Получи документы

Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений

Валентина Ховрина
Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений

Тема: «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения через д/и и упражнения»

ЗАДАЧА:

Формирование у ребенка четких представлений о пространственном расположении частей собственного тела и о направлениях ближайшего пространства.

Направления в работе:

1. Трудности пространственной ориентировки дошкольника с нарушением зрения;

Публикация «Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах

2. Виды ориентировок;

3. Группы игр и упражнений;

4. Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребенка с нарушением зрения.

Группы игр и упражнений

• Игры для развития полисенсорного восприятия пространства

• На микроориентировку

• На ориентировку в пространстве в процессе передвижения

• На ориентировку в пространстве с использованием схем и планов

Ребенок должен уметь:

- отвечать на вопросы о пространственном расположении частей своего тела;

- определять с помощью зрения и осязания пространственные признаки предметов ближайшего окружения;

- свободно ориентироваться в группе, находить и располагать игрушки в указанных местах;

- обращать в процессе ориентировки внимание на информацию о пространстве, поступающие через все сохранные анализаторы;

- показывать основные направления пространства по инструкции взрослого;

- уметь двигаться в указанных направлениях;

- уметь выполнять простейшие предметно-пространственные построения из двух, трех игрушек или предметов;

- уметь ориентироваться в пространстве по картинке-плаОриентировка в пространстве - одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения. Это объясняется тем, что успешность интеграции человека со зрительной патологией во многом зависит от его способности самостоятельно ориентироваться в пространстве своего дома, на рабочем месте, на улицах города, в различных учреждениях, в общественных местах.

Так как дошкольники имеют различную степень поражения зрения и относятся к разным подкатегориям: слабовидящие, дети с пониженным зрением, то они не могут без помощи взрослых овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

Основной задачей обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения является становления у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже в незнакомом пространстве.

Для реализации данной задачи выделила следующие виды ориентировок (петушок).

Обучение ориентировке в пространстве включила не только в общий воспитательно-образовательный процесс на занятиях, но и в повседневную жизнь детей в детском саду, применяя при этом в своей работе разнообразные виды дидактических игр и упражнений. По всем видам ориентировок сделала картотеку дидактических игр.

Так при ориентировке "на себе" использую дидактическую игру "Возьми ленту в правую, левую руку, впереди себя", "Помаши ребятам правой, (левой рукой)" ленты.

При ориентировке в пространственных признаках игрушек и реальных предметов использую д/и "Узнай предметы на ощупь (мешочек)"

При ориентировке с помощью сохранных анализаторов использую упражнения "Иди на звук погремушки (колокольчика, бубна)", д/и "Что звучало", "С какой стороны от тебя звучит колокольчик".

При ориентировке в направлениях ближайшего пространства с точкой отсчёта "от себя" применяю д/и "Расположи колокольчики (вверх, вниз, справа, слева)" д/и "Запасы на зиму", д/и "Гусеница ползёт вниз, вверх", д/и "Направо-налево"

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются.

К детям среднего дошкольного возраста предъявляются более высокие требования в овладении пространственными ориентировками. Показать направление от себя (и двигаться) вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево. Например игра "Кто скажет правильно". Дидактическая задача : закрепить ориентировку в пространственных отношениях между предметами и определить её словами направо, налево, посередине, напротив.

В этой игре дети усваивают пространственные ориентировке в движении. Например, разделившись на три группы (одна группа-Лисички, другая -Зайцы, а третья-Белочки, садятся на стульчики.

В кругу стульчиков ребёнок, изображающий Мишку. Создав эмоциональную обстановку игры, говорю : "Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут, а вот Зайка и Белочки побежали к нему в гости". Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке. А Мишутка как зарычит: "Что за беспорядок!" Испугались зверята и побежали обратно. А Мишка ласково говорит: "Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички- с левой, а Белочки впереди". Когда все встанут, каждая группа громко повторяет где они стоят по отношению к Мишке.

Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят. Эту игру можно провести и за столами, зверями будут игрушки, а дети их передвигают и называют направления.

В д/и "Что изменилось?" дети тоже, незаметно, играя, закрепляют знания о пространственных ориентировках.

Я вместе с детьми оборудую комнату куклы предметами обстановки, которые дети хорошо знают. Все дети сидят перед этой комнатой. Предлагаю внимательно посмотреть,где стоят все предметы, то один из детей выходит за дверь. В это время дети вместе решают и делают перестановку. Вошедший должен узнать и сказать, что изменилось в комнате.

По мере усвоения пространственных ориентировок, овладения правилами игры задачу можно усложнить : т. е. сделать несколько перестановок.

В данное время дорабатываю картотеку д/и и упражнений в средней группе " Развитие ориентировке в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук".

Думаю, что к концу четвё ртого года обучения реализую основную задачу : свободного самостоятельного ориентирования детей в любом, даже незнакомом пространстве.

В работе использую следующую методическую литературу:

1. "Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения" Е. Н Подколзина

2. "Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4-го вида (для детей с нарушением зрения) Л. И. Плаксина.

3. "Программа воспитания и обучения в детском саду" М. А Васильева, В. В. Гербова, Г. С Комарова.

4, Журналы: "Ребёнок в детском саду", "Воспитание дошкольника"

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия» Говорова Наталья.

Развитие воображения младших дошкольников посредством дидактических игр Развитию воображения дошкольного возраста уделяли внимание педагоги Кравцова Е. Е., В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко. Проблемой использования.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений Введение «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов.

Опыт работы  «Познавательное развитие дошкольников в центре природы посредством дидактических игр» Актуальность. В процессе работы над темой по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр» выявила.

Отчёт по самообразованию: «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.» Тема моего самообразования – «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.», которую.

Проект «Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством дидактических игр» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую.

Развитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражненийРазвитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражнений Формирование математических представлений у детей логопедической группы имеет некоторые особенности. Это обусловлено тем, что у детей-логопатов.

Сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игрСенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактических игр Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 пос. ЦЭС городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 1 ноября 2017 в 11:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД