Лучший педагог года

Особенности и профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста

Виктория Николаевна Остапенко
Особенности и профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста

В последние годы значительно возросло количество детей с нарушениями звукопроизношения, бедности экспрессивной речи, и в некоторых случаях на задержки речевого развития у детей раннего дошкольного возраста. Из этой категории впоследствии выделяются дети, речевое развитие которых позволяет их отнести к «группе риска по общему недоразвитию речи». Основными признаками данных речевых отклонений является выраженная дефицитарность словаря ребенка и позднее появление фразы, предпосылки к дефектному звукопроизношению. Ранний возраст - период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода - овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Публикация «Особенности и профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ранний дошкольный возраст в жизни детей имеет особое значение : обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального развития, которых не будет ни в одном из последующих периодов жизни. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Таким образом, чем раньше начата логопедическая работа, тем скорее удается обучить ребенка речи. Это объясняется, прежде всего, тем, что чем младше ребенок, тем меньше замечает он свой дефект, и тем меньше стесняется своей речи. Кроме того, кругозор маленького ребенка уже, мысли его проще, речь, в которой он нуждается, должна быть элементарнее по построению и беднее по словарю, нежели речь старшего дошкольника. Следовательно, и овладеть ею, догнать своих сверстников можно в более короткий срок. Без специальной работы обучение детей с тяжелыми нарушениями речи в массовой школе становится затруднительным; кроме того, даже сравнительно небольшое запоздание в развитии речи оставляет тяжелый след в развитии ребенка, тормозит формирование интеллекта, искривляет характер. Наибольшие трудности у детей раннего возраста наблюдаются в развитии тех функций, которые формируются в данный сензитивный период. Прежде всего, это активная речь и сенсомоторное развитие, поскольку с 2-х до 3-х лет именно эти функции наиболее чувствительны к влиянию неблагоприятных биологических факторов:

-ухудшение экологической обстановки,

-дефицит йода и фтора,

-патологии беременности,

-родовые травмы,

-ослабленное здоровье детей,

-недоразвитие органов артикуляционного аппарата.

В качестве социальных причин, вызывающих отклонения в развитии данных функций, выявляются:

-неблагоприятное речевое воспитание ребенка,

-снижение речевой культуры общества в целом.

Современный ребенок, продолжительное время находящийся у экрана телевизора, компьютера, других гаджетов, постепенно перестает нуждаться в общении с взрослыми. Книги (а уж тем более чтение ребенку вслух) уже давно перестали быть частью онтогенетического процесса. Ребенок не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, его коммуникация ограничивается использованием жестов и мимики, задерживая речевое развитие.

Характер нарушений произносительной стороны речи детей, выявляемый в ходе логопедической диагностики, свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах развития : часто отмечаются дефекты произношения звуков раннего онтогенеза (г, х, т, д) смягчение согласных, межзубные, боковые сигматизмы, смешение звуков как по месту и способу артикуляции, так и по акустическим характеристикам, что свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха. Из опыта работы могу сказать, что отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности.

Если ребенок испытывает трудности взаимодействия с близкими, то мотивация к речевому общению, закономерно, будет низкая или снижена.

Таким образом, раннее обращение родителей к специалисту логопеду способствует более эффективной и результативной коррекции речевых нарушений.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности и профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 22:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД