Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА

Венера Носова
Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Дюймовочка» Старооскольского городского округа

Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Леонова Марина Борисовна,

Носова Венера Рафельевна,

воспитатели

МБДОУ ДС №15 «Дюймовочка»

2021 год

Аннотация

В данном материале представлена работа по укреплению здоровья и восстановлению нарушенных функций детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА): упражнения для укрепления мышц стопы, укрепления мышц тазобедренного сустава, развития равновесия, укрепления позвоночника, развития координации движений, равновесия, общей и мелкой моторики, а также упражнения для растяжения икроножной мышцы, тонизирующие свод стопы.

Упражнения проводятся с целью укрепления мышц, суставов и связок, как следствие,исправление некоторых дефектов опорно-двигательного аппарата: нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопия, укрепления органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, зрения. Они способствуют более совершенному психофизическому развитию, улучшают настроение детей с ОВЗ и используются в детском саду и дома.

Работа по укреплению здоровья детей с ОВЗ оказывают положительный эффект только при регулярном, длительном выполнении.

Представлен примерный план коррекционной работы с детьми на месяц. Занятия проводятся в первой и второй половине дня.

Упражнения подобраны с учётом физических особенностей детей, их заболеваний, рекомендаций ПМПК.

Комплекс игр и упражнений разработан на месяц, по неделям. Рекомендуется к работе с детьми с ОВЗ в ДОУ.

Цель: содействие гармоничному физическому развитию детей и своевременной профилактике, и коррекции плоскостопия, формированию правильной осанки посредством выполнения комплексов специальных упражнений и ортопедических игр.

Задачи:

1) формирование осознанного, положительного отношения детей к здоровому образу жизни;

2) обучение правильному выполнению упражнений на укрепление осанки, свода стопы.

3) снижение соматической заболеваемости детей.

Не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут быстро вливаться в среду здоровых сверстников. Работа с такими детьми требует деликатного и гибкого подхода.

Положительный результат показало использование комплексов специальных упражнений и ортопедических игр для коррекции плоскостопия, формирования правильной осанки, так как нежелательно использовать общие упражнения для детей с ОВЗ. Такая работа должна проводиться систематически, каждый день. Упражнения и ортопедические игры необходимо чередовать, обновлять, проводить с музыкальным сопровождением, чтобы заинтересовать детей.

В работе используются следующие методы и приёмы: игровые, наглядные, практические, методы стимуляции и мотивации.

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям детей. Физические упражнения выполняются после их словесного объяснения в сочетании с показом. Они не должны усиливать болевых ощущений. Музыкальное сопровождение занятий повышает их эффективность.

Дети выполняют ортопедические упражнения, сидя на коврике и стуле; стоя на коврике, гимнастической палке, обруче, канате, лёжа на коврике. Важно не перегружать позвоночник и избегать чрезмерной нагрузки на стопы.

Занятия проводятся в игровой форме, с музыкальным сопровождением, разноцветным инвентарём, с сюжетными игрушками.

Часто дети высказывают свои пожелания, поэтому проводятся другие игры или упражнения. Следует учитывать диагнозы и возможности каждого ребёнка.

Необходимо иметь в группе много разнообразного материала для регулярного проведения данного комплекса. Постоянно его пополнять.

Работа с детьми должна проходить в системе. Для того, чтобы заинтересовать своих воспитанников, меняются упражнения и игры. Работа планируется на месяц.

В работе с детьми используются:

Упражнения для укрепления мышц стопы:

1. Ходьба на носочках, пяточках;

2. Ходьба по ортопедическим дорожкам;

3. Ходьба по канату;

4. Ходьба по морским камушкам;

5. Ходьба по обручу.

6. Захват пальцами ног карандаша, салфеток и других мелких предметов.

Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА

Упражнения для укрепления мышц тазобедренного сустава:

1. Ходьба вдоль «бревна»;

2. Перешагивание предметов.

3. Катание на пони

Упражнения для развития равновесия:

1. Ходьба по ограниченной плоскости, лежащей на полу;

2. Ходьба по доске, приподнятой над полом;

3. Ходьба по коврикам с разным покрытием (мягкое и твёрдое, тёплое и прохладное, гладкое, колючее, ворсистое, т. д.)

Упражнения для укрепления позвоночника:

1. Упражнения на фитболе

Упражнения для растяжения икроножной мышцы,тонизирующие свод стопы:

1. Ходьба по наклонной плоскости;

2. Ходьба по коврикам с разным покрытием (мягкое и тёплое, твёрдое и прохладное, гладкое, колючее, ворсистое, т. д.).

