Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушениями опорно двигательного аппарата

Анна Кривцунова
Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушениями опорно двигательного аппарата

Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального

развития детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

Воспитатель МДОУ «Детский сад №3"

п. Ракитное Белгородской обл.

Кривцунова Анна Алексеевна

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования движений, потому что этот период – самый активный в развитии опорно- двигательного аппарата и других важнейших органов и систем.

Дети с ортопедическими заболеваниями в первую очередь нуждаются в корректировке тех мышечных групп, которые у них недостаточно развиты: именно их надо укреплять.

У детей с нарушением ОДА нарушена сенсорная сфера, моторика рук, зрительная координация, ослаблена словесная сфера. Такие дети требуют особого внимания.

В нашей группе создана богатая предметно-развивающая среда: массажные дорожки и коврики, массажёры, мячи разных размеров, мешочки с песком, ребристые доски.

Основной целью коррекционной работы является оказание комплексной медицинской, психологической, педагогической, логопедической помощи. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: логопеда, психолога и воспитателя. Мы - воспитатели являемся связующим звеном в этой цепи коррекционной работы.

Каждый ребёнок – это всегда индивидуальный случай.

В группе мы продолжаем работу специалистов, проводим утреннюю гигиеническую гимнастику, ортопедические минутки, игровые занятия.

Для детей дошкольного возраста характерна быстрая смена процессов возбуждения и торможения, то есть способность к саморегуляции невысока. Это и объясняет меньшую устойчивость внимания и эмоциональный характер детских реакций. Точные движения быстро утомляют детей, поэтому используем подвижные игры и игровые упражнения.

Например: для формирования правильной осанки проводим упражнения у зеркала «Какие мы красивые», у стены «Почешем спинки», положив на голову ребёнка мешочек с песком, коробочку или другой небольшой предмет, просим его выполнить несколько заданий в ходьбе, ползании, приседании, лазании (важно, чтобы предмет не упал с головы ребёнка, упражнения в балансировке «Мы – циркачи», упражнения-команды «Самый внимательный».

Развитие движений в дошкольном возрасте – очень важный процесс, который играет огромную роль в физическом и умственном развитии ребёнка. Занимаясь с детьми с нарушением опорно- двигательного аппарата, необходимо помнить о быстрой их утомляемости. Деятельность детей делаем разнообразной, интересной, увлекательной. Физическая работа малышей непродолжительная по времени и строго соответствует их функциональным возможностям. Правильная физическая нагрузка оказывает положительное влияние на деятельность и формообразование мышц, в процессе их роста, длительная же бездеятельность мышц ведёт к потере работоспособности и большим нарушениям в работе опорно- двигательного аппарата.

Используем разные виды закаливающих процедур: в виде воздушных, водяных и солнечных ванн. Кроме общего укрепления организма, приспособления его к изменяющимся условиям внешней среды закаливание положительно влияет на дыхание, состав крови, кровообращение, нервную систему и жизненно важные органы.

С большим удовольствием наши воспитанники занимаются фитбол-гимнастикой. Как только ребёнок садится на мяч, происходит естественная балансировка. Центр тяжести тела совпадает с центром тяжести мяча, осанка выправляется. Покачивание на мяче оказывает волнообразное действие на позвоночник. Упражнения с фитболами (7-10 минут) комбинируем с обычной гимнастикой и массажем.

Гимнастика с большими мячами помогает воспитать у малыша правильную осанку, развивает чувство равновесия; улучшает работу вестибулярного аппарата; тренирует мышцы конечностей, спины, брюшного пресса, таза.

В режиме дня мы используем подвижные игры, которые не только развлекают детей, но и способствуют развитию их двигательных навыков. В игре «Море волнуется раз» по команде дети принимают любую позу в исходном положении стоя, сидя, лёжа с правильной осанкой и самовытяжением. В игре «Прокати мяч» малыши прокатывают мяч между ног, стоя в колонне в затылок друг другу. В игре «Мой домик» дети спасаются от водящего в «домике»: становятся к стене, плотно прислонив затылок, межлопаточную область, ягодицы, голень и пятки.

Наши воспитанники регулярно посещают бассейн с родителями. Там с ними занимается инструктор по плаванию. Вода обладает свойством выталкивания, сопротивляемостью и гидростатическим давлением. Выталкивающее действие воды создаёт чувство невесомости. Сила выталкивания уменьшает вес тела, что позволяет снять с позвоночника ту нагрузку, которая на него ложится в вертикальном и горизонтальном положениях. Упражнения в воде благоприятно влияют как на костно-мышечную систему, так и на внутренние органы, улучшая их функционирование. Кроме того, гидростатическое давление создаёт эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняя массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибулярного аппарата.

Нарушение опорно- двигательного аппарата сказывается на общем развитии ребёнка. Тяжёлые формы НОДА зачастую становятся причиной личностных проблем у детей: снижают их коммуникативные возможности, препятствуют социализации, формированию адекватной самооценки, задерживают развитие познавательных способностей

Нарушение ОДА сказывается на формировании у дошкольников интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Дети быстро устают, нуждаются в побуждении, затрудняются в выборе продуктивной тактики, у них отмечается недостаточно устойчивое внимание. Они неохотно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, не могут чётко и правильно сформулировать мысль, их речевая активность снижена. Они редко вступают в совместную игру, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения эмоционально-волевой сферы и личности ребёнка. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи.

Если нормально развивающимся детям достаточно создать условия для игры, то воспитанников с нарушением ОДА зачастую приходится учить играть. Как правило: игра примитивна, не отражает действительности. Мы формируем у детей запас знаний и впечатлений от реальной жизни, который малыши переносят в игру.

Лично я люблю играть с детьми. Я не руковожу игрой, а участвую в ней, стараюсь увлечь своих воспитанников, предотвратить возможные конфликты. Я играю с детьми на равных, дети становятся активнее, смелее, изобретательнее.

При работе с детьми с НОДА логопед уделяет повышенное внимание развитию памяти и внимания. Мы продолжаем эту работу в течении дня. Встречая утром детей, спрашиваем: «С кем они пришли в детский сад?», «Кого или что они видели по дороге?». Любят малыши такие игры, как: «Съедобное – не съедобное», «Что здесь лишнее?», «Чего не стало?» и другие игры на узнавание любого обобщающего понятия: овощи, одежда, игрушки, и т. п. Задуманное обобщение выделяем среди других слов хлопками.

Развитие мелкой моторики рук – неотъемлемая часть работы педагогов. В группе оборудован уголок, где ребёнок может по желанию: собрать крупные пазлы или мозаику, составить картинку из кубиков, нанизать на шнурок мелкие предметы, застегнуть и расстегнуть пуговицы и т. д.

С целью развития волевой сферы дошкольника учим не бояться трудностей, стремиться их преодолевать; развиваем самоконтроль; развиваем уверенность в себе, своих силах.

Только в тесном взаимодействии с родителями можно добиться успешных результатов коррекционно-развивающейся работы с детьми. Поэтому в своей группе стремимся к расширению контактов с семьёй. Это: индивидуальные беседы, родительские собрания, организация встреч с различными специалистами, посещение родителями открытых физкультурных занятий, организация совместных мероприятий.

Таким образом, воспитательный процесс, в группе для детей с НОДА носит индивидуально-ориентировочный характер. Педагоги и родители следуют рекомендациям специалистов. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное развитие детей с нарушением ОДА.

Публикации по теме:

Принципы дошкольного образования как ориентир взаимодействия педагогов и родителей в интересах развития ребенка Основные принципы дошкольного образования (ФГОС ДО п. 1.4) 1) Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего.

Комплекс упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата I.Основная стойка у стены, касаясь затылком, спиной, ягодицами, икрами, пятками. 1. Исходное положение:основная стойка, 1-2 руки через стороны.

Методическое обеспечение математического развития детей 5–6 лет по теме «Страна детства» Методическое обеспечение математического развития детей 5-6 лет по теме «Страна детства». Воспитатель Костина А. Н МБУ д/с № 16 «Машенька».

Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС до Комментарии к презентации «Модель продуктивного взаимодействия педагогов и семьи ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО».

Обеспечение психологического комфорта у детей с речевыми нарушениями при использовании игр и пособий для мальчиков и девочек Для создания в образовательных учреждениях условий, сохраняющих и укрепляющих здоровье воспитанников, необходима оптимизация учебной, психологической.

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством квиллинга».Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством квиллинга». «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Проект социального взаимодействия в ДОУ Проект системы взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами. АктуальностьЦель деятельности дошкольного образовательного учреждения в микросоциуме.

Пути повышения эффективности работы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в условиях ДОУПути повышения эффективности работы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей в условиях ДОУ Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам.

Развитие речевых навыков у детей с нарушениями речи посредством взаимодействия инструктора ф-ка. коррекция отклонений в развитии ребенка. Успешное преодоление речевой недостаточности Одной из задач дошкольного образовательного учреждения.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушениями опорно двигательного аппарата
Опубликовано: 17 октября 2016 в 17:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы
Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена, Одежда...
Фотоочерк: Публикации в печатных изданиях — один из критериев при присвоении...
Уважаемые, коллеги и друзья! Хочу поделиться с вами своей радостью и гордостью. Вчера ( 21. 01. 2019 г) по почте мне пришёл очередной журнал с...
Викторина с использованием ИКТ «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам Цель: воспитание интереса к чтению русских народных сказок. Предварительная работа: чтение сказок в группе и дома с...
Сценарий выпускного с Временами года в детском саду
( играют фанфары) 1 ведущая: Оркестры, играйте! Звучите, фанфары! На праздник весёлый спешит детвора, Сегодня мы в школу ребят провожаем. С безоблачным...
Аналитический отчёт по взаимопосещению групппы
Цель взаимопосещения: совершенствование профессиональных навыков педагога по реализации государственных стандартов в практической деятельности с...