произведения;

оформление спектакля [6, с. 113].

Публикация «Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах

Театрализованная деятельность дает возможность формировать социальные навыки поведения за счет нравственной направленности самих сказок и других литературных произведений.

Например, в сказках часто выражается отношение автора к добру и злу, дается оценка поступков других.

Театрализованная деятельность представляет собой одно из главных средств развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Она может пронизывать все режимные моменты, быть включена во все виды деятельности, бывает в свободной совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельных играх. Кроме того, театрализованная деятельность выступает в качестве источника развития чувств, глубоких переживаний ребенка, то есть развивает его эмоциональную сферу, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события [23, с. 25].

По мнению В. А. Сухомлинского, театрализованная деятельность представляет собой неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет его волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе такого сопереживания возникают определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые [16, с. 659 - 662].

Приобщение детей дошкольного возраста к театру связано, прежде всего, со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к данному жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, она находит в его душе отклик и стихийно отражается в поведении.

Это определено тем, что театрализованная деятельность тесно связана с игрой.

Именно театрализованная деятельность позволяет решить большинство коррекционно-педагогических задач, относящихся к формированию интонационной выразительности речи детей [6, с. 24].

Следует отметить, что воспитательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Принимая участие в данной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии посредством образов, красок, звуков, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, а также делать выводы и обобщения. С умственным развитием также тесно связана выразительность реплик персонажей, собственных высказываний, поскольку незаметно происходит активизация словаря ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи и ее интонационный строй. Исполняемая роль и произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. В связи с этим у него происходит улучшение речи, а также ее грамматического строя.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность выступает источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Кроме того, театрализованные занятия развивают у детей эмоциональную сферу и заставляют сочувствовать персонажам. По мнению В. М. Теплова, в процессе такого сопереживания происходит создание определенных отношений и моральных оценок, имеющих большую принудительную силу по сравнению с оценками, просто сообщаемыми и усваиваемыми [29, с. 23].

В связи с этим театрализованная деятельность выступает в качестве важнейшего средства развития у детей эмпатии, то есть способности распознавания эмоционального состояния человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого человека. Кроме этого, театрализованная деятельность помогает находить эффективные и адекватные ситуации способы содействия.

По мнению Л. Н. Габеева, для того чтобы уметь веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, необходимо уметь посредством воображения войти в положение другого человека [20, с. 20].

Кроме того, театрализованная деятельность способствует формированию опыта социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение либо сказка всегда обладают нравственной направленностью (дружба, доброта, честность и т. д., в связи, с чем любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям посредством театрализованной деятельности оказывать позитивное влияние на детей.

По мнению Д. М. Никифоровой, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. В связи с этим театрализованные занятия способствуют всестороннему развитию ребенка. В обязанности педагога входит:

создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрение исполнительского творчества, развитие способности свободно вести себя при выступлении, побуждение к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);

приобщение детей к театрализованной культуре (знакомство с театром, театрализованными жанрами, а также с разными видами кукольных театров);

обеспечение взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых [25, с. 48].

Следует отметить, что для соблюдения указанных условий необходимо создание определенных условий. Театрализованная деятельность в качестве средства воспитания занимает особое положение среди всего многообразия форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.

В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, в полной мере способствует творческому развитию личности детей старшего дошкольного возраста.

С умственным развитием наиболее тесно связано совершенствование речи, поэтому театрализованная деятельность в речевом развитии ребенка имеет большое значение. По мнению Г. А. Волковой, театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи [14, с. 98]. Благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа при помощи цвета, формы и конструкции.

Детский психолог А. В. Запорожец полагает, что непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности – это первая ступень в развитии эстетического восприятия дошкольника [27, с. 189].

Отметим, что особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители представляют собой единое целое, а совместная их творческая деятельность всегда характеризуется эффективностью.

В связи с этим родителей старших дошкольников целесообразно привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, при этом не только в качестве зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текстов, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Все это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента.

Вместе с тем театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, а именно включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, а также осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Она также может быть органично включена в работу различных студий и кружков.

Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и т. д.) могут быть внесены в содержание праздников и развлечений. Помимо этого, театрализованные игры успешно используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений) [32, с. 74].

Театрализованная деятельность необходима в процессе подготовки к систематическому школьному обучению. Произвольность выразительной речи будет использоваться на уроках родной речи и литературы, в процессе участия в школьных самодеятельных коллективах.

В рамках дошкольного учреждения используются следующие виды театрализованной деятельности :

1. Театрализованные игры. Участвуя в них, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, само реализуются, само выражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, способствующие развитию психических процессов, а также таких качеств и свойств личности, как воображение, самостоятельность, инициативность, эмоциональная отзывчивость. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест [26, с. 62-66].

2. Инсценировка песен, попевок и хороводов, которые развивают музыкально-творческие способности дошкольников и способствуют умению творчески выражать образ игрового персонажа.

3. Представление разных видов театра, расширяющее кругозор детей, а также дающее элементарные знания о видах театра.

4. Драматизация сказок способствует развитию навыков публичного выступления и творческого содружества, а также формирует представление о честности, справедливости, доброте, способствует развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей. Драматизация представляет собой разыгрывание стихов, песенок, потешек, сказок. Для этого дети надевают соответствующие костюмы либо маски различных персонажей.

5. Взаимодействие с родителями в театрализованной деятельности вызывает у детей массу эмоций и обостряет чувство гордости за родителей, участвующих в театрализованных постановках. Поэтому совместная работа способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию старших дошкольников.

Таким образом, можно говорить о том, что театр представляет собой, с одной стороны, достаточно действенный инструмент воздействия на эмоции и морально-нравственное развитие ребенка, обучает его чувствовать и сопереживать, показывать свои чувства на публике, а с другой – это безопасный метод коррекции наиболее существенных нарушений эмоциональной сферы, а также самооценки и самосознания ребенка. Именно в театрализованной деятельности имеется реальная возможность безопасно сформировать чувственное представление, показать особенности деятельности в команде, дать возможность раскрыться творческому потенциалу дошкольника. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие психолого–педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Публикации по теме:

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Сценарий театрализованной сказки «Заюшкина избушка» для детей старшего дошкольного возраста У центральной стены зала декорация зимнего леса, избушки Зайца и Лисы. Ведущий: В мире много сказок, Грустных и смешных, И прожить на свете.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОО
Опубликовано: 23 января 2020 в 22:16
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД