Лучший педагог года

Особенности проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционной школе

Кошелева Марина
Особенности проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционной школе

Уча других, мы учимся сами.

Сенека

Новые специальные федеральные образовательные стандарты для детей с ОВЗ ставят перед школой новые задачи : создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Учитель не только должен дать знания по предметам, но и учить правильному поведению в обществе, помочь узнать окружающий мир, научить жить и быть востребованным в этом мире, а также сделать школьную жизнь яркой, веселой и интересной.

Публикация «Особенности проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционной школе» размещена в разделах

Как построить учебно-воспитательную работу так, чтобы каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой познавательный интерес? Здесь на помощь приходит метод проектов.

Слайд 3

Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ:

1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность.

2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности.

3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному».

Конечно, у учащихся с ОВЗ закладывается естественное ограничение на организацию проектной деятельности.

Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, - значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

СЛАЙД 4

Использование проектной деятельности в работе с детьми с нарушением интеллекта способствует развитию всех сторон психики, а самое главное социализации детей с умственной отсталостью.

Опыт работы показал, что именно проектная деятельность позволяет учащимися с ОВЗ не только воспринимать учебный материал с интересом, но и самому быть активным участником этого процесса.

СЛАЙД 5

Анализируя свою деятельность как учителя, я столкнулась с рядом проблем, которые вызывают сложности в реализации проектов.

-Низкий уровень познавательных возможностей (неготовность учащихся к проектной деятельности).

-Слабые эмоционально-волевые усилия (Отсутствие желаемой самостоятельности).

-Тотальные нарушения всех высших психических функций.

-Минимальная помощь детям в семье.

-Наличие возможности утраты сформированных ЗУН, без дальнейшего их применения.

Целью моей работы является создание оптимальных условий для проектирования деятельности обучающихся на уроках, а также во внеурочной деятельности.

Исходя из цели, ставлю следующие задачи:

• Вовлечь детей в проектную деятельность;

• Научить представлять продукты проектов;

СЛАЙД 6

Я выбрала следующие принципы организации проектной деятельности :

1) Учёт интересов детей.

Ситуация, когда учеников "строят" и заставляют делать "проект", который им не интересен, не имеет ничего общего с проектированием. В проекте ребёнок решает личностно-значимую для себя задачу. Если личностной включённости нет, нет и проекта.

2) Учение через деятельность.

Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.

3) Познание и знание являются следствием преодоления трудностей.

4) Сотрудничество участников педагогического процесса.

Здесь я могу говорить не только о сотрудничестве между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.

5) Свободное творчество в выборе оформления проекта.

СЛАЙД 7

Работу со своими детьми организую по следующему плану:

Выбор темы.

Постановка цели и задач.

Изучение вопроса, объекта исследования.

Сбор материала.

Обработка материала, получение результата, анализ.

Отчёт о проделанной работе.

Оформление результатов проекта - сообщение, презентация.

СЛАЙД 8

По-другому говоря проект – это пять пэ : проблема, проектирование, поиск, продукт и презентация

Используя проектные технологии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:

- проект должен быть посильным для выполнения детьми,

- должны быть созданы условия для успешного выполнения проектов,

- в случае выполнения групповых (коллективных) проектов каждый обучающийся вносит свой вклад в выполнение проекта.

СЛАЙД 9

Проект – это продукт сотрудничества и сотворчества учителей, детей и их родителей.

СЛАЙД 10

Видов проектов довольно таки много, для себя я выделила 4 наиболее приемлемые для детей с ОВЗ

Практико-ориентированный проект

Исследовательский проект

Информационный проект

Творческий проект

СЛАЙД 11

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

В 2017 г мы с группой учащихся 8,9 классов составили слайд-сборник авторских задач о родном крае и назвали его «О святынях Устьянии», где представили историю родного края в нескольких математических заданиях и задачах. Проект был сложным, но интересным. Нацелен был на дальнейшее его использование как на уроках математики, так и при проведении викторин, соревнований.

СЛАЙД 12

Исследовательский проект по структуре напоминает небольшое научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Группа обучающихся 9 кл в 2018 г приняли участие в исследовательском проекте «Математика в нашей жизни». Целью данной работы было изучить и проанализировать какую роль играет математика в повседневной жизни и показать важность данной науки в различных жизненных ситуациях.

