Папки-передвижки

Особенности работы с детьми с ОВЗ на примере арт-терапии

Майя Долгополая
Особенности работы с детьми с ОВЗ на примере арт-терапии

Особенности работы с детьми с ОВЗ на примере арт-терапии

В настоящее время в России намечается тенденция к увеличению рождения детей с тяжёлыми комплексными нарушениями здоровья, нуж-дающихся в создании специальных условий развития, обучения и воспита-ния. Так за 2019 год число детей с инвалидностью увеличилось почти на 19 тыс. человек по сравнению с 2018 годом [1]. Эти данные говорят о необходимости постоянного совершенствования программы инклюзивного дошкольного образования, создании адаптированных программ для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и определении ее специфики содержания обучения и воспитания этих детей в группах общеразвивающей направленности. Дети с ограниченными воз-можностями здоровья - это сложный своеобразный контингент, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые вызывают трудности в обучении. В эту категорию входят дети с нарушениями развития слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР, с вы-раженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

Публикация «Особенности работы с детьми с ОВЗ на примере арт-терапии» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО, образование детей осуществляется в пя-ти образовательных областях, одно из которых «Художественно-эстетическое развитие». Теоретической основой социокультурного разви-тия личности ребенка с ОВЗ является культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, в которой отмечается, что «культурное развитие есть главная сфера, где возможна компенсация недостаточности» и указывается необходимость как можно шире практиковать взаимодействие детей с ОВЗ с ровесниками, не замыкая их в особые группы [2]. У детей данной катего-рии необходимо как можно раньше формировать социальную активность, использовать культурные формы, имеющие субъектную направленность развития ребенка с ОВЗ. Уже на ранних стадиях онтогенеза можно помочь ребёнку с инвалидностью не только усваивать все богатство культуры, но и активно в ней функционировать и преобразовываться, творчески прояв-ляться в разнообразных субъектных отношениях. Всего этого можно до-биться, применяя в своей деятельности арт-педагогику, со следующими ме-тодами: этнотеатр, дидактическая сказка. Творчество помогает ребёнку органично влиться в мир культуры, осознать его целостность и красоту, приобщиться к вечному и прекрасному.

Театральная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи: улучшается грамматический строй речи, совершенствуется диалогическая (беседы, ответы на вопросы) и мо-нологическая (словесное творчество) речь. Дети могут активно использо-вать средства художественной выразительности языка и его грамматиче-ских средств.

Работа по ознакомлению с театрально-игровой деятельностью начи-нается с младшего дошкольного возраста. Когда малыш приходит в дет-ский сад, он уже понимает речь, поэтому воспитатель забавляет его песен-ками и короткими стишками - пестушками. Их назначение - вызвать у ре-бёнка положительные эмоции. За ними следуют потешки и стишки к пер-вым играм с ручками и пальчиками. Позднее наступает черёд прибауток- песенок и сказок.

В среднем и старшем дошкольном возрасте продолжается работа по театрально-игровой деятельности. Для работы над речью детей использу-ются кричалки, потешки, прибаутки. Проводятся упражнения для язычка и дыхательная гимнастика, что укрепляет дыхательную систему ребёнка, его здоровье, вводятся элементы логоритмики. Театрально-игровой опыт де-тей расширяется. Устное народное творчество, преподнесённое в форме сценок, игр-драматизаций создаёт атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционально-положительного отношения детей к окружающему миру и их познавательному развитию. Дети прини-мают участие в создании мини-этюдов, мини-спектаклей, театральных по-становок, игр-имитаций. Все эти средства хорошо повышают эмоциональ-ный тонус детей, развивают их общительность.

Коррекционная работа с детьми с ОВЗ с применением дидактических сказок допускает проведение индивидуальных и групповых занятий. Детям будет интересно не только обыграть сказку вместе с воспитателем, но и прочесть другие сказки. Некоторые ребята после занятий просят почитать им сказку, в которую они погружались во время занятия. Им вновь хочет-ся восстановить пережитые эмоции и ощущения.

Работая со сказкой, дети погружаются в волшебный мир, становятся частью фактического мира. Ведь в основном детям сказки подаются доста-точно однообразно – просмотр мультфильмов, а с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Занятия помогают детям увидеть сказку «изнутри», стать участником событий.

В основу работы положен комплексно-тематический метод в сочета-нии с наглядными и игровыми приёмами, что способствует поддержанию интереса и внимания, а также созданию положительного эмоционального фона на занятии. Ребёнок учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Дети с ОВЗ имеют определённые особенности восприятия и воспроизведения художественного произведения, не готовы к освоению учебного материала на уровне нормально развивающихся. Тем не менее, они очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки, поэтому задачи коррекции развития личности ребёнка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Дидактическая сказка — процесс образования связей между сказочными событиями и поведением ребёнка в реальной жизни, который благодаря своей сказочной форме она расширяет сознание ребёнка, помогает ему взаимодействовать с окружа-ющим миром и формирует позитивное отношение к своему «я».

Занятия с особыми детьми по методу сказкотерапии не только несут в себе обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего потенциального читателя, которому будет интересно не только послушать и обыграть сказку вместе со взрослыми, но и прочитать её самостоятельно, задуматься о прочитанном. Большой плюс такой рабо-ты, что ребёнка с инвалидностью не изолировали в специализированное помещение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Мир детства должен быть ярким и красочным, пробуждать в детях самые разные эмоции и переживания, управлять которыми мы должны их научить. Вера в возможности ребёнка, любовь к нему независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим, создают ситуацию успеха для каждого ребёнка. Арт-педагогика как важный инструмент в работе воспитателя позволяет не переделывать детей, а создавать условия для их всестороннего творче-ского развития.

Литература

1. Численность детей-инвалидов (данные Минздрава РФ, опубликованные в статистическом сборнике министерства за 2019 год). URL : http//www. sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=1 ( дата обращения: 13.04.2020)

2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Вы-готский: собр. соч. : в 6-ти т. М., 1993. Т. 5.

3. Мацера, Н. Г. Сказкотерапия как один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста // Молодой ученый. - 2016. - № 17. С. 134-135.

4. Бережная, Н. Ф. Использование сказкотерапии в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего школьного возраста [Текст] / Н. Ф. Бережная //Дошкольная педагогика. -2007.-Январь-февраль.

5. Вологодина, Н. В. Сказкотерапия, или Как стать победителем. - Ростов-на-Дону, 2006.

6. Голанов, А. С. Я иду в детский сад. - Москва, 2002.

7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. - Санкт-Петербург, 2006.

8. Практика сказкотерапии. - Санкт-Петербург, 2001.

Публикации по теме:

Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников»Опыт работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» Из опыта работы по театральной деятельности «Театр как метод арт-терапии для дошкольников» «У каждого человека под шляпой – свой театр,.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методическая разработка по профилактике дорожно-транспортного травматизма на примере работы музыкального руководителяМетодическая разработка по профилактике дорожно-транспортного травматизма на примере работы музыкального руководителя Тема: «Соблюдаем ПДД – предупреждаем ДТП!» (из опыта работы) В нашем детском саду особое внимание уделяется формированию навыков безопасного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. (Автор: педагог-психолог.

Экспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконникеЭкспериментирование с детьми дошкольного возраста на примере огорода на подоконнике Ребёнок - дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы с детьми с ОВЗ на примере арт-терапии
Опубликовано: 20 ноября 2022 в 18:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД