Лучший педагог года

Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения

Людмила Панченко
Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ.

Панченко Л. А., учитель-логопед МБ ДОУ «Детский сад № 158»,

г. Новокузнецк, Кемеровская область

На практике доказано, что достижение коррекционного эффекта на занятиях с логопедом не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребёнка. Необходимым условием закрепления достигнутого является активное участие родителей в качестве помощника логопеда в их общей работе. Взаимодействие, сотрудничество, доверительность – вот необходимое взаимоотношение между логопедом и семьёй воспитанника.

Публикация «Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения» размещена в разделах

Многие из родителей не имеют элементарных представлений о том, как помочь ребёнку. Поэтому вопрос вооружения родителей коррекционно-логопедической компетентностью весьма актуален. Логопедическая компетентность родителей детей, имеющих речевые нарушения,— это целая структура, включающая следующие компоненты:

1) мотивационную направленность, предполагающую адекватное отношение к речевой патологии ребёнка, к работе по её преодолению и устойчивые внутренние мотивы взаимодействия с логопедом;

2) наличие основных логопедических знаний о специфике речевого нарушения у ребёнка, видение сущности логопедической работы;

3) наличие совокупности умений, навыков и способов деятельности, необходимых для эффективного взаимодействия с логопедом;

4) способность родителей самостоятельно оценивать качество собственных усилий и эффективность занятий с ребёнком.

Выделяют три уровня коррекционно-логопедической компетентности родите-лей. Высокий уровень характеризуется чётким осознанным пониманием целей и задач логопедической работы, сформированной мотивацией взаимодействовать с логопедом, хорошей ориентировкой в часто употребляемых логопедом специальных терминах, умением организовать своего ребёнка для проведения занятий и проконтролировать результативность совместной работы. Этот уровень коррекционно-логопедической компетентности требует от родителей хорошего владения основными приёмами, упражнениями и методическими правилами для проведения занятий в домашних условиях.

Средний уровень отмечается у родителей, которые недостаточно понимают сущность, цели и задачи логопедической помощи ребёнку со стороны специалиста. Такие родители, уступая просьбам логопеда, могут иногда устраивать домашние занятия с ребёнком, формируя при этом нерегулярный, непоследовательный и бессистемный подход к коррекции речевого дефекта. Причём многие родители признают нецелесообразность своего отношения, но, как правило, приводят ряд оправдательных аргументов.

Низкий уровень логопедической компетентности родителей характеризуется отсутствием стремления участвовать в коррекционно-логопедическом процессе. Их ожидания и надежды связаны только с работой логопеда. Как следствие у таких родителей полное непонимание специфики логопедической работы по преодолению речевых нарушений, фактическое отсутствие осведомлённости в правилах организации и осуществления домашних занятий с ребёнком.

Одна из важных задач логопеда сформировать у родителей адекватное отношение к речевым проблемам ребёнка, вооружить необходимыми знаниями и умениями, сделать родителей своими союзниками, решающими общие задачи, и помощниками во взаимосвязанной работе. Работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной.

Немаловажную роль в комплексной работе с семьей играет анкетирование родителей, которое, во-первых, позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, что необходимо для построения индивидуально-дифференцированного подхода к каждому родителю. Во-вторых, анкетирование позволяет выявить педагогическую осведомленность родителей.

Первоначальное анкетирование показало, что у большинства родителей низкий уровень педагогической компетентности. Всех родителей мы условно разделили на четыре группы:

1) первая группа (25%) : родители речевой дефект не замечают;

2) вторая группа (27%) : родители замечают речевые нарушения, но не при-дают им серьёзного значения;

3) третья группа (44%) : родители выражают беспокойство из-за речевого дефекта ребёнка, пытаются понять суть проблемы, но им не хватает элементарной педагогической грамотности;

4) четвертая группа (4%) : родители достаточно компетентны, как правило, это те родители, старшие дети которых уже занимались с логопедом.

Большинство из родителей замечают только нарушения в произносительной стороне речи, но не берут во внимание несовершенство лексико-грамматического строя, нарушения в воспроизведении слоговой структуры слова. Часто родители озабочены лишь поступлением ребенка в логопедическую группу, снимая с себя всю ответственность за речевое развитие ребёнка. Некоторые не пытаются поддерживать тесную взаимосвязь с логопедом, не видят смысла в выполнении домашних заданий с детьми.