Еще один исследовательский проект «Загадочное число 3», выполненный обучающейся 8 кл позволил приоткрыть завесу тайн, связанных с числом 3. Оказалось, что люди из древних времён поклонялись числу три. Кроме этого Вика убедилась, что число «3» в ее семье встречается довольно часто и сопровождает их в различных видах деятельности.

СЛАЙД 13

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью его анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

В 2020 г Ершова Виктория составила математический справочник «Поселок Кизема в цифрах и величинах». Работа была трудоемкой. Пришлось познакомиться с большим количеством исторических и статистических данных, которые помогли в дальнейшем при составлении справочника. В нем представлены основные даты, величины, связанные с историей п. Кизема. Проект был представлен на школьной конференции.

СЛАЙД 14

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Специфика проектной деятельности подразумевает работу в группах, в результате чего формируется коллектив, дети учатся выстраивать межличностные отношения.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя.

Известно, что основной критерий для ученика выражается словами «интересно» - «неинтересно». Любая творческая работа позволяет учителю другими глазами увидеть ученика и оценить уровень его способностей. Пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к освоению действительности, формировать стремление к поиску в открытии мира, раскрепостить творческое мышление ученика — в этом я вижу свою задачу как учителя.

Неоспорим тот факт, что тренировка и поощрение творческой деятельности должны начинаться в самом начале образовательного процесса и продолжаться на протяжении всей школьной жизни.

СЛАЙД 15

Опыт работы учителей коррекционной школы показывает, что применение метода проектов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья способствует :

коррекции недостатков развития ребенка;

• развитию мыслительных операций (познавательного интереса, инициативы и творческих способностей;

• формированию навыков самообразования и самостоятельной работы;

• формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления;

• воспитанию настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду;

• формированию умений публично выступать и работать в команде.

Коррекционная школа должна быть обращена лицом к ребенку, должна обеспечивать реальные условия его обучения и развития, создать для всех детей единую систему общения, адаптации и социализации. Все это поможет максимально раскрыть возможности детей, дать им более широкое образование.

СЛАЙД 16

Подводя итог сказанному, проектная деятельность в коррекционной школе способствует приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе обучающихся с ОВЗ

Решение:

-Рекомендовать учителям-предметникам использовать метод проектной технологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

- Организовать на школьном сайте методическую копилку для педагогов с целью обмена передовым педагогическим опытом по реализации проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе.

Литература

• И. Стрельникова, Е. Сухаревская: статья «Проекты и исследования» газета «Начальная школа» №5 (630, 1-15.03.2008.

Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 4-е изд., доп. – М. : Аркти, 2010. – 240с.

Работаем по ФГОС основного общего образования: Программы коррекционной работы / под ред. Е. Л. Черкасовой. – М. : Перспектива, 2015. – 88с.

ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего об- разования / под ред. Е. Л. Черкасовой, Е. Н. Моргачёвой. – М. : Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.

• Шишкова М. И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога / М. И. Шишкова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 88 с. (Коррекционная педагогика).

Публикации по теме:

Дидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школеДидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе Одна из задач изобразительной деятельности в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями коррекция и развитие мелкой моторики.

Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка В условиях реализации государственных.

Фотоотчёт о проектной деятельности по экологииФотоотчёт о проектной деятельности по экологии Вчера, 5 июня 2021 года, в России праздновался День эколога. В эту же дату установлено ещё одно торжество - Всемирный день окружающей среды,.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Мастер-класс по декупажу бутылочек в школе-интернате для обучающихся с ОВЗМастер-класс по декупажу бутылочек в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить вам мастер-класс по декупажу бутылочек. Мы с ребятами любим заниматься.

Отчёт проектной деятельности «Семья» Вид проекта: творческий продолжительность: долгосрочный участники проекта: родители, педагоги, бабушки, дедушки, воспитанники группы Семья.

План проектной деятельности в подготовительной к школе группе «Там, где всегда мороз»План проектной деятельности в подготовительной к школе группе «Там, где всегда мороз» План проектной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Там, где всегда мороз» Воспитатель Горячева Е. В. Тип проекта:.

Праздничный огонёк к 8 Марта в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ, или Как мальчики девочек поздравлялиПраздничный огонёк к 8 Марта в школе-интернате для обучающихся с ОВЗ, или Как мальчики девочек поздравляли Продолжая традиции, мальчики нашего класса поздравили девочек сМеждународным женским днем 8 мартаПоздравили, пожелали им всего-всего наилучшего,.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности проектной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в коррекционной школе
Опубликовано: 6 января 2023 в 14:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД