Лариса Соколова
Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром. «Круговорот воды в природе. Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Обучающие:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды : без цвета, без запаха, без вкуса, без формы и т. д.
2. Дать представление о круговороте воды в природе, закрепить знания детей о значении воды в жизни человека;
Развивающие:
1. Развивать способность делать умозаключение, анализировать, сравнивать, классифицировать. Обобщать умение устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы;
Публикация «Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром, „Круговорот воды в природе, Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Коррекционные:
1. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность.
2. Вовлекать детей в общую беседу; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос, слушать пояснения педагога;
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу (Звуки весны)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какой сегодня хороший день. Подскажите, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года – весна.
Воспитатель: Посмотрите, весна прислала нам красивый букет цветов! Давайте, поставим их в вазу и нальём водичку. А чтобы букет стоял долго, водичку для цветов нужно зарядить тёплыми ласковыми словами о весне. Давайте добавлять водичку и называть определения весны: какая, дети, весна? (теплая, солнечная, ясная, ласковая, нежная).
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принёс нам письмо. Интересно, от кого оно? Давайте откроем и почитаем!
Письмо: Здравствуйте, ребята!
Пишет вам Снеговик, ваш весёлый, зимний друг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на фотографии Снеговик совсем не весёлый. Что же с ним случилось? Давайте читать дальше…
Всю зиму я весело играл с вами, стойко охранял ваш прогулочный участок, дружил с морозами и вьюгами. Но вот наступила весна, и что-то со мной случилось… Может быть, я заболел? Я написал письмо Весне в надежде, что она мне поможет, а она в ответ прислала мне этот кроссворд с капельками - загадками. Помогите мне, пожалуйста. Давайте вместе отгадаем кроссворд и узнаем, что со мной происходит!
Воспитатель: Если мы отгадаем кроссворд с помощью загадок, то узнаем ключевое слово и сможем понять, что случилось со Снеговиком.
1. С высоты большой, срываясь,
Грозно он ревет.
И, о камни разбиваясь,
Пеною встает.
( ответ: водопад)
2. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет.
( ответ: сосулька)
3. Сильным, слабым он бывает,
И осенним, и грибным,
Все растенья поливает,
Урожай чтоб лучше был.
( ответ: дождь)
4. С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вобще никто не рад,
Потому что это…
( ответ: град)
Воспитатель: А теперь посмотрите на наш кроссворд, у нас не отгаданным осталось одно слово скажите, что объединяет водопад, сосульку, дождь и град.
Воспитатель: Какое слово у нас получилось? (Вода).
Правильно. Как вы думаете, почему Весна прислала Снеговику кроссворд о воде?
Что же такое происходит со Снеговиком?
Дети, давайте вспомним, в каком состоянии бывает вода?
(Жидком, твердом, газообразном).
Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении. Может быть, тогда мы сможем помочь Снеговику, поднять ему настроение.
Для чего вода нужна человеку? (Пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
Вы правильно ответили на мои вопросы, а теперь мои юные исследователи я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы с вами проводили опыты и ставили эксперименты, чтобы мы дальше могли побеседовать о воде.
Хотели бы туда попасть? (ответы детей)
- Ребята, сначала, давайте вспомним, что нам нужно надеть? Правильно, а для чего это нужно сделать? (Предлагаю детям помочь друг другу завязать фартучки и надеть шапочки) и проити за столы.
Ребята, посмотрите, как много интересных знакомых и незнакомых предметов стоит на столах, рассмотрите их пожалуйста внимательно. (Разовые стаканчики, ложки, молоко, вода, сахар, краски, красители и т. д.)
(инициатива детей – поучаствовать в проведении опытов)
Вы уже догадались, что мы будем исследовать в этой лаборатории? (Ответы детей)
- Мы будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Но сначала давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Что можно делать во время исследований, рассмотрите, пожалуйста, алгоритмы. (Ответы детей). А что нельзя делать. (Ответы детей)
Приступим к нашим исследованиям.
(Алгоритмы разложены на столе - это картинки.)
1.-Вода не имеет формы
Опыт 1. Какой формы вода?
Воспитатель спрашивает у детей, имеет ли форму вода?
( ответы детей: да, нет) (показать синий или красный сфетофорчик)
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы воспитатель спрашивает с помощью чего можно узнать форму воды. (Ответы детей -предлагают взять узкую баночку и наполнить ее водой, потом перелить эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.)
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. Итак, вода не имеет формы.