Следовательно, необходимо привлечь внимание родителей к проблеме ребёнка, проводить просветительскую работу, научить заниматься с ребёнком дома. Учитывая принадлежность каждого из родителей к определённой группе, используя индивидуально-личностный подход, необходимо рационально спланировать работу на учебный год.

Система работы логопеда с семьей

1. Анкетирование родителей.

2. Просветительство родителей.

3. Обучение практическим умениям.

4. Вовлечение в образовательный процесс.

Все практикуемые формы работы с родителями мы распределили, используя следующую классификацию.

Формы работы логопеда с родителями

1. Информационно-аналитические: собрания, ежедневные беседы, консультации, конференции, диспуты.

2. Познавательные: «Мамина школа», «Логопедическая мастерская», семинар-практикум, Дни открытых дверей, вечер для родителей, деловая игра.

3. Досуговые: КВН, показ видеосъёмки занятия, тематические выставки, посиделки, праздники.

4. Наглядно-информационные: ширмы, информационные папки, листовки, памятки для родителей.

Все эти виды работы с родителями объединяются в два направления: теоретическая информированность и формирование практических умений, навыков. В совокупности со сформированной мотивацией они способствуют вовлечению родителей в коррекционно-логопедическую работу.

В последние годы наблюдается увеличение количества детей с нарушениями ре-

чи. Современным семьям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребёнка. Однако, как трудно бывает заинтересовать современных молодых родителей и озадачить их речевыми проблемами ребёнка. Необходима оптимизация форм работы логопеда с семьёй воспитанников. В своей практике мы отказались от «сухих» консультаций.

В нашем ДОУ работает «Логопедическая мастерская», где в форме организаци-онно-деятельностных игр родители учатся практически организовывать занятия с ребёнком в домашних условиях.

Поиск наиболее эффективных форм привёл нас к созданию консультаций на электронных носителях в виде видеофильмов. Их можно просмотреть на домашнем компьютере в удобное время.

Мы создаём электронные домашние задания от логопеда для совместного занятия взрослого с ребёнком. Такие инновационные пособия заинтересовали и детей, и родителей.

Используем созданное педагогами пособие «Чудо – дерево звуков», способствующее активизации внимания родителей к динамике речевого развития ребёнка.

Периодически совместно с родителями мы анализируем эффективность коррекционной работы с ребёнком, а также её продолжительность по времени. Анализ проводим в зависимости от степени участия родителей. Выясняется, что чем добросовестнее работают родители по заданиям логопеда, тем положительнее результаты и короче время, затраченное на их достижение. Именно с этой целью — улучшить результаты преодоления речевого нарушения у ребёнка и ускорить их приближение, – мы стараемся повышать уровень логопедической компетентности у родителей и стимулировать их активность в совместной коррекционно-логопедической работе.

Публикации по теме:

Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Тема: Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Что же такое взаимодействие и что под этим словом.

Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного детского сада Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия.

Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников Организация и формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников План работы с родителями (законными представителями).

Организация взаимодействия ДОО с родителями в соответствии с требованиями ФГОС Организация взаимодействия ДОО с родителями в соответствии с требованиями ФГОС. Слайд 1: «Организация взаимодействия ДОО с родителями в.

Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников. Организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников посредством инновационных форм сотрудничества.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников (2 слайд) Актуальность Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют.

План взаимодействия с родителями воспитанников в подготовительной группе ДОУ План взаимодействия с родителями на 2016-2017 год Месяц Формы работы Тематика наглядной информации Сентябрь Совместное оформление.

Рекомендации по планированию и организации новых форм взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ «Работаем с родителями воспитанников ДОУ" Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении.

Семинар для воспитателей по теме «Организация совместной работы педагогов с родителями воспитанников» «Организация совместной работы педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников» Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут.

Приобщение к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения ПРИОБЩЕНИЕ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Детский сад №41 город Орел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения
Опубликовано: 22 сентября 2016 в 04:57
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД