Венера Носова
Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа
Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей
с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Леонова Марина Борисовна,
Носова Венера Рафельевна,
воспитатели
МБДОУ ДС №15 «Дюймовочка»
2021 год
Публикация «Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Аннотация
В данном материале представлена работа по укреплению здоровья и восстановлению нарушенных функций детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) : упражнения для укрепления мышц стопы, укрепления мышц тазобедренного сустава, развития равновесия, укрепления позвоночника, развития координации движений, равновесия, общей и мелкой моторики, а также упражнения для растяжения икроножной мышцы, тонизирующие свод стопы.
Упражнения проводятся с целью укрепления мышц, суставов и связок, как следствие, исправление некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия, укрепления органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, зрения. Они способствуют более совершенному психофизическому развитию, улучшают настроение детей с ОВЗ и используются в детском саду и дома.
Работа по укреплению здоровья детей с ОВЗ оказывают положительный эффект только при регулярном, длительном выполнении.
Представлен примерный план коррекционной работы с детьми на месяц. Занятия проводятся в первой и второй половине дня.
Упражнения подобраны с учётом физических особенностей детей, их заболеваний, рекомендаций ПМПК.
Комплекс игр и упражнений разработан на месяц, по неделям. Рекомендуется к работе с детьми с ОВЗ в ДОУ.
Цель: содействие гармоничному физическому развитию детей и своевременной профилактике, и коррекции плоскостопия, формированию правильной осанки посредством выполнения комплексов специальных упражнений и ортопедических игр.
Задачи:
1) формирование осознанного, положительного отношения детей к здоровому образу жизни;
2) обучение правильному выполнению упражнений на укрепление осанки, свода стопы.
3) снижение соматической заболеваемости детей.
Не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут быстро вливаться в среду здоровых сверстников. Работа с такими детьми требует деликатного и гибкого подхода.
Положительный результат показало использование комплексов специальных упражнений и ортопедических игр для коррекции плоскостопия, формирования правильной осанки, так как нежелательно использовать общие упражнения для детей с ОВЗ. Такая работа должна проводиться систематически, каждый день. Упражнения и ортопедические игры необходимо чередовать, обновлять, проводить с музыкальным сопровождением, чтобы заинтересовать детей.
В работе используются следующие методы и приё мы: игровые, наглядные, практические, методы стимуляции и мотивации.
Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям детей. Физические упражнения выполняются после их словесного объяснения в сочетании с показом. Они не должны усиливать болевых ощущений. Музыкальное сопровождение занятий повышает их эффективность.
Дети выполняют ортопедические упражнения, сидя на коврике и стуле; стоя на коврике, гимнастической палке, обруче, канате, лёжа на коврике. Важно не перегружать позвоночник и избегать чрезмерной нагрузки на стопы.
Занятия проводятся в игровой форме, с музыкальным сопровождением, разноцветным инвентарём, с сюжетными игрушками.
Часто дети высказывают свои пожелания, поэтому проводятся другие игры или упражнения. Следует учитывать диагнозы и возможности каждого ребёнка.
Необходимо иметь в группе много разнообразного материала для регулярного проведения данного комплекса. Постоянно его пополнять.
Работа с детьми должна проходить в системе. Для того, чтобы заинтересовать своих воспитанников, меняются упражнения и игры. Работа планируется на месяц.
В работе с детьми используются:
Упражнения для укрепления мышц стопы:
1. Ходьба на носочках, пяточках;
2. Ходьба по ортопедическим дорожкам;
3. Ходьба по канату;
4. Ходьба по морским камушкам;
5. Ходьба по обручу.
6. Захват пальцами ног карандаша, салфеток и других мелких предметов.
Упражнения для укрепления мышц тазобедренного сустава:
1. Ходьба вдоль «бревна»;
2. Перешагивание предметов.
3. Катание на пони
Упражнения для развития равновесия:
1. Ходьба по ограниченной плоскости, лежащей на полу;
2. Ходьба по доске, приподнятой над полом;
3. Ходьба по коврикам с разным покрытием (мягкое и твёрдое, тёплое и прохладное, гладкое, колючее, ворсистое, т. д.)
Упражнения для укрепления позвоночника:
1. Упражнения на фитболе
Упражнения для растяжения икроножной мышцы, тонизирующие свод стопы:
1. Ходьба по наклонной плоскости;
2. Ходьба по коврикам с разным покрытием (мягкое и тёплое, твёрдое и прохладное, гладкое, колючее, ворсистое, т. д.).
Упражнения для развития координации движений, равновесия, общей и мелкой моторики:
1. Гимнастика, игры в сухом бассейне;
2. Упражнения на тренажёрах.
Первая неделя
Вторая неделя
Третья неделя
Четвёртая неделя
Ежедневно проводятся «Весёлые упражнения»
Из положения сидя:
1) попеременное сгибание и разгибание стоп;
2) верчение стоп
3) сгибание пальцев стоп
4) захват предметов
Из положения стоя:
1) перекаты с пятки на носок;
2) сведение и разведение попеременно пяток, носок.
Из положения лёжа
1) упражнение «Велосипед» (лёжа на спине)
2) упражнение «Лодочка» (лёжа на животе).
Описание ортопедических игр
«Циркачи». Игровая ситуация: в цирке готовится представление. Дети в разноцветных колпачках приходят в «цирк», рассаживаются на стульчики и смотрят выступления артистов, т. е. самих себя: ходьба по канату, руки в стороны, на поясе; поднимание мяча ногами и катание; упражнения с обручем.
«Художники». Предварительная работа: рисование карандашами по трафаретам на бумаге, рисование карандашами в воздухе. Дети, сидя на стульчиках, пальцами ног захватывают лежащие на полу карандаши и описывают ими в воздухе различные фигуры.
«Стирка». Игровая ситуация: после чаепития кукол остались грязные салфетки. Сидя на стульчиках, дети пальцами ног захватывают салфетки и производят движения похожие на стирку. Складывают салфетки в тазик.
«Загрузи машину». Игровая ситуация: в зоопарке зверям не хватает домиков, надо их построить. Кирпичики для стройки можно привезти на грузовике. Дети, сидя на стульчиках, пальцами ног захватывают деревянные кирпичики, передают их друг другу и складывают в машину.
Необходимый инвентарь: ортопедические дорожки (деревянные с реечками и без реечек, мягкие с шипами, обручи, канат, гладкие камушки, массажёры, гимнастические палки, мячи большие и маленькие.
Индивидуальная работа с детьми на прогулке проводится с выносным материалом и на спортивных снарядах, находящихся на участке.
Результативность
В результате проведенной работы происходит:
- стабилизация, а затем и коррекции плоскостопия, укрепление осанки;
- повышение уровня физической подготовленности детей;
- снижение соматической заболеваемости детей на 20-25%.
Выводы и рекомендации
В результате работы выявлена положительная динамика в укреплении мышечного корсета, формировании правильной осанки и состоянии опорно-двигательного аппарата. У детей восстановилась рессорная функция стопы, повысился общий тонус организма, укрепились ослабленные мышцы ног, улучшилась координация движений, сформировалась правильная и красивая походка.
Для многих детей упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия, которые проходили в игровой форме, стали средством преодоления застенчивости, скованности, формирования лидерских качеств, развития мышечной памяти, внимания, творческой инициативы.
Данный комплекс игр и упражнений рекомендуем для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ДОУ.