Элеонора Гасанова
Организованная образовательная деятельность «История возникновения музыкального инструмента балалайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: история возникновения музыкального инструмента «Балалайка»
Образовательные задачи :
1. Познакомить с русским народным музыкальным инструментом балалайка : с особенностями, строением, звучанием.
2. Закрепить навык монологической, фразовой речи, развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
Публикация «Организованная образовательная деятельность „История возникновения музыкального инструмента балалайка“» размещена в разделах
- Балалайка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Воспитывать интерес к народной культуре – устному народному творчеству, народной музыке.
Оборудование: народные инструменты, балалайка, магнитофон с записью русского народного танца «Камаринская»
Предварительная работа: знакомство с русскими народными инструментами, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о русских народных инструментов.
Ребята отгадайте загадку:
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок звонкий.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент -
Самый русский инструмент.
(Ответы детей) Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка.
Посмотрите – вот она. (показ инструмента)
- Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.
Давным - давно жили бедные крестьяне и, -чтобы скрасить свою трудную жизнь, приду-мали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (балалайкой).
Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. А есть ли среди вас балалаечники? (ответ детей)
Балалайка - струнный инструмент, потому -что звук возникает благодаря игре на стр-унах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.
(показ картинки «балалайки части»)
В современном виде балалайка стала муз-ыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ — это условный знак понятия или явления. Например в Шотландии муз. Символ - волынка, в Украине - бандура.
В старину трудно было найти дом, где бы -не звучала балалайка : и в крестьянских и-збах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место.
- Балалайка так полюбилась людям, что мн-огие великие композиторы стали сочинять -свои произведения, в которых звучит бала-лайка. Давайте послушаем, как звучит бал-алайка
(слушание на магнитофоне русского народного танца «Камаринская» популяризованный в одноименной увертюре М. И. Глинки)
- Понравилась вам музыка (ответы детей) -Какая она? (ответы детей) Правильно: Ве-селая, озорная.
- Что хочется делать под эту музыку? (от-веты детей)
- Верно, это плясовая.
Было у балалайки и трудное время ее чуть не вытеснили - семиструнная гитара и гармонь. Но однажды услышал звучание балалайки замечательный музыкант Андреев Василий Васильевич, научился играть на ней и понял, что нужно балалайку немного усовершенствовать.
По чертежам Андреева, изготавливают балалайку нового образца, которая отличалась и по виду, а главное по звучанию.
Василий Васильевич начинает упорно трудиться на новом инструменте. Он сочиняет марши, вальсы, полонезы, мазурки. Он создает ансамбль, начинает с ним гастролировать. Так балалайка приобрела всемирную известность.
- Знаете ли вы, что в Тверской области в городе Бежецке в родном городе Андреева поставлен первый памятник русской бала-лайке. А летом 2014г был установлен памя-тник и в городе Севастополе.
В истории балалайки были взлеты и были п-адения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
Подведение итогов занятия:
- О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
- Какую мелодию, исполненную на балалайке, слушали?
- Что вам больше всего понравилось на за-нятии?