Упражнения для развития координации движений, равновесия,общей и мелкой моторики:

1. Гимнастика, игры в сухом бассейне;

2. Упражнения на тренажёрах.

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая неделя

Ежедневно проводятся «Весёлые упражнения»

Из положения сидя:

1) попеременное сгибание и разгибание стоп;

2) верчение стоп

3) сгибание пальцев стоп

4) захват предметов

Из положения стоя:

1) перекаты с пятки на носок;

2) сведение и разведение попеременно пяток, носок.

Из положения лёжа

1) упражнение «Велосипед» (лёжа на спине)

2) упражнение «Лодочка» (лёжа на животе).

Описание ортопедических игр

«Циркачи».Игровая ситуация: в цирке готовится представление. Дети в разноцветных колпачках приходят в «цирк», рассаживаются на стульчики и смотрят выступления артистов, т. е.самих себя: ходьба по канату, руки в стороны, на поясе; поднимание мяча ногами и катание; упражнения с обручем.

«Художники».Предварительная работа: рисование карандашами по трафаретам на бумаге, рисование карандашами в воздухе. Дети, сидя на стульчиках, пальцами ног захватывают лежащие на полу карандаши и описывают ими в воздухе различные фигуры.

«Стирка».Игровая ситуация: после чаепития кукол остались грязные салфетки. Сидя на стульчиках, дети пальцами ног захватывают салфетки и производят движения похожие на стирку. Складывают салфетки в тазик.

«Загрузи машину».Игровая ситуация: в зоопарке зверям не хватает домиков, надо их построить. Кирпичики для стройки можно привезти на грузовике. Дети, сидя на стульчиках, пальцами ног захватывают деревянные кирпичики, передают их друг другу и складывают в машину.

Необходимый инвентарь: ортопедические дорожки (деревянные с реечками и без реечек, мягкие с шипами, обручи, канат, гладкие камушки, массажёры, гимнастические палки, мячи большие и маленькие.

Индивидуальная работа с детьми на прогулке проводится с выносным материалом и на спортивных снарядах, находящихся на участке.

Результативность

В результате проведенной работы происходит:

- стабилизация, а затем и коррекции плоскостопия, укрепление осанки;

- повышение уровня физической подготовленности детей;

- снижение соматической заболеваемости детей на 20-25%.

Выводы и рекомендации

В результате работы выявлена положительная динамика в укреплении мышечного корсета, формировании правильной осанки и состоянии опорно-двигательного аппарата. У детей восстановилась рессорная функция стопы, повысился общий тонус организма, укрепились ослабленные мышцы ног, улучшилась координация движений, сформировалась правильная и красивая походка.

Для многих детей упражнения по профилактике и коррекции плоскостопия, которые проходили в игровой форме, стали средством преодоления застенчивости, скованности, формирования лидерских качеств, развития мышечной памяти, внимания, творческой инициативы.

Данный комплекс игр и упражнений рекомендуем для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ДОУ.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной ОД для детей компенсирующей направленности в подготовительной группе «Скелет человека» Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей компенсирующей направленности в подготовительной группе с использованием.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Фотоотчет о целевой профилактической акции по ОБЖ «Внимание — дети» в группе общеразвивающей направленности от 4–5 летФотоотчет о целевой профилактической акции по ОБЖ «Внимание — дети» в группе общеразвивающей направленности от 4–5 лет Фотоотчет Целевая профилактическая акция по ОБЖ «Внимание дети» в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет. В рамках областного.

Отчет об ООД по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Игрушки»Отчет об ООД по математике в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Игрушки» Фотоотчет ООД по математике в старшей группе, компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Игрушки" (по Н. В. Нищевой) Цель: способствование.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Динозавры
  • Транспорт
Автор публикации:
Особенности коррекционно-профилактической деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с НОДА
Опубликовано: 16 октября 2021 в 13:43
+246Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 ноября. День зимней безопасности на МААМ

Зима у нас в России долгая. В иных областях холода стоят по полгода. Море приятных эмоций можно получить, играя в снежки, катаясь с горок или по льду на коньках. Но в любом, даже самом весёлом занятии,...

28 ноября. День матери

Мама — главное слово в жизни каждого человека, сила любви между ребенком и матерью нерушима. Сегодня мы поздравляем наших дорогих мам — в эту осеннюю хмурую пору празднуется один из самых радостных...


Горячие темочки