Пальчиковая гимнастика:
Кран на кухне открываем, (правой рукой имитируют открывание крана с водой)
Воду в чайник наливаем, (упражнение «чайник»)
Кипятили, кипятили, (движение «чайника» вперёд-назад)
В чашку кипяток налили. (упражнение «чашечка»)
Крепкий чай мы заварили, (вращательные движения «чашки»)
В блюдце чай потом налили… (упражнение «блюдце»)
Так узнали мы секрет:
У водички формы нет! (стучат правым кулаком по левой руке и наоборот).
Перед следующим опытом ребята опять берут алгоритм- Вода не имеет цвета
Опыт 2. Какого цвета вода?
Дети обращают внимание на стаканы в руках воспитателя, у меня в руках два стаканчика, скажите мне, что в них находится (молоко, вода)
Чем они отличаются друг от друга (цветом, вкусом)
Молоко, какого цвета (белого, а вода (бесцветная)
Скажите мне если мы добавим в воду краску она изменит цвет или нет. ( ответы детей: да, нет)
А Вы точно уверены, что вода поменяет цвет?
(ответы детей)
Если вы хотите, проведем небольшой опыт и узнаем точный ответ. Воспитатель предлагает детям смешать краску с водой. Потом интересуется полученным результатам.
Теперь скажите, изменила ли вода цвет (ответы детей, Скажите, что будет, если еще больше добавить краски в воду, она будет более насыщенной.
Вывод: Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, а непрозрачной она становится, если в нее добавляют какие-то вещества.
Перед следующим опытом ребята опять берут алгоритм - Вода растворитель
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Но, чтобы провести следующий опыт, мы помним, что в лаборатории ничего нельзя пробовать, поэтому, давайте сделаем небольшой перерыв, я приглашаю вас на небольшую разминку.
Физкультурная минутка
Дождик, дождик. Как-кап-кап!
Дождик льёт с еловых лап.
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
С крыш, с зонтов прохожих,
С мокрой кошки тоже.
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
Слушай, дождик, хватит капать!
Надоела детям слякоть.
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
Хватит слёзы проливать,
Нам пора идти гулять!
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!
А теперь я приглашаю вас в весеннее кафе, где можно пробовать на вкус. Давайте сначала вытрем руки влажными салфетками. Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Для этого наблюдения потребуется смешать воду с сахаром. После растворения вещества, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, как сироп.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).
А теперь, находясь в кафе, мы можем сразу провести ещё одно наблюдение и узнать, есть ли у воды запах.
Перед следующим опытом ребята опять берут алгоритм- Вода не пахнет
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
-Ребята, а вода чем пахнет? Дети определяют, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем воспитатель добавляет из заварочного чайника заварку с ягодным вкусом. И снова понюхать воду. У воды появился запах
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды : цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
- Дети, как вы думаете, все жидкие вещества могут расствориться в воде? (Ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде подсолнечное масло. Дети выполняют это задание.
Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли подсолнечное масло
- Что же мы видим? (ответы детей). Масло не растворяется, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Но есть и такие вещества, которые не смешиваются, как масло, как вы думаете почему? Да, правильно, дети, оно легче воды.
Ребята вы справились со всеми экспериментами.
Воспитатель: Да, ребята, много нового и интересного мы узнали о свойствах воды, и можем о них рассказать Снеговику. Но только лишь эти знания помогут Снеговику справится с его проблемой? (Нет) Может быть есть ещё важная информация о воде? Как мы еще можем получать знания? (ответы детей). Давайте с вами посмотрим познавательный фильм о воде. (Смотрим отрывок из фильма Круговорот воды)
Ребята, что нового мы узнали из этого фильма? Что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)
- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
-Ребята, а вы запомнили, как путешествуют капли воды? (ответы детей)
А вы можете выложить картинку, где объясняется Круговорот воды в природе? (ответы детей)
-Перед Вами находятся вырезанные детали, вам же необходимо собрать картинку.
-Скажите, какие детали перед Вами.
Ответы детей: солнце, облака, вода, горы, трава, река и стрелки)
(Дети вместе составляют схему круговорота воды в природе)
-Правильно
-Вот вы и составили картину по «Круговороту воды в природе»
Рефлексия
Воспитатель: Ну, вот и подошла к концу наша с вами исследовательская деятельность. Мы не только узнали много нового и интересного о воде, но и поддержали нашего Снеговичка. Давайте представим, что наши с вами новые знания – это капельки воды. Если вы узнали что-то новое и полезное для себя сегодня, поместите ваши капельки в этот сосуд. (Помещают) Посмотрите, сосуд наполнился водой, как и мы с вами обогатились новой информацией. Как вы думаете, почему наш сосуд не полностью наполнился водой? (Ответы детей). Правильно, ребята! Впереди вас ещё ждёт много экспериментов, открытий. Ваши знания будут обогащаться и совершенствоваться, как и сосуд – наполняться водой!