Папки-передвижки

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития в ДОУ

Татьяна Алексеева
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития в ДОУ

Т. Ю. Долматова, педагог-психолог

МБДОУ - Детский сад «Алёнушка»

г. Курильск, Россия

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях дошкольного учреждения.

Аннотация. В статье значение раннего педагогического и психологического вмешательства при задержке речевого развития у детей раннего возраста. Автором описывается система коррекцонно-профилактического воздействия состоящая из 3х блоков, реализация которой на базе дошкольного образовательного учреждения способствует нивелированию и предупреждению речевых нарушений.

Публикация «Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития в ДОУ» размещена в разделах

Ключевые слова: ранний возраст, речевое развитие, задержка развития речи, логопедические занятия, коррекционно-профилактическое воздействие.

В течение двух последних десятилетий Институт коррекционной педагогики и психологии разрабатывает концепцию раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии у детей раннего возраста. Основная цель этой концепции, ранняя диагностика и своевременная профилактика и коррекция имеющихся отклонений в развитии. Проблема ранней помощи детям является очень актуальной. В процессе наблюдения за детьми раннего возраста в нашем дошкольном учреждении, изучения медицинских данных и индивидуальных обращений родителей, мы выявили, что всё больше поступает детей с симптоматикой задержки развития речи (ЗРР). Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного активного и пассивного словаря. Это дети с сохранным интеллектуальным и эмоциональным развитием, слухом, понимающие обращенную к ним речь, определенными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в нормотипичные показатели. В дальнейшем, ЗРР с возрастом может перерасти в серьезные неврологические диагнозы, ребенку будет необходимо дошкольное учреждение компенсирующего вида или длительная логопедическая работа. Исследования Е. И. Исенина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия о роли речи в психике ребенка, свидетельствуют о том, что речь является фундаментом всех высших психических функций. Поэтому, если речь развита, то все остальные функции развиваются тоже, своевременное коррекционно-профилактическое воздействие, способствует нивелированию уже имеющихся отклонений и профилактики вторичных нарушений, вызванных ЗРР. Активное речевое и психическое развитие ребенка происходит на ранних этапах онтогенеза в процессе его социализации, в тесной взаимосвязи обучения с речевой деятельностью, в связи с этим вопросы предупреждения и компенсации отклонений стало приоритетным в практике нашего дошкольного учреждения.

Коррекционно-профилактическое воздействие в раннем возрасте предполагает целенаправленную систематическую психолого-педагогическую работу по коррекции и формированию процессов на данном возрастном этапе. Данная работа основывается на следующих принципах: раннего начала психолого-педагогического сопровождения, учёта зоны актуального развития и зоны ближайшего развития (Л. С. Выготкий, связи речевого и психического и моторного развития (Л. А. Вергер, М. М Кольцова, Д. Б. Эльконин, природособразности (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, системный, деятельностный с другие.

Коррекционно-профилактическое воздействие состоит из следующих блоков:

Психолого-педагогический осуществляется педагогом-психологом и логопедом. Основные формы работы речевое обследование детей, организация подгрупповых логопедических занятий (занятия на "запуск речи").

Занятия проходят в игровой форме, организуются на основе постепенно усложняющегося материала, лексические темы связаны с сезонностью явлений в природе и жизни людей. Каждое занятие имеет четко организованную структуру:

1. Приветствие по кругу

2. Артикуляционная гимнастика сенсорно-интегративная

3. Игры с использованием элементов самомассажа

4. Сенсорные игры, игры в сенсорной коробке

5. Игры на развитие кистевого пальцевого праксиса

6. Дыхательные игры и упражнения

7. Игры на подражание взрослому простых действий и цепочки действий, речевое подражание, развитие слухового и зрительного восприятия, формирование координации "рука-глаз", "рука-рука", вестибулярных ощущенией.

8. Коммуникативные игры, игры малой и средней подвижности на развитие игрового взаимодействия.

9. Прощание.

На занятиях используется яркий запоминающийся персонаж - перчаточная кукла, разнообразный дидактический, сенсорный, природный материал, тренажеры для мозжечковой стимуляции (балансиры, простые упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

Музыкально-логопедический: осуществляется музыкальным руководителем, логопедом или педагогом-психологом в форме групповых логоритмических. Логоритмические занятия в раннем возрасте включают в себя : ходьбу со сменой направления, упражнения на развитие дыхания, артикуляционную гимнастику, проговаривание потешек, стихов, чистоговорок, игры и упражнения на развитие ритмического чувства, пение. Песенный и игровой репертуар представлен следующими авторами: М. Ю. Картушина "Логоритмические занятия в детском саду", "Коммуникативные игры для дошкольников", Ю. А. Дерябкина "Музыкальный калейдоскоп", О. Мячикова (пальчиковые и подвижные игры, Т. Марчук "Марусины песенки", А. Логочевская (сборники "Зоя-Сова", "Песенки с движение", "Логопедические песенки", "Круглый год", Т. В. Ермолина песенки, потешки игры для детей и другие.

3. Социально-педагогический: консультативные групповые и индивидуальные мероприятия в очном, онлайн и офлайн формате для родителей от педагога-психолога и логопеда. Групповые консультации предполагают информационный блок с теоретическими основами специфики и закономерностей развития речи в раннем возрасте, причин возникновения задержек речевого развития, методов и приемов, которые родители могут использовать в домашних условиях. Родителям предлагаются видеоуроки, которые необходимы для закрепления пройденного материала. Видеоурок представляет собой не большое занятие от логопеда или психолога со знакомыми детям речевыми, пальчиковыми играми, упражнениями артикуляционной гимнастики.

Такая 3-х компонентная система позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, активизирует мотивационный компонент речи, повышает творческую активность, в целом дает возможность нормализовать процесс развития, приближая его физиологическому речевому онтогенезу.

1. Е. Ф. Архипова Логопедическая помощь детям раннего возраста : Учебное пособие. - М. :Мозайка-Синтез, 2015.- 256с.

2." Logopedprofiportal.ru" [Электронный ресурс ]. - Режим доступа: https://logopedprofiportal.ru/blog/750427.

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возрастаДидактическая игра из фетра как форма речевого развития детей раннего возраста Дети раннего возраста восприимчивы к звукам речи, обладают повышенной языковой чувствительностью, потому еще на этом этапе нужно начинать.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с задержкой речевого развития в ДОУ
Опубликовано: 15 марта 2022 в 03:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД