МААМ-картинки

Основные закономерности психического и личностного развития детей 3–4 лет в игре

Елена Бардычева
Основные закономерности психического и личностного развития детей 3–4 лет в игре

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. Развитие речевых функций в значительной степени способствует формированию общения со взрослыми и сверстниками. Активно развиваются познавательные процессы, самосознание и личность ребенка в целом.

Ведущим видом деятельности детей 3-4 лет становится игра.

Публикация «Основные закономерности психического и личностного развития детей 3–4 лет в игре» размещена в разделах

Игры. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Творчество. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простые виды аппликации.

Конструктивная деятельность ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Мышление. В этом возрасте у детей развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего детского сада. Различают пространственные отношения: около, рядом, за, между, перед. Узнают бытовые предметы на ощупь.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дети способны установить некоторые открытые связи и отношения между предметами.

Навыки: дети самостоятельно одеваются, умеют застегивать пуговицы, молнии. Самостоятельно едят, правильно держат вилку и ложку. Самостоятельно умываются.

Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. В этом процессе очень большую роль играет ориентировка. Психолог Запорожец проводил следующие эксперименты: детям надо было провести машинку по лабиринту или пробежать по определенному маршруту, или прыгнуть как можно дальше сначала с предварительной ориентировкой (например, проводилась черта, до которой детям надо было до-прыгнуть, а затем без ориентировки (прыгать как можно дальше). Оказалось, что практически все дети прыгают дальше, если есть ориентировка, т. е. хотя бы черта, до которой надо допрыгнуть. Точно так же они лучше, ведут машину и координируют свои действия при выделении ориентировочного этапа. Исследования Запорожца привели его к выводу о том, что ориентировка проходит несколько

этапов — от ориентировки внешней, развернутой, к внутренней, свернутой, т. е. интериоризованной.

Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Одним из условий бесконфликтного развития личности является положительное, эмоциональное отношение в сочетании с точным и полным знанием о себе, т. е. человек должен осознавать свои хорошие и плохие качества, свои достоинства и недостатки. Самооценка достаточно устойчива и часто неосознанна.

Однако существует и такое качество, как уровень притязаний. Уровень притязаний зависит от ситуации, от выполняемой деятельности, так как в одних условиях человек может притязать на самую высокую оценку, а в других ни на что не претендует. Уровень притязаний почти всегда осознан и этим он также отличается от самооценки.

Продолжает развиваться также и половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. В этом возрасте многие дети способны понять и чужую позицию, увидеть мир глазами другого человека.

В 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Развивается и групповая дифференциация, в группе выделяются лидеры, которые умеют как организовать деятельность других детей, так и привлекают к себе их симпатии.

Говоря о структуре личности ребенка необходимо помнить о разнице между индивидуальными особенностями и качествами личности. Если индивидуальные особенности являются врожденными и связаны с определенными свойствами нервной системы, то качества личности формируются при жизни и зависят от социального окружения. Поэтому можно говорить об изменении структуры личности, но невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности нейтрализуя отрицательные.

Большое значение в формировании личности имеет семья, люди, которые окружают детей в первые годы жизни и влияют на развитие индивидуального стиля жизни.

Трудолюбие, внутренняя позиция, адекватная самооценка, высокий уровень притязаний, развитие сенсорно-моторной координации, распределение и концентрация внимания, умение подчинять деятельность определенному образцу или правилу и степень обобщенности познавательных процессов и ориентировки в дальнейшем будут являться важными составляющими школьной готовности.

Литература:

1. Роберт Кайл Детская психология: Тайны психики ребенка (серия Психологическая энциклопедия). - СПб. : прайм Еврознак, 2009. 414с.

2. Т. Д. Марцинковская Детская практическая ПСИХОЛОГИЯ. - М. Гардарики, 2000. 255с,

3. Л. Ф. Обухова Детская психология: теории, факты, проблемы. М. Тривола, 2000. 300с.

4. И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт.

5. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку. Научно-практическое руководство. – СПб. : Речь, 2010. – 352с.

Публикации по теме:

Формирование культуры речи детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять.

Соревнования городской спартакиады по шашкам. Куртамыш Дошкольный возраст - время интенсивного формирования и роста тела, развитие функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные закономерности психического и личностного развития детей 3–4 лет в игре
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 13:53
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД