Конспект логопедического занятия «Осень. Звук и буква [У]»

наталья омельченко
Конспект логопедического занятия «Осень. Звук и буква [У]»

Цель: Обогащение словаря по теме «Осень».

Коррекционно-образовательная:

• учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существи-тельные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.

• -Развитие фонематического слуха на звук «У» .

• Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука.

• Знакомство с буквой.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на во-просы полным предложением;

— уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

— закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

— упражнять в образовании множественного числа имен существительных.

Коррекционно-воспитателъная:

— воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;

— формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением осени, на которой допущены неточности (изображены приметы лета, зимы и весны); предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, звуковая куколка «Уля» ,картина «Осень» ,картинки: утюг, улитка, утка, буква «у», семена, зеркала.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Логопед: Если листья пожелтели и опадают, часто идет дождь, на улице много луж, а люди надели куртки и ботинки, то как называется это время года? (Ответы детей.)

2. Объявление темы.

Логопед: Сегодня мы отправляемся в царство золотой осени. А королева этого царства приготовила для нас сложные задания. Мы должны выполнить все задания и вернуться обратно в детский сад. Вы согласны? (Ответы детей.)

3. Вводная беседа.

Логопед: Сейчас я вам расскажу, что же такое осень.

Осень

Осень приходит после лета. В солнечные, теплые дни листья окрашиваются в багряные, оранжевые, желтые и золотистые цвета, приобретают очень нарядный и красивый вид. Золотой осенью называется это время. До трескучих морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Начинается листопад!

Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди — долгие, моросящие. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта — промокнешь. Да и без куртки и сапог уже холодно.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Ребята! Королева Осень прислала нам рисунок, на котором нарисована осень. Она очень недовольна, что художник неправильно изобразил ее царство и дает нам задание исправить ошибки художника.

Игра «Чего не бывает осенью. Дети рассматривают картину и говорят о том, чего не бывает осенью.

Осенью не растут подснежники. Осенью не купаются в речке. Осенью не загорают. Осенью не надевают шубы. И т. д.

Логопед: Ребята! Королеве Осени очень нравится, когда о ней много знают. Она прислала нам загадки и просит отгадать, о чем идет речь. А чтобы нам было легче, у меня есть подсказки. (Логопед выставляет на доску предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра.)

Игра «Узнай по описанию». Логопед предлагает детям ответить на вопросы. Холодное, бледное, тусклое, неяркое (что) —. (Солнце.)

Тяжелые, серые, темные, дождливые (что) —. (Облака.)

Долгий, моросящий, холодный, затяжной, осенний, мелкий (что) —. (Дождь.) Холодный, пронизывающий, колючий, порывистый (что) —. (Ветер.)

Желтые, золотистые, красные, багряные, разноцветные, пестрые, красочные (что) —. (Листья.)

Логопед: Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки осени. А теперь давайте расскажем, какая же сама осень.

Игра «Подбери признак». Дети подбирают признаки к слову «осень».

Осень (какая) —. (Холодная, дождливая, золотая, багряная, щедрая, красочная и т. д.)

Логопед: Ребята! Королева Осень хоть и строгая, но щедрая. Щедра осень на урожай.

Сядет тот, кто назовет слово- действие: иду, бегу, стою, рисую…

7. Ребята, какие звуки мы произносим- речевые

Что нам помогает произносить звуки- губы, зубы, язык, небо, альвеолы- это органы речи.

а) В гости к нам пришла девочка Уля

Игра: «Докажи словечко»

Гладит всё, чего касается, а дотронешься- кусается (утюг)

Две антенны на макушке, а сама сидит в избушке,

На себе её везет, очень медленно ползёт. (улитка)

Пёстрая крякушка ловит лягушек, ходит в развалочку. (утка)

б) Какой первый звук слышится в словах: утюг, удочка, утка.

Уля обозначает «У»

Чтобы звук «У» произнести нам помогают губы.

Губы сложи в трубочку, на дудочку похожи.

Подудеть на дудочке без дудочки мы можем. У-у-у-у

Характеристика звука.

У- произносится легко, во рту ничего не мешает, произносить можно долго.

У-у-у- тихо

У-у-у- громко клубочек

Гласный

- Воздух свободно идёт ч/з рот

Нет препятствий разных

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный (красный)

Для пения гласные звуки важны,

Они очень напевные, и очень важны.

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватки баюкать ребёнка.

Но не желают свистеть и ворчать.

в) Хлопки на звук «У»

у, п, у, к, в, у, у.

г) Выбрать имя со звуком «У»

Аня, Арина, Уля, Алёна.

д) Какое слово лишнее?

усики, мак, улитка, уголь.

8. Знакомство с буквой «У»

а) Звуки мы слышим и произносим

А букву видим и пишем.

Звук «У» живёт в домике (буква «у», благодаря этому люди могут читать и писать.

На что похожа буква.

«У» как у зайчонка ушки. Эти ушки на макушки.

П/г. Зайки белые сидят и ушами шевелят. Вот так, вот так.

б) Выкладывание буквы (семена, палочки)

Итог: Таблица звуки- буквы У- гласный, красный. В чьем царстве мы побывали? Какая она, королева Осень?

Назовите приметы осени.

Публикации по теме:

Детско-родительский проект «Дружные слова» в старшей группе с ОНР «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в.

Календарно-тематический план логопедических занятий (1-й год обучения, ОНР — III уровень) КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (1-й год обучения, ОНР – III уровень) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Осень. Звук и буква [У]»
Опубликовано: 14 октября 2014 в 17:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июля. День сказочных поделок на МААМ

Такие разные сказки — веселые или поучительные, забавные или трагические, а может быть даже страшные, но обязательно со счастливым концом. Невозможно представить детство без сказок! А детский сад — это...

16 июля. День поделок из проволоки на МААМ

Чем хороша проволока в качестве материала для рукоделия? Тем, что она отличается высоким уровнем гибкости. А это значит, что можно придавать ей любую форму, воплощая в реальности даже самые сложные...

Конспект НОД по лепке с детьми раннего возраста на тему «Колобок»
Цель: -Учить детей лепить предметы округлой формы, используя приём раскатывания; -Развивать мелкую моторику пальцев рук; -Формировать интерес к лепке;...
Видео и конспект спортивного праздника «Овощи и фрукты — полезные продукты!» для...
Спортивный праздник "Овощи и фрукты - полезные продукты! " Авторы: Иванова Е. Г, Карачарова Н. П. Цель : создание условий для взаимодействия детей друг...
Маршрут «Вежливый охотник», реализуемый в рамках проекта «Маршруты. На пути к...
Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность являются одной из важных форм воспитания, обучения и оздоровления дошкольников. В последние годы...